-
Москва подхватила футбольную заразу
30.03.13 15:41
(Фото: РИА «Новости»)
Признаться честно, покидала Москву с двойственными ощущениями. С одной стороны, испытывала радость от победы СКА во втором матче, с другой — разочарование от происходившего на трибунах Малой арены «Лужников». Про поведение болельщиков бело-голубых в домашних матчах серии сказано немало. В итоге оштрафованы все: и СКА — за парня со свастикой на груди, затесавшегося в ряды армейцев, и динамовцы — за сосиски на льду. Но ведь никакие штрафы не смогут унять вражды между болельщиками двух клубов. А есть ли она вообще? Об этом и о многом другом мы узнали у преданных многолетних поклонников СКА, которые только вернулись с выезда. Кто давно следит за хоккеем, прекрасно знает лица тех, кто скрывается за прозвищами Машинист, Сэм и Борода.
Ветеран фанатского движения СКА Машинист:
Лучше эмоции, чем молчаливая публика, жующая попкорн
— Признаться, парня с фашистской символикой не видел. Говорят, его татуха напоминала всем известную символику, — кидаю Машинисту фотографию, облетевшую Интернет, и вновь попросила поделиться своим мнением. — Спасибо, — ответил он. — Орнамент действительно напоминает всем известную свастику. И все же такое ощущение, что кто-то искал причину придраться, «охотился на ведьм».
— Стоило штрафовать СКА?
— А за что? С человеком стоило разбираться. Клуб при чем?— Когда на лед в «Лужниках» полетели различные предметы, в том числе и продукты, что подумали?
— «Быдлячество» в чистом виде. Что тут можно добавить? Причем сосиски летели не с «фанатки», а с центральных секторов лужниковской арены. Их бросали не хоккейные или футбольные фанаты, а обыкновенные люди. С одной стороны, хамство откровенное, с другой — проявление эмоций, чувств. Знаете, когда публика приходит на игру с равнодушными глазами: попкорн жевать без души — это ничуть не лучше.— Изменилась ли публика на играх «Динамо»?
— Каждый год приходит молодежь, которую нужно учить, воспитывать: объяснять им правила боления за клуб, рассказывать о традициях.— Мне кажется, традиции некому поддерживать. Куда исчезают ветераны фан-движения?
— Иногда они просто отходят от дел. А порой «тонут» под наплывом толпы постоянно меняющихся людей. Ведь один ветеран может повлиять на несколько десятков людей, но не на всех поголовно. Так что, скорее всего, лидеры не могут справиться с людским потоком.— Раньше меньше людей на хоккей приходило. Удерживать лидерство было проще?
— Не сказал бы, что кто-то кого-то контролировал. Просто раньше люди ходили смотреть хоккей, а теперь на стадионе много случайных людей, привлекаемых так называемой «попкорн-культурой». Они не всегда приходят болеть. Отсюда непонимание «законов жанра».— Сейчас в Питере «заточили зуб» на «Динамо». Но, на мой взгляд, отвечать хамством на хамство нельзя ни в коем случае…
— Отвечать на такое — себя не уважать. Тем более что среди динамовских болельщиков достаточно много нормальных, адекватных людей. Пусть они в своем кругу и проводят воспитательную работу.— Каким для вас оказался выезд в Москву?
— Остался доволен результатом, игрой. Верил в команду с самого начала. Мы ведь, по сути, хорошо выглядели. Конечно, «Динамо» — опасный соперник, с ним нельзя расслабляться. Но наша игра с обилием опасных моментов должна была рано или поздно перейти в качество. По логике вещей мы должны были побеждать еще в третьем матче. Еще порадовала неплохая поддержка с нашей стороны. Очень приятно, что нас поддерживали дружественные фанаты: из хабаровского СКА и ЦСКА.— Становятся ли дружественные раньше фанаты «Динамо» злейшими врагами питерцев?
— Я бы так не сказал. Как ветеран, я отошел от дел, но, насколько мне известно, официальный нейтралитет между нашими клубами никто не отменял.Болельщик СКА по прозвищу Борода:
Пора прекратить поставки мясо-молочных продуктов в столицу
— По поведению болельщиков Москвы что скажешь?
— Тут лучше промолчать. Поразил «обалденный креатив» людей, изменивших слова песни «Священная война» Александрова. Когда услышал, как они ее переделали, меня это убило напрочь. Второе — мне кажется, в Москву пора прекратить поставки мясо-молочных продуктов. У них много излишков, которые они, не жалея, выбрасывают на лед. Если говорить одним словом, хамство поражало. Мне, здоровому мужику, с соседнего сектора такое желали… Такое ощущение, что в Москве вообще коренных москвичей не осталось. Мы были на игре в Череповце, но там вообще все было спокойно. Могли быть инциденты, учитывая наличие там большого спартаковского фан-клуба. Но там все было спокойно. Хотелось бы теперь узнать, как Казань принимает (улыбается).— Раньше самыми хамоватыми по отношению к Питеру считались болельщики «Спартака». Что случилось с дружественным «Динамо»?
— Вы же знаете, что эпидемия быстро распространяется. И когда холера хамства начала распространяться повсеместно, то первыми заразились Мытищи, но они вроде переболели уже и начали выздоравливать. Возможно, за счет того, что их болельщиков мы очень тепло встретили в Питере. Более того, болельщики «Атланта» на последних матчах сидели на нашем секторе и «топили» за СКА. Сейчас в тяжелой форме заболело «Динамо».— Раньше фанатские традиции, что называется, передавались от «стариков» к «детям». Куда все исчезает?
