• Мода по возможности

    Стиль

    03.04.11 16:39

    Современные спортсмены жертвуют ради успеха всем: временем, здоровьем, личной жизнью, друзьями. И зачастую собственной индивидуальностью.

    Когда мы говорим «у этого атлета неповторимый стиль», мы имеем в виду исключительно его манеру выступать, вести игру или вдохновлять команду. А между тем они так же, как и другие, хотят выделяться из толпы сразу – пусть даже это толпа рекордсменов и олимпийцев. Самый легкий путь к этому – внешняя индивидуальность. Но в спортивном мире это непросто: многие виды спорта требуют полного самоотречения.

    Спорт от кутюр

    Больше всего от невозможности выразить себя традиционно страдают женщины: быть показанной по телевидению на весь мир не только без косметики и прически, но часто – растрепанной, с красным носом, а нередко и с пеной у рта, – для этого нужно определенное мужество. Проще всего в этом отношении тем, чей вид спорта сам по себе подразумевает артистизм и красивую подачу спортсмена – например, гимнасткам, фигуристкам, синхронисткам. В фигурном катании каждый спортсмен имеет свой собственный костюм, через который он не только может, но и обязан выразить некий образ, ибо от этого зависят оценки судей. И хотя у этих костюмов масса своих требований и нюансов, спортсмену уж точно не грозит остаться на льду незамеченным. Поэтому к их созданию часто прикладывают руку знаменитые мастера: так, костюмы для российских парников Яны Хохловой и Сергея Новицкого в ­предолимпийский сезон творил Вячеслав Зайцев.

    «В фигурном катании есть определенная мода, свои течения, – говорит художник по костюмам Ника Велегжанинова. – Раньше на костюмах было много стразов, элементов вроде боа, кружев – даже у мужчин. Особенно это характерно для представителей бывшего СССР. Затем пошел уклон в некое “haute couture”, подобие вечернего наряда: открытые руки, грудь, ноги… Для некоторых спортсменок это было как нельзя кстати. Других же надо раздевать с осторожностью, например, парниц с их спортивными фигурами».

    Гимнасткам и синхронисткам сложнее выразить индивидуальность: к ним более строгие требования в плане причесок, купальников. Несмотря на яркие наряды и макияж, спорт­сменки часто кажутся на одно  лицо. Особенно это относится к групповым упражнениям: для более яркого эффекта лица спортсменок должны быть почти идентичными и играть на публику, сидящую далеко на трибунах: то есть грим вблизи (и на фото) должен быть почти устрашающим. В итоге ухищрения, которые, казалось бы, должны подчеркивать яркость девушек, только уравнивают их друг с другом. И исправить это не так-то просто: например, ­четырехкратная олимпийская чемпионка по синхронному плаванию Анастасия Давыдова украсила себе спину татуировками – по ней порхает 17 бабочек. Но зрителям они казались просто темными некрасивыми пятнами, поэтому перед каждым стартом чемпионке приходилось их замазывать тональным кремом.

     

    Но самые знаменитые костюмы, пожалуй, у теннисисток. За турнирами «Большого шлема» следят, как за миланской Неделей моды. В чем пожалуют сестры Уильямс? Чем удивит Мария Шарапова? На каждый турнир теннисные звезды надевают нечто новое – либо от спонсоров, либо собственного дизайна, как, например, творение Винус Уильямс на последнем Australi­an Open – платье ее собственной задумки по мотивам «Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла.

    Мода в миниатюре

    Куда тяжелее выделиться в том виде спорта, который не подразумевает ношение разных костюмов. Например, в легкой атлетике. Оценки за артистизм тут не ставят, а от спорт­смена требуется выложиться на сто процентов. Одинаковая форма с номером на груди, пот в три ручья, пальцы в тальке, одежда в песке… Но и здесь многие находят, как извернуться. Все за­висит от того, какая часть твоего тела наименее важна для победы.

    Так, самый знаменитый элемент образа некоторых бегуний – длиннющие ногти на руках. Считается, что моду на них ввела американская трехкратная олимпийская чемпионка Флоренс Гриф­фит-Джойнер. Ее ногти – огромные, загнутые, покрашенные в многочисленные цвета, – можно увидеть на многих фотографиях. В 1988 году на Олимпиаде их длина составляла 7,5 сантиметров.

    Ее верная последовательница нашего времени – трехкратная олимпийская чемпионка американка Гейл Диверс. Зритель также может выделить на старте Салли Маклеллан, Антонину Кривошапку, Ирину Лещинскую…

    Если на беговой дорожке длинные ногти не помеха, то, например, в прыжках или метании они могут помешать, да и очищать их от песка и талька – занятие не из приятных. Поэтому атлеты этих видов сосредотачиваются на другом.

