-
Мертворожденное дитя УЕФА
Лига Европы — 2 — обреченный турнир?08.12.18 13:04
На заседании в Дублине Исполнительный комитет УЕФА утвердил создание третьего клубного турнира в цикле 2021–2024 годов.
Все в общем-то обычно: групповой этап (восемь групп по четыре команды), 1/8 финала, четвертьфинал, полуфинал и финал. Перед 1/8 финала состоится дополнительный раунд плей-офф. В нем встретятся вторые места в группах UEL2 и третьи места в группах Лиги Европы.
Новый турнир предусматривает 141 матч за 15 игровых дней. Точно так же, как в Лиге Европы. И все это удовольствие по четвергам. Приз, на мой взгляд, крайне сомнителен. Победитель получает путевку в Лигу Европы. Сразу вспомнился почивший в бозе Кубок Интертото.
Числом поболее
Вообще, складывается впечатление, что какой-то изобретательский (новаторский?) зуд обуял деятелей УЕФА. Впрочем, это довольно давний уже тренд, он заметен и у МОК, беспрестанно расширяющего программы Олимпиад за счет новых видов спорта, как на грех, не добавляющим Играм популярности. Результат налицо: уже Белую олимпиаду 2026 года проводить нет желающих. Громоздко, как следствие — слишком затратно, а на возврат вложений шансов нет.
Вернемся к европейскому клубному футболу. Кубок обладателей кубков канул в Лету. Кубок ярмарок был разыгран 13 раз, чертова дюжина проявила себя, и турнир прекратил существование. Точнее, был трансформирован в Кубок УЕФА в 1971 году. И мирно просуществовал до сезона-2009/10, когда появилась Лига Европы.
Удары по еврокубкам
А Кубок чемпионов проводился до 1992 года. На смену ему пришла Лига чемпионов. Вот это, на мой взгляд, одна из двух ключевых точек. Это достаточно болезненный удар, нанесенный УЕФА по еврокубкам. Еще один нанес европейский суд, признавший незаконным лимит на легионеров. УЕФА, как раз, тогда, в 1995 году вяло попытался сопротивляться, обратившись с призывом ко всем клубам, входящим в ассоциацию, все же существовавшего прежде ограничения (не более двух иностранных футболистов) придерживаться. На добровольной основе. Но проявить добрую волю желающих не нашлось.
Так появилось несколько вариантов сборных мира под эгидой «Реала», «Барселоны», «Ювентуса», нескольких итальянских и английских клубов. Не все выдержали абсурдную гонку вооружений (кошельков?), некоторые сошли с дистанции, возможно, временно. Сдали позиции оба миланских клуба, некоторые английские. К богатейшим примкнули ПСЖ и «Манчестер Сити», за счет того, что приглянулись шейхам.
Спортивная составляющая рухнула на глазах. Конечно, «пипл хавает», но нет прежнего аппетита. Гляньте на перечень победителей Кубка чемпионов — это десятки клубов, какая борьба практически в каждом матче! В еврокубках триумфально выступали команды из Бельгии, Шотландии, Голландии (подвиги «Аякса» и сегодня в памяти каждого болельщика), вы сегодня можете представить себе нечто подобное? Вы можете сейчас допустить, чтобы перед двухраундовым противостоянием (скажем, «Реала» и бельгийского «Андерлехта») уважаемые эксперты боялись бы отчаяться на прогноз? А ведь так было относительно недавно.
Главное, конечно, это изменение формата турнира: переход с Кубка чемпионов на Лигу. Отличие принципиальное. Простите мне умышленную тавтологию, но в Кубке играли действительно чемпионы своих стран. В Лиге же пять сильнейших по рейтингу государств представлены четырьмя клубами, еще несколько — тремя…
Мнением великих пренебрегли
Когда турнир только анонсировали, группа легендарных ветеранов футбола во главе с Францем Беккенбауэром, Бобби Чарльтоном и Эйсебио обратилась в УЕФА с письмом, суть которого сводилась к тому, что турнир европейских чемпионов, как его ни назови (Кубок, Лига), — соревнование чемпионов своих стран. Им, разумеется, не вняли. Все казалось очень просто: права на телетрансляции матчей расходятся как горячие пирожки по очень высокой цене, значит, главное, чтобы игр было побольше, тогда и выручка возрастет. Примитивная линейная зависимость не сработала. Телевизионщики скупают лишь рейтинговые зрелища.
