• Многоликий сэр Чарльз

    24.09.06 15:58

    Многоликий сэр Чарльз - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Раз в году внимание широкой американской общественности привлекает Баскетбольный Зал славы, который находится в Спрингфилде. В этот день проходит торжественная церемония включения новых имен в список великих, творивших американскую баскетбольную историю. В остальное время Зал славы работает как музей. В нынешнем году ряды игроков, чьи имена, если можно так сказать, официально увековечены, пополнили три звезды недавнего прошлого: Чарльз Баркли, Доминик Уилкинс и Джо Думарс. Наш сегодняшний рассказ посвящен первому из великолепной троицы.

    Великий и ужасный

    Все, кто хоть раз видел Баркли в игре, вряд ли после этого оставались к нему равнодушными. Этот полноватый увалень носился по площадке, словно у нее не было центральной зоны. Для него существовали только свое кольцо и кольцо соперника. Его стиль трудно было спутать с чьим-либо другим. Не случайно журналисты и болельщики прозвали Чарльза Великим и Ужасным.

    Тренеры ценили этого парня, поскольку он был настроен только на победу, а заряжая себя, он заряжал и команду. При этом Баркли  мало того, что набирал в среднем более 20 очков за матч, еще и не чурался черновой работы.

    В 15-ти из своих 16 сезонов в лиге Чарльз собирал в среднем более десяти отскоков. И, конечно же, не раз Баркли приносил победы своим командам бросками на последних секундах встречи.

    Но не надо думать, что Чарльз был пай-мальчиком. Тренеры, которым доводилось работать с ним, были вынуждены мириться с взрывным характером игрока, с его подчас ненужными техническими фолами, с его эмоциями, которые били через край. «Это просто Чарльз Баркли. Мне приходилось работать вместе со всем набором его качеств. Это человек полный эмоций, но именно эмоции Чарльза делают его великим», – сказал как-то о Баркли его бывший тренер в «Филадельфии» Джимми Лайнэм.

    Шаловливый

    Чарльз Уэйд Баркли родился 20 февраля 1963 года в городе Лидс (штат Алабама). Уже в школьной команде многие видели в нем выдающегося игрока. В част-ности, во втором сезоне он, играя на позиции центрового, вчистую переиграл парня, который был выше него на десять сантиметров. Затем для Баркли наступила пора университетского баскетбола, где, играя за Обэрн, Чарльз стал игроком года в NCAA (1984).

    На драфте НБА Баркли был выбран под пятым номером. Удивляться тут нечему – перед ним в престижном списке расположились такие мастера, как Хаким Оладжъювон, Майкл Джордан и Джон Стоктон. В первом же сезоне Баркли, выходя со скамьи запасных, в среднем за матч набирал 14 очков и делал 8,6 подбора. Правда, в плей-офф его «Филадельфия» проиграла «Бостону» в финале восточной конференции.

     

    Баркли был весьма оригинальным баскетболистом. Многие помнят его воздушные поцелуи фанатам «Дет-ройта» в «Обэрн Хиллз», а также внезапные драки с «маскотами» команд-соперниц, перебранки с арбитрами и заигрывания с девушками из группы поддержки. «Эти шалости делают игру легче для меня. Просто во время матча я расслаблен донельзя», – говорил об этом сам Чарльз.

    В то же время СМИ весьма любили его юмор и нестандартные ответы на вопросы. Так, в 1991 году, будучи игроком «Филадельфии», Баркли предложил увековечить номер Дэнниса Хоппена только за то, что он не дал состояться первой в истории НБА команде, набранной только из афроамериканцев. В этом же году Сэр Чарльз выпустил автобиографию, в которой позволил себе раскритиковать многих своих современников, включая товарищей по команде. А как-то раз Баркли пошутил на пресс-конференции, что после такого плохого матча в своем исполнении он придет домой из поколотит жену. Перед следующей домашней игрой «Филадельфии» у Дворца спорта «Спектрум» появились женские пикеты. Впрочем, когда Баркли понимал, что перебарщивает, то немедленно извинялся. Так было, когда он плюнув в болельщика, попал в девочку, сидевшую на трибунах.

    На площадке Сэр Чарльз был более аккуратен. За первые девять сезонов в лиге показатель попаданий с игры составлял более 50 процентов. Кроме того, Баркли сыграл в 11 матчах «всех звезд», а в 1991 году стал самым ценным игроком всезвездного уик-энда. Тогда все говорили о нем как о лучшем специалисте по подборам.

    Повзрослевший

    Но самым лучшим в карьере Баркли считается сезон-1992/93. Чарльз перешел из «Филадельфии» в «Финикс», который словно собирался под него. Пожалуй, именно здесь Баркли впервые почувствовал себя ответственным за результат команды. Именно в «Санз» к фамилии Баркли прилипло прозвище Сэр. В отличие от филадельфийского периода карьеры форварда, в «Финиксе» Баркли вел себя предельно дисциплинированно, превратившись из холерика во флегматика, взрывавшегося только в конце матча, и то лишь когда этого требовала ситуация.

    В итоге его «Финикс» вышел в финал плей-офф НБА, подарив болельщикам, пожалуй, самую красивую финальную серию всех времен. И пусть «Финикс» проиграл великолепному «Чикаго Буллз» во главе с Майклом Джорданом, зато талант Баркли и его звезда засверкали на небосклоне лиги по-новому.

    Затем был хьюстонский период в карьере великого форварда. Именно с «Рокитс» Чарльз связывал особые надежды заполучить хотя бы один чемпионский перстень. Не судьба. Он так ни разу и не стал чемпионом НБА. Более того, Сэр Чарльз закончил свою карьеру, пробыв практически целый сезон в списке травмированных. Но на прощание он все-таки нашел силы. В последней игре сезона-1998/99 Сэр Чарльз вышел на шесть минут и набрал два очка.

    За свою карьеру Баркли набрал 20 000 очков (это четвертый результат в истории лиги, впереди него только Карим Абдул-Джаббар, Уилт Чемберлен и Карл Мэлоун), сделал 10 000 подборов и 4 000 передач. Он выиграл золото двух Олимпиад – 1992-го и 1996 годов, а также включен в число 50 величайших игроков за всю историю лиги.

    Сейчас Сэр Чарльз работает комментатором-аналитиком на телеканале TNT. Кроме того, бывший баскетболист пытается проявить себя на другом поприще. Он баллотируется в губернаторы своего родного штата.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»