    В частности, прыгуны – большие фанаты разнообразных причесок. Англичанин Филлипс Айдову то красит голову в сплошной красный, то чертит яркую полосу на белом фоне; гречанка Хрисофия Деветци изобретает мудреную прическу из косичек и химии; двукратная олимпийская чемпионка из Камеруна Франсуаза Мбанго-Этоне не только плетет цветные косички и носит тяжелые золотые серьги, но и прыгает в платье, в отличие от других девушек.

    «Нам можно прыгать в юбках, – подтверждает олимпийская чемпионка по прыжкам в  длину Татьяна Лебедева, которая сама каждую Олимпиаду радует поклонников новой диковинной прической ярких расцветок. – Но мне это не нравится – потом такие фотографии появляются… Лучше уж оторвусь на волосах. Мне не жалко, пусть даже приходится восстанавливать волосы после но­вого эксперимента. Например, я знала, что мне придется состричь все, когда делала химию. Ну ничего: женщина пойдет на что угодно, лишь бы быть замеченной».

    Метательницы, толкательницы и тяжелоатлетки, которые работают со снарядами, пред­почитают не надевать на себя особых украшений. Максимум – цепочка и серьги. Некоторые, как например, немка Штеффи Нериус, надевают на голову повязку и украшают руку нарисованным флагом родины. Однако ничто не должно мешать результату.

    Строго и результативно

    Во многих видах спорта участники вообще не могут позволить себе украшений: они явно могут помешать хорошо выступить. Например, в плавании, где все должно быть максимально обтекаемой формы, без острых углов.

    «У нас вообще не приняты украшения, даже очки и шапочки одинаковы, – отмечает чемпионка мира Юлия Ефимова. – Все это не нужно, красиво одеться можно и потом».

    Пловчихи не носят даже се­режек. Единственное, что они могут себе позволить, – татуировки. Впрочем, и они скрыты плотными плавательными костюмами.

    То же относится и к другим видам спорта – велогонкам, биатлону, лыжам. Там, где победу может принести костюм, уже не до развлечений. Да и холод им не способствует. Единственное, что могут позволить себе мастера лыжни, – написать что-то у себя на комбинезоне пониже спины. На самой спине ­нельзя – там порядковый номер, а остальные стратегические ­места заняты названиями спонсоров.

    Такие надписи появились на спортсменах еще в 90-х годах, но до сих пор так и не прижились, и каждая воспринимается как диковинка. Например, известная надпись «Sexy» на белом комбинезоне олимпийской чемпионки Светланы Слепцовой. Среди россиян она не одна такая: по особому разрешению тренеров с надписями, которые позволяют болельщикам отличить своего любимцы от толпы, бегали лыжники Александр Легков («Кошка» – его прозвище) и Евгений Дементьев («Дема»).

    Тату на удачу

    Может быть, и в самом деле лучше разделять спорт и личную жизнь? Казалось бы: зачем тратиться на дорогую прическу, а потом рвать волосы в кадре? Но спортсмен настолько сосредоточен на результате, что он решительно ничего не делает просто так. Даже макияж.

    «Мне все украшения в секторе мешают, – признается экс-рекордсменка мира по метанию молота Татьяна Лысенко. – Ничто не должно отвлекать от соревнования, так что я об этом не думаю. Ношу только крестик».

    Однако крестик – тоже цепочка на шее. Похоже, все украшения для спортсменов – те же ритуалы и приметы на удачу, как и то, с какой ноги начинать завязывать шиповки или в какую руку перед стартом сперва брать лыжную палку. Уже упомянутая Гейл Диверс носит длинные ногти не просто ради красоты и не только в виде «эстафетной палочки» от прославленной соотечественницы. В начале 90-х годов спортсменка серьезно заболела, врачи диагностировали диффузный токсичный зоб. Она не могла ходить, мыться, у нее выпадали волосы и ногти. Сейчас ее победами и ногтями восхищается весь мир: это ли не символ?

    Российский теннисист Марат Сафин сделал свою вторую татуировку на плече именно в то время, когда его результаты пошли вниз. «Это оберег от сглаза», – так и объяснял он. А многочисленные татуировки в виде олимпийских колец – у пловца Майкла Фелпса, у ватерполиста Габора Киса, у лучницы Лориг Катупы – что это, если не попытка «закрепить» свой успех и пожелание удачи? Наездница Луиз Лайон из Ирландии даже украсила своего коня: в Пекине у него на крупе красовался трилистник и олимпийская символика. Очевидно, на счастье.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»