• Мы все уснем!

    Сборная России

    16.11.11 22:21

    Сборная России провела первый турнир под руководством нового тренерского штаба, и выяснилось, что теперь команду ждут совсем другие времена. И прежде всего в плане хоккея.

    «Зачем вам знать про тактику?»

    – Играем через защитника, – объявил Зинэтула Билялетдинов на одной из тренировок в Хельсинки.

    Остальные слова было трудно услышать, но эту фразу он сказал громко. Может быть, для двух журналистов из Москвы, ко­торые сидели на скамейке за­пасных.

    Стало ясно, что наступили новые времена. Не будет больше побед со счетом 6:5 или 7:4. Здесь будут довольны победе 2:1, а при 1:0 выпишут дополнительные премиальные.

    Именно про хоккей тренерский штаб молчал до последнего.

    – А зачем вам знать про нашу тактику? – удивился Билялетдинов после одного из матчей. – Зачем я вам буду рассказывать про то, как мы хотим играть?

    Репортеры изумились, начали спорить, но тренер стоял на своем. В итоге мы услышали «сыг-рать построже в обороне и активнее в атаке». Так говорят все тренеры мира. Но это же сборная, тут подобным словам не верят.

    – Конечно, меня бы не устроил счет 6:5, – признался однажды Билялетдинов. – Я бы расстроился, что мы слишком много пропустили. Так что, действительно, наша первоочередная задача – сохранить свои ворота. А в атаке все равно будет шанс.

    Чтобы узнать, как играет команда, пришлось идти к игрокам. Александр Пережогин, который вроде бы много говорил о том, что «Авангард» играет в КХЛ от обороны, поразился, что кому-то пришло в голову сравнивать омский клуб и национальную команду:

    – Совершенно разный хоккей показываем. Абсолютно. В сборной от нас требуют совершенно другого.

    – Например.

    – Мы не откидываем шайбу просто так.

    Мало, слишком мало информации. Но даже без комментариев ясно, что теперь сборная не будет бежать всей пятеркой в атаку, стараясь задавить соперника. Эта команда готова выжидать тридцать минут, чтобы провести одну результативную атаку. Первый период в матче против Финляндии был исключением.

    – Когда мы узнали, что перед игрой пройдет чествование чемпионов мира, тренер сказал, чтобы мы шли в атаку. Мол, соперник будет расслаблен, – рассказывал один из хоккеистов, взяв обещание не называть его имя («Я не боюсь навлечь на себя проблемы, просто Билялетдинов дал понять, что все, происходящее в раздевалке, должно там и оставаться»). – Вот мы первый период и сыграли очень активно, а второй и третий попробовали провести так, как нам говорили. Кажется, получилось, учитывая, что мы много играли в меньшинстве.

     

    Это будет очень скучный, но красивый хоккей. Так бывает.

    Внутреннее дело команды

    Зинэтула Билялетдинов, назначенный на эту должность чуть ли не премьер-министром, имел право требовать от ФХР все, но если бы все его пожелания учитывались, то была бы беда. Например, тренер был против дня открытых дверей в Новогорске. Он предлагал собрать в офисе федерации журналистов и вместе с руководителем организации ответить на все вопросы. Ему объяснили, что этого не поймут.

    Тогда Билялетдинов отменил ледовое занятие, чтобы никто не увидел сочетания пятерок. Бывает, что тренер от всех прячется, но это решение было совсем непонятным, ведь все занятия в Хельсинки прошли в открытом режиме.

    На Кубке «Карьяла» не было пресс-конференций, но Билялетдинова убедили, что к прессе выходить нужно. Это были ужасные беседы.

    «Почему вы изменили пятерки?» – «Мы так решили». – «Почему не играл Терещенко?» – «Зачем вам это знать?» – «Какая была тактика на игру?» – «Это внутреннее дело команды».

    Вячеслав Быков в таких разговорах давал полные ответы, и всегда можно было получить нужную информацию с помощью наводящих вопросов. Вот пример из диктофона: после не слишком значимого матча предварительного этапа на чемпионате мира в Братиславе Быков говорил 12 минут 32 секунды. После победы над сборной Швеции Билялетдинов отвечал на вопросы ровно четыре минуты. И это рекорд.

    При этом Билялетдинов не закрывался. Можно было сидеть в гостинице сколько угодно, даже находиться на втором этаже рядом со столовой и ждать спорт-сменов с обеда. Но говорят, что Билялетдинов оказался в шоке от дня открытых дверей. А особенно от вопроса, можно ли сказать, что нынешний состав – это прообраз сборной на Олимпиаде в Сочи.

    Этот тренер не любит говорить про будущее, про перспективы. Этот тренер вообще не любит говорить, и тот, кто обращается за комментариями сразу к его помощнику Валерию Белову, не нарушает субординацию, а, наоборот, – помогает штабу.

