• «Путин спросил, что это было»: Виталий Мутко о допросах и политике МОК

    05.09.20 16:36

    «Путин спросил, что это было»: Виталий Мутко о допросах и политике МОК - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK Photo

    Виталий Мутко совсем недавно был иконой российского спорта. Глава РФС, министр спорта, зампред правительства в России, в то же время член исполкома ФИФА и близкий знакомый первых лиц мирового спорта. Один из немногих российских политиков, который без проблем общался с иностранцами, при том, что его английский...

    Летс ми спик фром май харт!


    После допингового скандала вокруг Сочи-2014 Мутко на несколько лет ушел в тень, однако в 2019-м CAS снял его дисквалификацию. Сейчас экс президент РФС имеет право появляться на мероприятиях олимпийского движения, хотя отношения с WADA по-прежнему испорчены. 

    Мутко посетил студию инсайдера Нобеля Арустамяна и рассказал о том, как Россия получила чемпионат мира по футболу-2018. 

    – Когда Владимир Путин дал добро на чемпионат мира (в России)? Как это происходило?
    – Это сложный вопрос. В 2005 году все началось. Когда мы проиграли 1:7 Португалии. 

    Мутко вспоминает знаменитый разгром в Лиссабоне в рамках квалификации ЧМ-2006, которую Россия, в итоге, не прошла. По итогам этого провального отбора были уволены и главный тренер сборной Георгий Ярцев, и президент РФС Вячеслав Колосков, бессменно возглавлявший организацию 13 лет. На место Колоскова пришел Виталий Мутко. Поражение 1:7 от Португалии по сей день остается крупнейшим футбольным фиаско в постсоветской российской истории.

    – Вас пригласил Путин?
    – Ну, да. И спросил: "Что это было? (смеется) Потом мне рассказывали историю. Говорили, что наш тренер, который тогда был, не будем называть имени (имеется в виду Георгий Ярцев – «Спорт День за Днем»), ушел со скамейки при определенном счете, не досмотрел. Потом пришел в раздевалку и говорит: «Ну как вы могли шесть голов пропустить?!» А футболисты ему: «Коуч, извини, мы вообще-то семь пропустили». 
    Так вот, началось с вопроса, что же это было. 

     


    – И вы решили, что надо что-то масштабно менять.
    – Дело-то не в этом. Просто состоялся разговор: «Почему у нас не получается. Почему не можем». Я сказал, что у нас есть школы, тысячи детей в школах, всех чему-то учат. Потенциал. Чем мальчишка в Краснодарском крае, Челябинск, Москве хуже мальчишки в Италии или Испании?

    – Вы довольны нынешним поколением футболистов?
    – Почему нет? Может быть, до уровня Аршавина им еще надо дорасти... То поколение – был другой уровень. 

    Экс глава РФС рассказал, как посещал матчи домашнего чемпионата мира. С декабря 2017-го по  июль 2019 Мутко находился под «баном» со стороны МОК за предполагаемое участие в масштабных допинговых скандалах. Из-за негативного имиджа он вышел из состава Оргкомитета футбольного ЧМ-2018 за полгода до старта соревнований. 

    Однако, во-первых, эта дисквалификация касалась турниров МОК, а не ФИФА. Во-вторых, даже в ее рамках Мутко мог приходить на арены как частное лицо по билету. 

    Кроме того, в 2019-м Мутко выиграл суд у МОК после рассмотрения апелляции. Спортивный арбитражный суд (CAS) отменил его дисквалификацию. Сейчас Мутко ничем не ограничен. 

    – Вы матчи ЧМ-2018 посещали? Я вас не видел там. 
    – Конечно! Все матчи сборной России посещал. А как же?! Когда я заходил в ложу, все члены исполкома ФИФА вставали! Я с ними девять лет (работал)! Я побывал на десятках турниров. Это семья. Блаттер создавал такие условия. 

    Южнокорейский делегат, доктор Чон, когда нужно было получить голос за Россию на выборах страны-хозяйки ЧМ-2018, сказал мне: «Виталий, ты должен приехать ко мне домой». 

    Это богатейший человек, бизнесмен, политик. А потом говорят, мол, вы взятки давали. Какие взятки такому человеку?! Чушь. Меня три раза допрашивали... Сначала они меня, а потом их допрашивал (смеется)

    Речь идет о 57-летнем Чон Монгю – это многолетний президент Корейской футбольной ассоциации, председатель корейской суперкорпорации Hyundai Development Company Group, в которую входят индустрии практически всех сфер жизни от автомобилей до нефтепроводов и спортивной атрибутики. Магистр Оксфордского университета. 

    Доктор Чон – один из главных активистов проведения в Южной Корее еще одного чемпионата мира по футболу после ЧМ-2002 в Японии/Корее. Ближайший шанс на выборах – 2030 год. 

    – Вы довольны тем, как распоряжаются футбольным наследием ЧМ-2018?
    – По наследию задач было несколько. Первая задача: раскрыть страну. Показать, что мы уже немножко другая страна.Сейчас пандемия тормознула, но она весь мир тормознула. Миллионы людей увидели, что есть не только Москва-Петербург, но и Саранск, и Казань. И Сочи.

    Вторая задача: задать стандарт развития городов. Я ведь тоже все читаю, вижу. Вот, многие пишут: зачем в Саранске большой стадион? Так надо понимать, что чемпионат мира дал целый набор вещей (городам-хозяевам). 

    – Но если говорить о футбольном наследии? Поля, стадионы?
    – Распоряжаться можно было лучше, но, в целом, неплохо. Стадионы все работают. 

    – А Саранск?
    – Кто им мешает создать нормальный клуб? Мне недавно один руководитель региона позвонил и говорит: «Наша команда опять вылетела... Хочу такого-то назначит руководителем. Какое ваше мнение?» Я говорю: «Даже комментировать не буду». 

    – Так вам до сих пор звонят с такими вопросами главы клубов?
    – Не то что прямо спрашивают, просто советуются. Люди знают меня. Я эти города (хозяева ЧМ) по 20 раз посетил.

    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»