• Мохаммед Али расцеловался с Брежневым и получил от него дорогой подарок. Что было потом

    53 года с момента, как он отказался от военной присяги

    28.04.20 09:26

    Мохаммед Али расцеловался с Брежневым и получил от него дорогой подарок. Что было потом - фото

    Фото: depositphotos.com

    Он стал чемпионом мира по боксу в абсолютной весовой категории как Кассиус Клей. Под этим именем он и родился в негритянском Гарлеме, выиграл в 18 лет Олимпиаду 1960 года в Риме. Звания чемпиона мира лишен был в судебном порядке уже как Мохаммед Али. Под этим именем и вернул себе впоследствии титул.

    Мохаммед Али целым рядом авторитетных спортивных изданий признан «Спортсменом 20 века». Спортсменом, заметьте, о боксе и говорить нечего. Его рекорд – 28 поверженных соперников в боях за титул чемпиона мира простоял 38 лет.

    А в этот день 53 года назад Мохаммед Али отказался принимать военную присягу, чтобы отправиться на войну во Вьетнам. В тот момент это было противоречивое решение. Однако через два-три года его стали воспринимать, как героя.

    У него украли велосипед

    Вообще-то, из Гарлема времен детства Клея (а он родился в 1942-м) для мальчишек было 2 дороги: по тюрьмам, это массово, и спорт – для тех, кому повезло. Бокс – способ выживания. Из Гарлема же вышли и наиболее знаменитые соперники, поверженные Клеем в боях за титул: Сонни Листон, которого в бытность чемпионом мира упорно обвиняли в связях с мафией, а до этого он успел отсидеть, Джо Фрезер…

    Семья Кассиуса была в Гарлеме не из самых бедных, в 12 лет юный Клей заработал (и не отдал на пропитание, благо, была такая возможность!) небольшие деньги и купил себе велосипед.  Который у него быстренько и украли. Кассиус понял, что мало найти вора, необходимо ему отомстить, наказать, как следует, для каковой цели и пришел в секцию бокса, где дело пошло.

    Олимпийские Игры с их любительским боксом были для американцев в те годы своего рода квалификационным турниром. Победа – отменный пропуск на профессиональный ринг, где деньги и почести.

    Геннадий Шатков Клея не остановил. Ему не повезло

    Клей выиграл отбор на Игры в Рим и поначалу долго отказывался от участия, он боялся самолетов. Его уговорили, но он поставил условие, которое было выполнено: взял с собой в салон парашют.

    Выступал юный тогда Клей в полутяжелом весе и в четвертьфинале победил советского боксера, олимпийского чемпиона Мельбурна Геннадия Шаткова. Геннадий Иванович стал тогда жертвой советской ставки на командный успех. Всю карьеру он провел во втором среднем весе. И в Рим отобрался как средневес. Но на тренерском совете было решено, что в сборной нет серьезного полутяжа и Шаткову велено было потяжелеть. Интеллигентный петербуржец, ставший впоследствии проректором Университета (и кстати, тестем популярного телеведущего Кирилла Набутова) так описывал эту ситуацию: «С огромным трудом я набрал нужный вес, несколько потеряв при этом спортивную форму. Так что Клей еще до боя получил изрядную фору. К тому же мне пришлось менять привычную тактику ведения боя, так как я оказался самым низкорослым среди полутяжеловесов».

     

    IQ ниже солдатского, но его бокс – зрелище

    Ну, а Клей выиграл Олимпиаду и сразу же перешел в профессионалы. Его карьера развивалась стремительно, а вот отношения с армией не складывались. В 1964-м году, до победного боя с Листоном за звание чемпиона мира он на медкомиссии легко прошел все физические тесты, но … оказался негодным для службы по уровню IQ. Кассиус не смог ответить на вопрос: «Сколько часов работает человек с 6 утра до 3 часов дня, если у него есть час на обед?». Второй раз он провалился уже под наблюдением трех психиатров. Впоследствии он шутил: «Я говорил, что я величайший, а не умнейший».

    Уже в ранге знаменитого чемпиона мира он проходит комиссию. Его популярность по всей планете зашкаливает, его обожают. Он полностью изменил тактику бокса, тем более, в тяжелом весе. Он как бы танцует на ринге, у него очень быстрые ноги. Его бои завораживают. Тогда появляется его знаменитое: «Боксер должен порхать на ринге, как бабочка и жалить, как пчела». Каждый его поединок – яркое зрелище.