    Новый Радулов

    Бомба замедленного действия в любой команде – Александр Радулов. Очень опасно приглашать в национальную команду человека, который только что уволил тренера в клубе. Но тут и проявляется характер.

    Александра было не узнать: он ни на кого не кидался, раздавал интервью и автографы. Конечно, многое зависит от окружения. Если на чемпионате мира был Александр Овечкин, который любит тусить даже больше, чем играть в хоккей, то тут Радулов жил в одном номере с Ильей Зубовым – очень спокойным человеком.

    И во время тренировок Радулова не было слышно. Один раз он что-то громко сказал Билялетдинову, тот ответил и даже не улыбнулся. После этого форвард из Уфы голоса вообще не подавал, а работал даже больше, чем остальные. Удивительно, но Александр целыми днями находился в гостинице, выходил только в супермаркет, не ездил развлекаться. Валерий Белов объяснил, что Билялетдинов строго поговорил с нападающим еще в Уфе. Но с Радуловым общались и Быков, и Михалев. И где сейчас эти тренеры?

    Кажется, только Радулов и получил путевку на чемпионат мира после первого этапа Евротура. Если он будет здоров, его позовут. Но Билялетдинову придется решать, стоит ли приглашать в команду тех, кто расслабляет Александра. В прин­ципе, концепция тренера такова, что сборная и не заметит отсутствия какого-нибудь Овечкина.

    Пальцем в небо

    Сборная России в Хельсинки удивляла и не удивляла одновременно. На этом этапе ожидаемо решено было отказаться от связки Морозов – Зарипов, но, как удалось выяснить, их приглашение и на московский этап Евротура вряд ли возможно: оба хоккеиста не в лучшей форме, да и в Сочи они точно не помогут.

    Неожиданно здорово сыграло новое первое звено. Первоначально в центр планировался Алексей Терещенко (ему тренер готов доверять всегда), но опытный форвард заболел, и в стартовую пятерку попал Илья Зубов. Потом Билялетдинов, немного краснея, сказал, что сразу видел это сочетание, но это неправда.

    – Зубов должен был играть в четвертом звене. Или в третьем, – рассказал один из работников команды. – О том, что он лучше будет смотреться с партнером по клубу Широковым, вообще речь не заходила. Тут нет никаких клубных сочетаний. Зубова перевели в первую пятерку в последний момент.

    Зубов не подвел. Илья в ЦСКА играл очень здорово первые полтора месяца, а затем потерялся, но все же попал в состав сборной. И выстрелил в Финляндии.

    – В сборной так бывает, – защищал своего товарища Сергей Широков. – Ты приходишь в другую команду, у тебя эмоции, ты хочешь доказать. Поэтому Илья смотрелся очень здорово.

    С остальными ничего не понятно. Сложилось впечатление, что тренеру важно иметь одну забивную тройку, а остальные должны здорово сыграть в обороне – большего от них не требовалось. И, в принципе, во вторую-четвертую пятерки может попасть любой более-менее обученный хоккеист.

    Например, Вадим Шипачев, один из лучших снайперов КХЛ, в сборной, как и Евгений Бодров, быстро превратился в форварда оборонительного плана. Глядя на их статистику, можно решить, что они провалили турнир. Ничего подобного. Оба смотрелись просто шикарно, если видеть их глазами Билялетдинова. В команде был еще Максим Чудинов, которого многие считают даже талантливее Кирилла Кольцова. Если Кольцов ходит в атаку с ущербом для своих ворот, то Максим успевает делать все. Так вот, в Хельсинки Чудинов, кажется, ни разу в чужую зону не пришел. Никакой гол не спас бы его от гнева главного тренера. Для Билялетдинова важно, чтобы все выполняли свои задачи.

    – У нас тут очень много собраний, тактики, но я бы не сказал, что это утомительно, – рассказал Денис Гребешков. – Нам там быстро – самое длительное собрание продолжалось полчаса – рассказывают, что должны делать те или иные хоккеисты. Вообще все объясняют, до мелочей. Мне это нравится.

    Вывод после этого турнира один. Зинэтула Билялетдинов больше не хочет зависеть от заокеанской лиги и ждать ребят, которые вылетят из плей-офф. Более того, с таким подходом к игре, с такой тактикой ему будет совершенно не нужны люди типа Овечкина или Ковальчука – ненадежные и имеющие свое «я». Проверил Билялетдинов и Евгения Кузнецова, отрядив того в четвертое звено. И Евгений совсем не расстраивался, что ему дают мало времени. Сыграть у Билялетдинова может каждый. И не надо быть звездой в российском чемпионате.

    Хельсинки


    Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №44 (16-22 ноября 2011 года).

    Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»