• Месть тамплиеров мяча

    02.02.12 20:00

    Месть тамплиеров мяча - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Швейцария не воевала, поэтому в Европе она на особом положении. Туда свозятся деньги со всего мира, и там они хранятся. Честные и не очень. Статус глобального сейфа позволяет стране жить тихим, комфортным, бесконфликтным образом. И вдруг в футбольном хозяйстве Швейцарии масштабные потрясения! «Сьон» замахнулся на святое – на устои ФИФА. А «Ксамакс», взлетевший на четвертое место, лишили лицензии.

    Российским болельщикам не стоит напоминать о том, что у «Сьона» склочный характер. В 97 году «Спартаку» пришлось с ним переигрывать матч Кубка УЕФА из-за неправильных ворот на стадионе «Локомотив». Теперь на повестке дня история с аналогом того турнира – с Лигой Европы. Куда «Сьон» не попал, хотя выиграл у «Селтика» в предварительном раунде.

    Беда в том, что УЕФА, не вдаваясь в юридические тонкости, запретил швейцарцам подписывать новых игроков. А они ослушались и подписали. И эти футболисты сыграли против шотландцев. За это клуб попросили из Лиги Европы на выход, запустив туда побежденный «Селтик». Но у «Сьона», как выяснилось, все-таки были основания заключить контракт с вратарем сборной Египта Эссамом Эль-Хадари. С предыдущим клубом «Аль-Ахли» он расстался не по-доброму, а воспользовавшись прецедентом Уэбстера. Именно с трансфера Эль-Хадари все и понеслось. Бабка за дедку и так вплоть до репки, то есть до запрета со стороны УЕФА и ФИФА и снятия 36 очков в национальном чемпионате.

    «Сьон», стремясь восстановиться в еврокубке, подал иск в гражданский суд кантона Во. И вы­играл процесс, поставив теперь уже обидчиков клуба вне закона. Поскольку базируется УЕФА в той же Швейцарии, то он подчиняется местным законам, на что указывает пункт 64 устава организации.

    Босс УЕФА Мишель Платини, получив повестку в суд, даже сказал о том, что случившееся может означать «конец футбола». Пустить «Сьон» обратно в Лигу Европы УЕФА не мог, поскольку соперники по плей-офф уже были расписаны. Но кто вернет клубу деньги, которые он мог получить за участие в турнире? Пришлось воспользоваться спортивным арбитражным судом в Лозанне, который принял сторону футбольных боссов и отверг все претензии «Сьона». И ничего бы этого не было, если бы футбольные чиновники отказались от собственного высокомерия и просчитали все варианты развития событий.

    У президента ФИФА Зеппа Блаттера уже были неприятности подобного рода, и он мог предупредить молодого преемника. Именно так он позиционирует Платини.

    В октябре 96 года в отборочном матче чемпионата мира должны были сыграть Эстония и Шотландия. На стадионе не хватало света, и в последний момент встречу перенесли на дневное время, чтобы не ломать глаза зрителям и участникам. Но хозяев поля почему-то не успели предупредить. Шотландцы прибыли, судьи тоже, а эстонцы, как и положено прибалтийским людям, чуть притормозили. Поскольку их не оказалось вовремя на стадионе, ответственные за проведение матча люди позвонили в ФИФА и спросили, что делать. Блаттер, на тот момент являвшийся генеральным секретарем, велел засчитывать техническое поражение.

     

    Спустя пару дней всплыли все обстоятельства дела, и пришлось переигрывать этот матч в феврале в Монако. Расходы, понятное дело, легли не на хрупкие плечи Блаттера. Он даже не извинялся за свой волюнтаризм.

    Руководитель мирового футбола известен также знаменитым проколом, случившимся 40 лет назад на мюнхенской Олимпиаде. Именно он тогда отвечал за отсчет времени в баскетбольном финале. И пресловутые три секунды, благодаря которым победила сборная СССР, добавил то ли он, то ли президент федерации. Но обвиняли все Блаттера, ведь часовая фирма Longines поставила его ответственным за хронометраж.

    Своими резкими, режущими по живому решениями футбольные власти вынуждают обиженных идти не в спортивные, а в гражданские суды. И тут выясняется, что ФИФА и УЕФА – современный аналог масонских лож. Или рыцарских орденов, если залезть совсем уж в глубь веков. Они вроде тамплиеров. Богаты, существуют вне обычных законов, никому не подчиняются и могут в любой момент дисквалифицировать несогласных. Причем целые страны. Ведь сначала была угроза отстранить Швейцарию и все ее клубы от международных турниров. Страх остаться вне глобального футбола велик. И даже политики не решаются конфликтовать с ФИФА и УЕФА. Но обычные гражданские суды в Европе независимы, а значит, и на тамплиеров мяча найдется управа.

    «Дело Босмана» перевернуло футбол в середине девяностых. Из-за никому не известного игрока были отменены компенсации по завершении сроков контракта, и квота на легионеров перестала распространяться на футболистов из стран ЕС. Теперь отнюдь не выдающийся клуб может приструнить тех, кто в своих недрах насчитывает больше членов, чем ООН.

    Президент «Сьона» Кристиан Константен посчитал, что игроки в первую очередь граждане, а уже потом спортсмены. И права этих граждан нарушаются. В общем, с логикой у него все в порядке.

    Сначала «Ксамаксу» повезло больше, чем «Сьону», – с него сняли не 36 очков, а 4. Но потом невшательцев вообще лишили лицензии. От российского владельца клуба Булата Чагаева требовали выплаты по долгам. Он выложил на клубном сайте присылаемые ему счета и доказывал, что они относятся к тому периоду, когда он не являлся хозяином «Ксамакса», а следовательно, ответственность за них должны нести предыдущие руководители. В частности, почетный президент клуба Жильбер Факинетти, который возглавляет группу, инициировавшую процедуру банкротства.

    У Факинетти, кстати, в команде играл внук. То есть история имеет воистину шекспировскую драматургию. Родная кровинушка в стане врага. Но теперь все игроки освобождены от контрактных обязательств. Внук возвращается к деду в распростертые объятия. Чагаев, по сообщениям западных СМИ, находится под арестом. Дозвониться до него и до его секретаря в конце недели не получилось – телефоны были включены, но никто не отвечал.

    Самое занятное, что и в этом скандале не обошлось без Блаттера. Функционер международной федерации футбола Вальтер Гагг считается правой рукой президента ФИФА – именно он предлагал Чагаеву продать клуб, но тот не соглашался, считая делом чести довести «Ксамакс» до конца чемпионата. В итоге бесчисленные суды и потеря команды.

    4 февраля возобновляется чемпионат. Шумный, дискомфортный и предельно конфликтный...



    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»