— Исчезла культура боления. Фанатское движение начали скрещивать с бизнесом и переводить на рельсы получения выгоды или прибыли. И как только оно начало превращаться в формальное, все рухнуло. Понятно, что хоккейный бизнес должен зарабатывать. Но болельщиков стали использовать в политических целях. Часто в предвыборных кампаниях, ради своей выгоды. Поскольку поняли, что болельщики — самая организованная масса людей. Хотя как таковой официальной структуры не существует. Поэтому поведение «креативного» отдела «Динамо», переиначившего великую песню, насторожило. Людям пытались внушить, что на площадке настоящая война. Слова «вставай на смертный бой» мгновенно настраивают всех на то, что по другую сторону баррикад враги. А не соперники. Но ведь благодаря таким песням наши деды бились с фашистами!— Кстати, о фашистах. На трибунах среди фанатов СКА был замечен парень со свастикой на груди…
— Слышал. Считаю, фанаты должны внутри себя разобраться.— Вы бы ему что-то сказали?
— Скорее, попытался бы закрыть своим большим телом. И все же считаю, все это придирки. Единичный случай на секторе СКА за два матча. «Выцепили» одного человека, и всех под одну гребенку. В то время как динамовский стадион на протяжении двух матчей вел себя безобразно.— Надеюсь, в Ледовом мстить москвичам не станут…
— Ни в коем случае! У нас других дел полно: надо еще три матча подряд выиграть. Так что лучше положить все силы на поддержку команды, а не на то, чтобы отомстить. Тем более что среди поклонников «Динамо» масса нормальных людей. Хотя есть и некоторые «заводящие», которые пытаются провести свою сомнительную политику в массы, пытаясь нас провоцировать.Один из ветеранов фанатского движения СКА Сэм:
Давайте по-христиански простим обидчиков
— Видела, как дружественно вас приветствовали болельщики «Динамо» при встрече. Получается, не все фанаты бело-голубых такие агрессивно настроенные?
— Основная масса настоящих, проверенных фанатов, что называется — с «историей», никогда не была враждебно настроена. И между нами никогда не существовало разлада. Те люди, которые делали все эти неприглядные вещи: бросали на лед продукты или кричали обидные слова — люди нового поколения, которые на стадион приходят с попкорном. Для которых хоккей не наслаждение игрой, а банально выброс эмоций. Не сомневаюсь, основная масса динамовцев нейтрально настроена по отношению к армейцам с Невы. Во всяком случае, все, кого встречал, в один голос просили не принимать всерьез то, что происходило. Потому что никто из серьезных людей в фанатском движении такого хамства себе не позволял. И принесли извинения.— Говорят, традиции «правильного» боления, когда существовали определенные правила, уходят в прошлое…
— Это действительно так. Нынче на стадионах совершенно другая атмосфера. Масса людей приходит во Дворец спорта только потому, что живет в соседнем доме. Им просто лень куда-то ехать, вот они и идут на стадион. Для них хоккей — лишь часть шоу, а не основная составляющая. Много новых болельщиков. Потому преемственность поколений исчезла. Посмотрите, даже наши дети другие: они скорее сядут в хоккей рубиться по компьютеру, чем на игру пойдут. Впрочем, каждый сам выбирает, как ему болеть: одни идут на фан-сектор, понимая, что это в своем роде работа. Надо весь матч стоять, кричать, поддерживать свою команду (в рамках приличий, разумеется) и т. п. Другие приходят, занимают сидячие места и болеют таким образом, что тоже очень почетно. Кто-то усаживается напротив телевизора. И за последние годы в СКА много сделано для того, чтобы людям было комфортно смотреть хоккей, где бы они ни находились.— Почему в нашем городе культурно болеют за команду, а в других порой перегибают палку?
— К сожалению, динамовцы где-то подхватили эту футбольную заразу. Надеюсь, что такое поведение вовсе не означает начала розни между нашими командами. Если кто-то думает, что фанаты СКА болеют за «Зенит», то ошибается. Мы болеем за армейские клубы. Мне кажется, хоккей стал заложником футбольных разборок между «Динамо» и «Зенитом». Хотелось бы еще раз подчеркнуть, у нас, болельщиков СКА, всегда были хорошие взаимоотношения с «Динамо». Мы уважаем и их команду, и тех, кто ее поддерживает.— Главное, чтобы в Питере не стали отвечать «ударом на удар» в ответном матче…
— Считаю, ни в коем случае нельзя поддаваться на провокации. А вести себя так же уважительно, как раньше. Иногда мне кажется, что люди, которые кричат плохие слова в сторону приезжих болельщиков, сами никогда не ездили на выезд. Они дилетанты и грубияны. Ведь выезд — это очень тяжело: дорога, неудобства и т. п. Еще раз всех призываю: никаких акций и действий в адрес гостей предпринимать не надо. Мы — культурная столица, и болельщики нашей команды уважительно относятся к соперникам. Питер долгое время оставался единственным городом, где получившего травму игрока соперника люди провожали на скамейку аплодисментами! Сейчас, к сожалению, эта традиция сходит на нет. Вспомните, что в это время вообще грешно ругаться даже с трибуны, — Великий пост идет. Так что давайте по-христиански простим обидчиков.— Говорят, что на трибунах СКА был парень, на груди которого красовалась свастика!
— Такого человека стоит как минимум одернуть и попросить одеться, а как максимум — уйти с трибуны. Ведь у нас в России практически в каждой семье кто-то воевал, погиб на войне или попал в плен к фашистам. Например, моя семья находилась в Ленинграде — дед воевал, и бабушка, находясь в блокадном Ленинграде, оперировала раненых бойцов. И для меня День Победы над фашизмом — самый светлый праздник.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»