    Он не хотел во Вьетнам

    И тут следует призыв в армию, а вовсю идет война во Вьетнаме. 28 апреля 1967 года его доставили в Форт-Полк. «Кассиус Клей! Сухопутные войска», – выкрикнул офицер. Для того, чтобы принять присягу ему было достаточно сделать шаг вперед, но он не сдвинулся. Клея увели с площади, объяснили еще раз процедуру, уже угрожая тюремным сроком до пяти лет и штрафом. Вернувшись на площадь он все равно так и не сдвинулся.

    Клей отказался служить, объясняя, что ему не позволяет ислам и принимает имя Мохаммед Али, объявив, что он состоит в братстве «Нации ислама».

    Клею дали максимально возможный срок за уклонение от воинской службы – пять лет и 10 тысяч долларов штрафа. Его мгновенно лишают и титула, и даже боксерской лицензии. Многие не поняли его такого решения, называли трусом. Однако впоследствии отношение к войне во Вьетнаме изменилось. И люди стали воспринимать Али, как героя.

    Лишь в 1970-м ему разрешают вернуться на ринг. Он триумфально побеждает Джо Фрезера и возвращает себе титул. Проиграл он лишь в 1976-м олимпийскому чемпиону-76 Леону Спинксу. За карьеру заработал полмиллиарда долларов.

    Визит в СССР

    Любил политические выступления, подчеркивал свое мусульманство, его принимали главы государств и ему это очень нравилось. В 1978 году Али принял приглашение советского Посла в Вашингтоне Анатолия Добрынина и посетил Советский Союз. Обставлено все было с невероятной помпой. Важно уточнить, что до ввода войск в Афганистан и последовавшего за этим призыва президента США Джимми Картера бойкотировать Олимпиаду в Москве оставалось еще больше года.

    Али прилетел в Москву с небольшой свитой. Мохаммеда с его третьей женой Вероникой Порше разместили в «Метрополе», в шикарном люксе. На третий день доброго мусульманина отвезли в Ташкент, Бухару и Самарканд. Все это детально освещалось советским телевидением.

    Когда вернулись в Москву Али неожиданно объявил, что хотел бы провести показательные бои с советскими тяжеловесами.

    Один против троих

    Желание ТАКОГО гостя – закон. И было организовано удивительное зрелище в зале ЦСКА: по раунду против американца боксировали сильнейшие наши бойцы – Евгений Горстков, Петр Заев и Игорь Высоцкий. Сменяя друг друга, естественно. Билеты в продажу не поступали, вход – только по специальным приглашениям, проверенным людям, но зал на 2000 мест полон. И трансляция по телевидению. Идеальные, на сегодняшний день, условия для самоизоляции! Никакого карантина, а на улицах советских городов – ни души. Питер, помню, будто вымер, все припали к телеэкранам. Чемпион СССР Горстков преимущественно вязал Али, осторожничал, сам не лез вперед, но и гостю не давал атаковать. Настырный Заев ввязался в драку и выглядел достойно. Не за это ли именно его отправили на Олимпиаду в Москву, где он лишь в финале уступил знаменитому кубинцу Теофило Стивенсону в равном бою, после которого многие болельщики грешили на судей?

    Пожалуй, больше других досталось магаданцу Высоцкому. Он вышел на ринг последним и Али уже не экономил силы. Но Игорь выдержал.

    Поцелуи с Брежневым

    А затем – квинтэссенция визита Али в СССР. В Кремле его принимает лично Леонид Ильич Брежнев. Как главу дружественного государства. Поцеловались, естественно, как без этого. Дорогой Леонид Ильич подарил Мохаммеду Али свою книгу «Малая земля».

    Али, как положено, высказал, что под впечатлением от встречи.

    А потом был Афганистан. И Мохаммед Али, столь трогательно принятый Брежневым, отправился в 1980-м году в вояж по мусульманским странам Африки агитировать их бойкотировать Олимпиаду в Москве.

    Это, впрочем, уже совсем другая история. Да и знали о ней тогда в нашей стране лишь те, кто слушал «вражьи голоса». И еще те, кто слушал рассказы тех, кто слушал «вражьи голоса».

    Использованы фото depositphotos.com.

    Читайте также

    Где футбол, там и любовь. Как олимпийской чемпионке выйти замуж за футболиста


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»