• Мария Савинова: «В России перекос в сторону футбола и хоккея»

    Мария Савинова: «В России перекос в сторону футбола и хоккея» - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Реклама • OLIMP.BET
    ООО «БК «Олимп», ИНН 7726705980, ID #a-42548

    До июля прошлого года Мария Савинова считалась крепкой «зимней» бегуньей. Она успешно выступала в крытых манежах, но немного тушевалась на свежем воздухе.

    Победы на летнем европейском первенстве – 2010 в Барселоне и чемпионате мира – 2011 в Тэгу сделали россиянку главной претенденткой за золото олимпийского Лондона-2012. Но в интервью коррес­понденту еженедельника «Спорт день за днем» Савинова об этом не сказала ни слова.

    Перед стартом в Тэгу звенела как струна

    — Мария, поделитесь ощущениями от успеха на чемпионате мира.
    — Если честно, не сразу поверила, что удалось выиграть золотую медаль. Мы с моим тренером Владимиром Казариным и не думали, что я смогу в Корее пробежать быстрее своего же рекорда мирового сезона. В лучшем случае рассчитывали побороться за серебро. Потому что до самого финала не знали, чего нам ждать от южноафриканки Кастер Семеня. Но оказалось, что теперь она не так непобедима, как два года назад в Берлине, где я финишировала лишь шестой.

    — Скромничаете?
    — Дело не в этом. Просто на заключительном сборе во Владивостоке, за пять дней до вылета в Тэгу, я чем-то сильно отравилась. Из-за недомогания пришлось пропустить целый день тренировок. Сильно опасалась, что отравление может отразиться на спортивной форме. Вдобавок ко всему не знала своих возможностей, потому что тренер после чемпионата России не давал мне стартовать целый месяц на соревнованиях. Берег нервную систему. В итоге это сработало в мою пользу. Перед чемпионатом мира я буквально звенела как струна в предвкушении борьбы.

    — Ваш победный забег пришелся на последний день чемпионата мира. Чем занимались в Тэгу целую неделю? Успели посмотреть город?
    — Никуда не ходила. Даже деревню спортсменов толком не обошла. Соревнования-то на целую неделю растянулись: предварительные забеги, полуфиналы… В перерывах между тренировками и официальными стартами сидела в комнате гостиницы. Пересмотрела все сериалы, закачанные в ноутбук. За соревнованиями следила по интернету. Радовалась успехам нашей команды, так сказать, дистанционно.

    — В финале специально избрали такую тактику: стартовый круг держаться в тени, а на финишном – мощно спуртовать?
    — Наверное, это можно назвать моим фирменным почерком. Стараюсь проходить дистанцию в ровном темпе и не растрачивать силы на ненужные рывки за промежуточными лидерами. Главное-то быть первой на финише. Перед забегом обычно оговариваем с тренером канву, но ситуация в любой момент может выйти из-под контроля. Поэтому во время бега надо постоянно думать и принимать правильные решения. На все – меньше двух минут.

     

    — Локтями приходится работать?
    — В юности приходилось, пока на Международных играх молодежи стран СНГ, Балтии и России в 2002 году меня не дисквалифицировали за работу локтями. Урок был жестокий. С тех пор стараюсь держаться подальше от общей группы, чтобы не спровоцировать подобный конфликт.

    – А вам доводилось получать от других?
    — Год назад в полуфинале чемпионата Европы прилетело по лицу от литовской бегуньи. Эгле Бальчюнайте. Но там был такой забег – все пихались. В какой-то момент создалась куча-мала, литовка отмахнулась от меня. Случайно, думаю. Но голова потом болела до ночи. Однако сдачи давать никому не собираюсь, лучше в сторону отойду.

    — Но подобная деликатность год назад едва не стоила вам золотой медали в Барселоне.
    — Вы помните тот рывок Светы Клюки? Она действительно на последнем круге пыталась убежать от всех по правой стороне дорожке и заставила меня искать обходной маневр. Когда Светлана начала выходить вперед, я попробовала сопротивляться, но потом решила, что пока не буду мешать своей соотечественнице. Подумала: ничего страшного, силы есть – обойду. И обошла (улыбается).

