• Министр спорта РФ Виталий Мутко: «Будем знать каждого болельщика по имени!»

    21.11.12 01:43

    Министр спорта РФ Виталий Мутко: «Будем знать каждого болельщика по имени!» - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Министр спорта Виталий Мутко, генеральный секретарь ФИФА Жером Вальке и генеральный директор Оргкомитета «Россия-2018» Андрей Сорокин собрались в Петербурге на небольшой брифинг. Вообще-то планировалось говорить о том, как Россия готовится к ЧМ-2018. Но практически все вопросы журналистов были об одном — о безопасности. А точнее, о беспорядках на трибунах. После скандала в матче «Динамо» — «Зенит» Виталию Мутко пришлось долго рассказывать, что же делать с буйными фанатами, чтобы не краснеть перед Европой.

    Первый миллиард пошел!

    — Как идет работа по организации чемпионата мира — 2018?
    — Оргкомитет недавно проинформировал ФИФА о проделанной работе. Мы представили окончательный список городов — организаторов турнира. В пятницу в Думе будет рассмотрен проект закона о футболе, который предусматривает все гарантии проведения чемпионата мира. Оргкомитет чемпионата мира — 2018 предложил провести Кубок конфедераций — 2017 в четырех городах России: Петербурге, Москве, Сочи и Казани. Мы также предложили схему проведения чемпионата. Матч открытия турнира пройдет в Москве, полуфиналы — в Москве и Петербурге. По всем этим вопросам исполком ФИФА должен принять решения уже в этом декабре.

    — Какова сейчас ситуация со стройкой новых стадионов по стране?
    — Сейчас строятся пять стадионов. Точнее, четыре строятся, а работы на пятом — в Саранске — временно приостановлены. Там нужно внести изменения в проект. В этом году планируется завершить работу над проектами еще шести стадионов. Правительство приняло решение об участии в строительстве этих арен, уже выделен первый миллиард рублей. Сегодня завершился проектный конкурс в Волгограде, скоро завершатся еще три. Мы рассчитываем в ближайшее время выделить первые субсидии четырем городам: Волгограду, Ростову-на-Дону, Калининграду и Нижнему Новгороду.

    — Как в целом настроена ФИФА к России?
    — Мы имеем полную поддержку и полное понимание с их стороны. Консультации и встречи проходят на регулярной основе. Весь организационный опыт ФИФА достается России.

    — Матчи чемпионата мира примут одиннадцать городов. Ощутят ли дыхание турнира остальные?
    — Фестивали болельщиков запланированы как минимум в двадцати городах. У команд будет шестьдесят четыре центра проживания. Конечно, Министерство спорта не будет заниматься всем этим в одиночку. Транспортными вопросами займется Министерство транспорта и так далее. Каждый регион разработает свою программу, а финансирование будет осуществляться через субсидии этим регионам. Кстати, в самом первом проекте заявки от регионов было около полутора тысяч мероприятий на общую сумму больше трех триллионов рублей. Потому что каждый город в эту заявку включил просто все вопросы, какие им нужно решить, вплоть до строительства новых заводов.

     

    Где заявление Лазовича?

    — Недавние беспорядки на российских футбольных стадионах сильно беспокоят общество. Какова ваша позиция? Вы работали в «Зените», а именно его фанаты становятся главными героями последних скандалов.
    — Все это неприятно. Мы ведь в Петербурге в «Зените» были пионерами в работе с фанатами, посещаемость тогда резко подскочила. Кстати, сейчас нет доказательств, что виновные в инциденте на матче «Динамо» — «Зенит» принадлежали к фанатской группировке. Кому захотелось разрушить эту красивую мужскую игру? Неизвестно… Но что хочу заметить: эти нарушения могут совершаться не только на стадионе, а где угодно. Не нужно специальных футбольных законов, чтобы разрешить ситуацию с человеком, причинившим вред другому человеку. Нужно просто всем выполнять свою работу. Задержать, составить протокол, предоставить доказательства. А если несколько лет подряд этого не делалось, то ситуация понятна.

    Я считаю, что одними запретительными мерами ничего не сделать. У нас и так существует масса законов. Просто должна быть неотвратимость наказания! Вспомните историю Лазовича с шокером. Я тогда говорил: «Ну напишите заявление! Давайте доведем дело до суда». Но он не написал заявления. Так и пропал куда-то. Я не знаю, кто с кем договорился, что это дело затихло.

    Инопланетяне на матчи не ездят

    — Значит, дело именно в отсутствии наказаний?
    — Вспомните, как мы, жители Петербурга, ведем себя при переезде границы с Финляндией. И я в том числе. Как только началась финская территория — никто никого не подрезает, никто скорость не превышает. Как вернулись обратно — сразу «дух свободы» (смеется). Потому что у нас можно «договориться». А там не договоришься.

    Сейчас мы системно занялись наведением порядка на спортивных аренах. Разработан проект соответствующего закона. Правительство его одобрило. В ближайшие дни проект будет внесен в Госдуму. Я хочу подчеркнуть, что этот закон не направлен «против болельщиков». Особенно в Питере, хочется это подчеркнуть. Закон в первую очередь определяет понятие «зритель». Зритель должен быть участником футбольного процесса. Владелец спортивной арены, который провел матч на неподготовленном стадионе, будет нести ответственность. Организаторы спортивных мероприятий будут наделены определенными полномочиями. Кто эти организаторы? Если в футболе, то РФС, РФПЛ, клубы. Мы дадим им возможность создания четких билетных программ. Билеты будут продаваться через именную систему, мы будем знать имя-фамилию каждого, кто пришел на стадион. Уголовной ответственности мы ввести не можем, но вводим административную ответственность: запрет на посещение спортивных мероприятий.

    — Болельщики резко осудили «Анжи» за «ограниченные» продажи билетов…
    — А почему «Анжи» так сделал? Потому что, когда продавали свободно — полстадиона оскорбляло их игроков, их команду, играющую на международной арене! Я не говорю, что «Анжи» действовал строго правильно. Я говорю о принципе работы. Мы хотим, чтобы болельщики, придя на стадион, четко знали свои права. Права и ответственность. Но если клубы не будут идти навстречу болельщикам, работать с ними, создавать для них интересные проекты, все запретительные меры заведут в тупик.

    — Почему все-таки фанатское движение стало таким агрессивным?
    — Это субкультура. Когда молодой человек приходит туда, он подстраивается под нее. Он узнает, что надо ехать на выезд, забить стрелку, пронести петарду, взорвать. За это в фанатской среде ставят хорошую оценку. Когда я после Евро в Польше занимался вызволением четырех парней из заключения, там были два наших питерских парня. Я присмотрелся к одному: нормальный мальчишка, из нормальной семьи. Но он попал в среду! Она его научила делать именно так. А если не будешь так делать — уходи. Ино­планетяне на матчи не приезжают. Это наши дети, наши знакомые. Мы должны ими заниматься.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»