• Министр спорта РФ Виталий Мутко: «Капелло принял задачу найти применение российским тренерам»

    Тренерский вопрос

    29.03.14 01:20

    (Фото: РИА «Новости»)

    Приход в «Зенит» португальца Андре Виллаш-Боаша поднял очередную волну модной дискуссии о малом доверии российским специалистам в угоду иностранным. К тому же у председателя ООТ (Объединение отечественных тренеров) Михаила Гершковича была, на его взгляд, оптимальная кандидатура для питерской команды. Начав с родного для Мутко футбола, мы обсудили с ним тренерский вопрос подробно, затронув и новый штаб Фабио Капелло, и назначение в сборную России Олега Знарока.

    Будем не запрещать, а договариваться

    — Объединение отечественных тренеров выполняет важную миссию, — уверен Виталий Леонтьевич. — Профсоюз содействует нашим тренерам в трудоустройстве, помогает им, когда кто-то остается без команды, разрабатывает методическую литературу, организует семинары и обмен мнениями между специалистами. Все это способствует профессиональному развитию российских тренеров, но вот влиять на кадровую политику клубов ООТ не может. Приглашать нашего специалиста или иностранного — право того, кто вкладывает деньги.

    — У многих футбольных людей в России беспокойство вызывают не только иностранцы во главе команд, но и то, что они с собой привозят целый штаб тренеров, закрывающих дорогу нашим. Последний пример — Виллаш-Боаш пришел в «Зенит» с пятью помощниками.
    — Здесь надо исходить из того, что работодатель может предоставить иностранцам любые полномочия в клубе. Клуб принимает кадровые решения, исходя из своей политики и стратегии развития, о сути которых мы можем даже не догадываться. Но и беспокоиться здесь есть о чем. Потому что при таком подходе мы не будем оставлять наследия и российские специалисты никогда не появятся. Это действительно проблема, касается она не только футбола. Президент России поставил перед нами задачу найти максимально возможное применение российским специалистам и спортсменам.

    — Как найти выход?
    — Будем разговаривать с федерациями. Только административными мерами баланс не найти. Нужны общие, корпоративные решения. Это касается и лимита на легионеров, и доверия российским тренерам. Например, одно из условий нового контракта Капелло — формирование тренерского штаба из российских специалистов. Для комфорта ино­странцу, конечно, нужен помощник, разговаривающий с ним на одном языке. Достаточно одного. Остальная команда будет состоять из российских тренеров. Об этом я разговаривал с Фабио, и он согласился.

     

    — Легко согласился?
    — Человек с высоким интеллектом и столь богатым опытом всегда понимает причины этих требований и согласится без проблем.

    Почему из звезд не получаются тренеры

    — Еще одна тема, периодически волнующая футбольных специалистов, — тренеры без карьеры профессионального игрока за спиной. Вы разделяете скепсис по отношению к этим тренерам?
    — Нет. Приведу в пример Жозе Моуринью — выдающегося тренера, одного из сильнейших в мире. Таких примеров достаточно в каждой стране. Леонид Слуцкий не в теории, а на практике много раз доказывал высокий уровень. Скажу больше — из высококлассных мастеров крайне редко получаются сильные тренеры. Пеле же не рвался тренировать.

    — У вас есть объяснение этому?
    — Тем, кто был звездой на поле, трудно передать свой опыт. Ведь их опыт в чем состоял? Многие вещи им давались элементарно. До такой степени, что они их выполняли на подсознательном уровне. Им не требовалось анализировать и разбирать, как это у них получается. А когда такие мастера становятся тренерами, проецируют на других то, что им кажется простым. И сталкиваются со сложностями, когда видят, что у других почему-то так легко не получается. Что создает непонимание и конфликты. Я такое видел во многих видах спорта. Поэтому успешная карьера спортсмена — далеко не определяющий критерий хорошего тренера.

    — А в чем тогда заключаются эти критерии?
    — На меня впечатление произвела беседа с Олегом Знароком. Многие решения у него идут от интуиции. По всем расчетам и показателям на площадку должен выходить один хоккеист, а Знарок выпускает другого. Тот выходит и решает судьбу матча. Чтобы обладать такими способностями — замечать невидимое другими, надо глубоко знать предмет, владеть всеми его аспектами, разбираться в психологии.

    О невозможности совмещения

    — Когда станут известны помощники нового главного тренера сборной России?
    — Договорились, что сегодня ФХР (Федерация хоккея России) закончит решение всех вопросов с Олегом Валерьевичем. А дальше они вместе с Владиславом Третьяком и исполкомом ФХР продолжат формирование штаба и разработки принципов, по которым он будет работать. Пока известно, что генеральным менеджером сборной будет Андрей Сафронов, а одним из помощников главного тренера Харий Витолиньш. С остальным определятся потом, но время поджимает. Возможно, сейчас примут промежуточные решения, рассчитанные до окончания чемпионата мира. До его начала осталось всего полтора месяца, и подготовка уже на носу.

    — Уйти из «Динамо» решил сам Знарок или это условие перед ним поставили ФХР с Министерством спорта?
    — Мы подробно обсуждали эту тему. У меня перед глазами есть опыт тренеров-совместителей, и я хорошо представляю все сложности, с которыми они сталкиваются. Учитывая задачи, стоящие перед хоккейной сборной и объем работы в ней, очевидно, что распыляться на две команды невозможно. Разовое совмещение допустимо. Но когда тренер приглашается на весь четырехлетний цикл, который венчает Олимпиада, уделять одинаковое внимание клубной и сборной командам нереально. В таком случае можно ни в одной ничего не добиться.

    — Неужели Олег Валерьевич с легким сердцем покинул команду, с которой добился на сегодня главных побед в карьере и в которой состоялся как тренер, заслуживший приглашение в сборную?
    — Знарок — опытнейший профессионал, который очень любит и отлично знает хоккей. И подход к работе в сборной России у него соответствующий. Мне нравятся его амбиции и настрой — он хочет, чтобы команда побеждала и добиться с ней нашей главной цели — золота Олимпиады. Но для этого требуется полнейшее погружение в работу. Все это Олег Валерьевич изначально понимал и представлял.

    — Вернемся к футболу. После того как в Крыму прошел референдум, «Севастополь» и «Таврия» могут стать российскими клубами. Нас ждет расширение премьер-лиги?
    — Всему свое время. Пока рано говорить о расширении, сужении и других возможных реформах наших футбольных лиг. «Севастополь» с «Таврией» должны доиграть чемпионат в украинской лиге или дождаться там окончания сезона. Это их задача. А наша — интегрировать их в российский футбол. Так же как и во всех других видах спорта. На раз-два это не произойдет. Надо будет учитывать нормы уставов и регламентов, согласовывать переход спортсменов и клубов с украинскими и международными федерациями.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»