    Кастер Семеня по-человечески жаль

    — Нужны крепкие нервы и отменная подготовка, чтобы удержаться от промежуточных рывков.
    — Так мы для этого и тренируем длинные спурты! В том же Тэгу, в финальном забеге, если честно, я не ожидала, что соперницы возьмут с места в карьер. Подумать только, первые 400 метров они пробежали за 55 секунд – быстрее графика мирового рекорда! Если бы я не была уверена в себе, можно было занервничать. Но постаралась отработать все 800 метров в комфортном для себя темпе и зорко конт­ролировала ситуацию. А когда вышла вперед, чувствовала, что в любой момент смогу еще прибавить. Даже от улыбки не удержалась на последних 30 метрах.

    — Наверное, не всегда в спорте у вас складывалось так удачно. Были просчеты?
    — В прошлом году на зимнем чемпионате мира в Катаре приняла начало финишных клеток за итоговую черту, начала было останавливаться. Оглянулась, а сзади набегает англичанка Медоуз, пытается меня обойти. Хорошо, что забег был предварительный, я исправила ошибку и вышла в финальную группу с первого места. Ну, а сам финал провела собранно и не позволила себе расслабиться до «ленточки». Впрочем, была в моей карьере ошибка и серьезнее. В 2009-м, незадолго до чемпионата мира в Берлине, мы с тренером согласились по­участвовать в коммерческой эстафете в Филадельфии. Наша команда пробежала там хорошо, но из-за поездки в США подготовка к мировому первенству была скомкана. В итоге получила лишь пятое место на главном старте сезона.

    — Кстати, в обоих финалах мировых первенств на открытых стадионах вам доводилось бежать со скандально известной Кастер Семеня из ЮАР. Прежде считалось, что она непобедима.
    — Обыграть можно любую соперницу, если ты хорошо готова к борьбе и правильно подошла к основным соревнованиям. А Кастер… Наверное, затяжной скандал вокруг ее половой принадлежности не лучшим образом сказался на душевном состоянии и спортивной форме. По-человечески мне ее было очень жалко.

    — Помнится, некоторые бегуньи планировали устроить бойкот соревнованиям, на которых будет выступать Семеня после возвращения в строй.
    — А я, наоборот, всегда говорила, если Международная федерация легкой атлетики признает ее женщиной, буду сражаться с Кастер. Да и остальные девчонки, на мой взгляд, немного погорячились. Никакого бойкота-то в итоге не случилось, все вылилось в разговоры. В Тэгу, правда, у нас опасения насчет спортивной формы Семеня были. Мышцы у нее очень мощные, «заряженные» на быстрый бег. Еще она перед финалом обещала побить мировой рекорд. Но в итоге ограничилась серебром. Все же я уже не та, что два года назад в Берлине.

    800 метров выбрали меня сами

    — В финале чемпионата мира вы играючи обновили свой же лучший результат сезона в мире. А мировой рекорд чешки Ярмилы Кратохвиловой (1.53,28), который держится почти три десятка лет, реально улучшить?
    — Надеюсь, это случится во время моей спортивной карьеры. Чтобы выйти на такой уровень, надо сильно постараться. И совсем не обязательно, что достижение Кратохвиловой побью именно я. Та же Семеня обещает на него замахнуться с позапрошлого года. Но и я буду стараться.

    — Специалисты говорят, что 800 метров очень трудная дистанция. Как случилось, что выбрали именно ее?
    — Скорее, она меня сама выбрала. По нынешним меркам я довольно поздно пришла в легкую атлетику – в десятом классе. За компанию с подругой записались в группу Татьяны Ивановны Масловой в родном Челябинске. До этого шесть лет играла в бадминтон, даже выполнила норму кандидата в мастера спорта. Кстати, подруга через полгода бросила легкую атлетику, а меня как-то «засосало». Успела перепробовать весь спринт – от 60 до 400 метров. Стартовала даже на полторы тысячи метров, но это оказалось очень тяжело. Так, опытным путем, мы с первым тренером пришли к выводу, что бег именно на два круга получается у меня лучше всего. Вероятно, совпали желание и возможности организма.

    — Почему, на ваш взгляд, россиянки много лет удерживают лидерство в беге именно на два круга?
    — Очевидно, наши тренеры владеют особой методикой подготовки бегуний на среднюю дистанцию, а у российских женщин есть природная склонность терпеть нагрузку такого характера. Мы с тренером постоянно работаем над скоростной выносливостью. Вроде бы получается.