Так был убит Кубок УЕФА. Его переделали в Лигу Европы, но популярности это турниру не добавило, да и не могло. Тут важно отметить, что Кубок УЕФА в 80-е был популярнее Кубка чемпионов, а победа во втором по значимости турнире расценивалась профессионалами даже выше, чем в первом. Здесь все легко объяснимо. Кубок УЕФА — турнир призеров. Ведущие страны делегируют и команды, занявшие 4-е места. Разница в классе с обладателями золотых медалей не столь велика. А теперь прикиньте: на пути к победе в Кубке чемпионов нужно превзойти одного испанского, итальянского, немецкого, английского гранда, а в Кубке УЕФА таковых по три! А до дела Босмана в той же, скажем, Испании, было не два фаворита примеры, как сейчас, а значительно больше.
При чем здесь спорт?
Спортивная организация Лиги Европы не выдерживает никакой критики. На стадии плей-офф в турнир вольются восемь неудачников группового этапа Лиги чемпионов, еще раньше к турниру № 2 примкнули не прошедшие квалификации в турнире № 1. Затем победителя Лиги Европы начнут почтительно именовать одним из триумфаторов сезона и он получит право сразиться за Суперкубок. Вдумайтесь: полуфиналист, скажем, Лиги чемпионов — никакой не триумфатор, а обыгранная им на групповом этапе и вылетевшая командочка вполне может таковым оказаться, что не раз и бывало. И это спорт?! Отсюда и отношение к Лиге Европы у больших клубов, оно очень часто демонстративно пренебрежительное. Нередко именитые команды выставляют на матчи этого турнира второй состав, основной берегут для борьбы в национальном первенстве за попадание в Лигу чемпионов на следующий год.
И никакими силами, никакими мерами поднять интерес к Лиге Европы — соревнованию середняков своих стран — не удастся. Добавление в него неудачников Лиги чемпионов окончательно превращает турнир в Кубок лузеров, а подобные матчи никогда не обеспечат рейтинга и не вызовут повышенного интереса.
То есть способ создать в Европе второй (а может быть, и третий) клубный турнир, популярный у болельщиков, есть, и он единственный: вернуться к прежней формуле, согласно которой в Лиге чемпионов сражаются победители национальных первенств своих стран. Тогда второй турнир, как его ни назови, превратится в соревнование призеров, что гарантирует зрительский интерес. В принципе, в былые времена и Кубок обладателей кубков, который не мог конкурировать с Кубком УЕФА за болельщицкое внимание, все же был значительно популярнее, чем нынешняя Лига Европы.
Деньги счет любят
Так что при грамотной логистике можно, наверное, организовать и три клубных турнира на нашем континенте, претендующих на успех у зрителей.
Нынешняя же попытка УЕФА заведомо обречена на провал. Кстати, руководители европейского футбола напрасно игнорируют еще одну важнейшую деталь. Финансовое положение большинства клубов отнюдь не блестящее, они ведут суровый бизнес, не располагая возможностью тратить больше, чем зарабатывают, даже не из-за пресловутого фейр-плей, а просто потому, что нечем будет латать прорехи в бюджете. Редко ведь кому так повезет, что за плечами Газпром или Лукойл. А в новом турнире ставка на середнячков европейских первенств. Вряд ли они заработают серьезно на этом соревновании. А новый турнир — дополнительная нагрузка, как мы знаем, требует и ротации состава, то есть его численного увеличения. А это, между прочим, деньги.
Где их взять середнякам чемпионатов Австрии или Бельгии, УЕФА не указывает.
Фото: AP; Eurosport; Reuters
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»