-
Медвежья услуга. С чем ассоциируется наш футбол
Кирилл Легков — о медведе на новом логотипе РФПЛ16.04.18 22:12
Российская футбольная премьер-лига в рамках мероприятий по ребрендингу, которые должны повысить ее коммерческую привлекательность, обзаведется новым логотипом. В конкурсе по его разработке участвовали несколько российских и международных агентств. Лидирует вариант, представленный студией дизайнера Артемия Лебедева, — медведь «с горящими от страсти глазами», один из символов России. Большинство экспертов признали работу «обычной халтурой».
Брутальный и воинственный
Сезон — 2018/19 РФПЛ планирует начать с новой айдентикой. В конкурсе по разработке концепции оформления лиги участвовавали несколько компаний. Наиболее удачные решения, на взгляд футбольных чиновников, предложила студия Артемия Лебедева. В рамках сотрудничества с ней, будут созданы логотип турнира и визуальный стиль, объединяющий десятки элементов — интернет-платформы, награды, оформление стадионов и многое другое.
«В основе нового логотипа — архетипичный символ России, медведь с горящими от страсти глазами, — сказано на сайте дизайнерской фирмы. — Медведь вписан в пятиугольник классического футбольного мяча и выполнен в цветах российского флага — красном и синем — которые пересекаются и символизируют соревновательный дух, присутствующий в любом спорте, а особенно в футболе».
Реакция болельщиков на новый лого, который является фаворитом среди представленных и, видимо, будет утвержден в следующем месяце, — неоднозначная. Есть те, кому нравится медведь. Потому что медведь — это круто, брутально, воинственно и агрессивно. Раз есть медведь — значит, он всех победит, считают люди, которые, может, не отдают себе отчета, кого может победить наш футбол, но искренне надеются на то, что так произойдет. Например, английскую премьер-лигу символизирует эмблема с изображением льва. В логотипе испанской Ла Лиги есть мяч и радужные цвета, символизирующие глобализм и наличие мастеров из разных стран. Если взглянуть на логотип бундеслиги, можно увидеть бьющего по мячу футболиста — все в духе тевтонской целеустремленности и натиска. Серия А — стадион и цвета итальянского флага, опоясывающего мир футбола. Французская Лига 1 — опять-таки мяч. А у нас будет медведь. Пусть прямой ассоциации с футболом нет, зато страшно и «топором по яйцам», как говорили в одном анекдоте.
Другие видят в образе «Потапыча» элементы троллинга. Дескать, медведь долго лапу сосет и такой же неуклюжий, как большинство футболистов нашей лиги. Они бьют по мячу, как косолапые. Не хотят уезжать за границу из теплой берлоги, где «неплохо кормят». Играют в «таежных условиях». Многие не понимают: почему медведь? Причем тут он? И почему у него горят глаза? Если это признак страсти, то на наших футболистов непохоже. Если это лихорадочный блеск нереализованных надежд и амбиций, свидетельствующий о психическом недуге, то зачем сыпать соль на раны?
Забыли балалайки
Большинство опрошенных «Спортом День за Днем» экспертов считают, что логотип, изготовленный артелью Лебедева, — грубо сляпанная халтура. Получили заказ, вспомнили про медведя, который ассоциируется с Россией, — и сваяли образ. Разве что забыли дорисовать, как он топит балалайками ядерный реактор. Медведь используется в эмблемах самых разных бизнесов — похожее на лого РФПЛ изображение рекламирует один из барбершопов. И таким плагиатом, «копированием» фирма Лебедева, по мнению экспертов, не гнушается.
— У любого лого должно быть объяснение, решение, — считает руководитель известной брендинговой компании, пожелавший не называть своего имени из соображений этики. — Чтобы визуальный образ наводил на прямую или косвенную ассоциацию. Решение может быть основано на исторической подоплеке, других факторах, как в случае с логотипами зарубежных футбольных лиг. Например, мы идем в магазин и видим на полках 24 марки молока, принадлежащих компаниям-конкурентам. Каждая транслирует свою позицию: одна — семейный продукт, другая — лучшее качество, третья — ни с чем не сравнимый вкус и так далее. Это платформа бренда. Гляда на логотип РФПЛ, я не понимаю: причем тут медведь с красными глазами, что это, зачем и почему? По-моему, обыкновенная халтура. Ребята, что называется, не «вгрузились» в тему. Взяли, что на поверхности, — использовали. Ничего интересного, никакого решения. Если вариант утвердят, это будет смешно. Солидные агентства в области дизайна так не работают.
Директор РФПЛ по стратегии, развитию и социальным проектам Евгений Савин сообщил, что ребрендинг РФПЛ стоит «настолько мало», что конкретную цифру называть не имеет смысла. По другим оценкам, на изготовление такой красоты, как лого с изображением медведя, может уйти от 4 до 6 миллионов рублей, не говоря о других заказах.
Итак, РФПЛ встретит новый сезон медвежьим оскалом. Остается надеяться, что он не отпугнет окончательно болельщиков от просмотра отечественного футбола. Имидж которого едва ли изменит предстоящий чемпионат мира. Если сборная снова провалится, это будет означать, что наш Дядя Миша «залил глаза» и рухнул в канаву. Но вдруг Глушаков и К устроят соперникам «похороны»? Тогда все скажут: «Вау! Русский медведь проснулся!»
В тему: Косолапый приветствовал участников матча в Пятигорске
В матче Профессиональной футбольной лиги (ПФЛ) между командами «Машук» и «Ангушт», состоявшемся в субботу в Пятигорске, пошли еще дальше. Его «открыл» настоящий медведь. Мишку Тиму из цирка, гастролировавшего в этих края, привели на беговую дорожку стадиона, когда футболисты выстроились для начала игры в центре роля. Медведь огромных размеров без намордника торжественно вручил арбитру матча мяч и похлопал зрителям, призвав их не жалеть эмоций. Диктор, комментировавший сцену, сказал, что так же будет и на официальной церемонии открытия ЧМ-2018. Футболисты «Ангушта» из Назрани победили хозяев 3:0 и догнали их в турнирной таблице. Организаторы матча заверили, что никакой опасности в перфомансе не было, так как медведь Тима всю жизнь провел среди людей, и администрация города, удостоверившаяся в этом факте, гарантировала безопасность зрителей.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»