    — Как вы оказались в группе Владимира Казарина?
    — Однажды Татьяна Иванова сказала, что мне надо расти дальше, договорилась о переводе и сама отвезла меня в Нижний Тагил. Увы, легкую атлетику в моем родном Челябинске не очень-то жалуют.

    — Странно слышать. Вроде бы в городе есть специализированный стадион имени олимпийской чемпионки – 2000 по прыжкам в высоту Елены Елесиной – один из немногих в стране, предназначенный для «королевы спорта».
    — Стадион-то есть, однако беговая дорожка на нем такая «убитая», что ноги свернешь во время тренировки. Наверное, строители сэкономили на составе покрытия, когда укладывали дорожку. Вдобавок в главном легкоатлетическом манеже города чуть ли не каждый месяц разные выставки проходят, и спортсменов из-за них выгоняют на улицу. А в новом манеже при стадионе тесновато. Например, нашему лучшему шестовику Диме Стародубцеву не хватает десяти метров для разбега. Как после этого требовать от него побед?

    — Но это, наверное, не главная причина для переезда?
    — Стипендия в Челябинске была копеечная. Я на витамины в аптеках больше тратила, чем получала ставку. В Нижнем Тагиле мне создали превосходные условия. К легкоатлетам в городе и спортивном клубе «Спутник» уважительное отношение, стадион хороший. Много времени проводим на сборах в Подольске, где расположена федеральная олимпийская база. К слову, в этом подмосковном городе я свою судьбу нашла. Мой муж Алексей Фарносов тоже бегун на средние дистанции, чемпион Московской области. Надеюсь, скоро пробьется в первую сборную страны. Свадьбу сыграли 10 сентября 2010 года в поселке Дубровицы Подольского района. Было весело. Нынче отметили первую годовщину.

    Жаль, что я не играю в «Тракторе»

    — Связь с Челябинском после замужества не прервалась?
    — Как же я забуду родных людей! Обязательно навещаю в межсезонье. К тому же в родном городе окончила Южно-Уральский государственный университет по специальности «менеджер физической культуры и спорта». А сейчас получаю второе высшее образование в Агроинженерном университете по специальности «экономика управления». Пока молодая, надо учиться. Не всегда же буду бегать.

    — А к бадминтону любовь не прошла? На сборы возите ракетки?
    — Только в тех случаях, когда это не мешает подготовке к соревнованиям. Например, часто беру снаряжение на предсезонные сборы в Кисловодск. Игра, на мой взгляд, помогает переключиться, хорошо снимает усталость от монотонных беговых нагрузок.

    — Турниры внутри команды проводите?
    — Это ни к чему. Девчонки-то играют на среднем любительском уровне, а я – почти профессионал. Результат каждой встречи заранее известен.

    — Если бы остались в бадминтоне, могли бы рассчитывать на такие же успехи, как на беговой дорожке?
    — Мечтать не вредно, но в бадминтоне нам пока невозможно соревноваться на равных с азиатскими спортсменами. Это все равно что сравнивать на дороге параметры «Мерседеса» и нашей «Лады». Результат известен заранее.

    — В легкой атлетике на кого-то из бегуний прошлых лет держите равнение?
    — Кумиров у меня нет – от каждой из легендарных чемпионок стараюсь брать понемножку. Пожалуй, больше других импонирует стабильность результатов и бойцовский характер знаменитой Марии Мутолы из Мозамбика.

    — Сегодня в вашей коллекции теперь есть медали чемпионки мира и Европы как в закрытых помещениях, так и на открытом воздухе. Не хватает олимпийского титула.
    — И не говорите. Правда, узнаваемости мне мои титулы пока не добавили. На улицах не узнают, автографы не просят, хотя золотые медали чемпионатов мира по легкой атлетике – первые в истории Челябинска. Например, за чемпионат Европы меня наградили… букетом цветов, а за победу на зимнем чемпионате мира – 2010 премировали суммой в 50 тысяч рублей. Возможно, если бы я была игроком нашего «Трактора», меня бы в родном городе после победы на руках носили. Все остальные виды спорта в Челябинске не идут ни в какое сравнение по популярности с хоккеем. Не понимаю также, почему ребята из сборной России по футболу, которые даже не смогли пройти отбор на прошлогодний чемпионат мира, получают на порядок больше, чем самые сильные легкоатлеты страны. Есть явный перекос. Но я не завидую, а недоумеваю.


    Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №36 (21-27 сентября 2011 года)

    Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»