-
На «игле»
17.04.11 18:25
Руководство английской футбольной лиги и телеканал Sky Sports заключили новое трехлетнее соглашение, охватывающее сезоны 2012/13 – 2014/15. Общая сумма договора составила 195 млн фунтов стерлингов (220 млн евро), что на 69 млн фунтов (78 млн евро) меньше в сравнении с предыдущим соглашением. Согласно договору Sky Sports покажет 75 матчей чемпионата Англии и 15 игр Кубка лиги, включая полуфиналы и финал. «Переговоры проходили очень непросто, но я думаю, что клубы должны быть довольны условиями нового соглашения. Конечно, грядущее сокращение доходов от телевидения не может вызывать особой радости, однако мы обязаны считаться и с нынешней финансовой ситуацией в стране», – заявил после подписания контракта президент лиги Грэг Кларк.
B Football League Англии входят клубы, выступающие в трех турнирах: чемпионате футбольной лиги (Football League Championship), первом (First Division) и втором дивизионах (Second Division). Раскрученная по всем законам рынка премьер-лига (Premier League) имеет отдельный телевизионный контракт. Хотя когда-то все они были вместе в одной Football League. Потом жизнь их развела, и телевидение сыграло в этом бракоразводном процессе немалую роль. Доходы от ТВ стали расти огромными темпами еще в 80-х годах прошлого столетия. Сначала – 6,3 млн фунтов за двухлетнее соглашение в 1986-м, потом 44 млн за четырехлетнее в 1988-м. Тогда-то ведущие клубы, почуяв запах больших денег, сообразили, что их светлое будущее не может иметь ничего общего с будущим десятков других команд. Так в 1992-м образовалась премьер-лига, которая сейчас получает от телевидения 1 млрд 179 млн евро в год.
Football League без телевизионных покровителей тоже не осталась, хотя ее доходы были не столь впечатляющи, и к тому же постоянно подвергались серьезным скачкам вверх-вниз. 315 млн фунтов на три года, обещанные ком-панией ITV Digital за сезоны 2001/02 – 2003/04, едва не похоронили лигу. 27 марта 2002-го в ITV Digital было введено внешнее управление, и спасать ситуацию бросился Sky Sports, перезаключивший контракт с 2002-го по 2006-й, то есть на четыре сезона, на 95 млн фунтов. Никто не роптал, потому что могло быть и хуже. Sky Sports оправдала надежды владельцев клубов. Соглашение на сезоны 2006/2009 превысило уже 100 млн фунтов. Более того, к следующему договору интерес проявила даже ВВС, так что их партнерство со Sky Sports вылилось в невиданные для Football League 264 млн фунтов!
Однако на этом интерес ВВС к футболу иссяк, а Sky Sports в нынешних непростых финансовых условиях платит столько, сколько может. Получается, что первый тревожный звонок для английских клубов уже прозвучал и дальше будет только хуже, а значит, придется затягивать пояса, снижая зарплаты?
В действительности все не совсем так, хотя ряд обстоятельств указывают на то, что лучше в ближайшем будущем не станет. Британские обозреватели напоминают, что после кризиса еще не восстановился рынок рекламы, который позволил бы телевизионщикам «отбивать» потраченные деньги. Отсутствует и конкуренция Sky Sports со стороны других английских телекомпаний. На британский рынок, правда, рвется американская ESPN, которая готова заменить ушедшую ВВС хоть сегодня. Но в Football League ее пока не пускают. В отличие от Premier League, где она сменила прекративший сотрудничество с элитной лигой телеканал Setanta Sports, задолжавший в 2009-м 30 млн фунтов.
Александр Ухов, главный редактор спортивных программ «ТВ Центр»:
– Кому-то может показаться, что телеканал Sky пошел на такой неприятный для клубов шаг исключительно из-за падения рейтинга футбольных матчей. Но это не так. Не хочу делать далекоидущих выводов, но мне кажется, что первопричиной снижения телевизионных выплат является мировой финансовый кризис. Или, точнее, его отголоски. Телеканал сегодня платит столько, сколько может, и он в свою очередь зависит, например, от рекламного рынка. Однако тот тоже только-только приходит в себя после финансового кризиса. И это второй очень важный момент. Если на футбольном телерынке в Англии сейчас нет особой конкуренции, то реклама имеет право выбора на размещение своих денег. Очень много футбола сейчас, говоря нашим языком, в Англии уходит в кабель. Там вы имеете возможность за меньшие деньги смотреть только матчи любимой команды. Кроме того, многие клубы, а таких, по моим подсчетам, уже более 40, обзавелись своим клубным телевидением. Плюс – трансляции в Интернете. И там тоже идет реклама. По другой цене, нежели на телевидении, но идет.
Имидж — все!
В России до нынешнего сезона телевидение интересовала только премьер-лига. После реорганизации футбольного хозяйства низшего эшелона интерес к матчам первого дивизиона проявила ВГТРК. Руководители телекомпании и Футбольной национальной лиги (ФНЛ) достигли договоренности о показе в прямом эфире одного матча каждого тура на федеральном канале «Россия 2» на весь переходный сезон. В перспективе рассматривается вопрос о трансляции игр на новом телеканале «Спорт 2». Финансовые условия договора уникальны тем, что их как таковых нет. Все расходы на организацию трансляций ВГТРК возьмет на себя, полагая, что этот проект телеканалу интересен (равно как и ФНЛ) с имиджевой точки зрения. Сами клубы никаких отчислений в свои бюджеты пока, естественно, не получат. Нет еще и полного понимания относительно того, как будут выстраиваться отношения с рекламодателями. Глава ФНЛ Игорь Ефремов специально для «Спорта день за днем» уточнил, что в июне, когда в турнире первого дивизиона наступит игровая пауза, стороны встретятся для обсуждения уже проделанной работы.
Проделки Кирха
Привыкшие к тому, что телевидение готово платить за показ футбольных матчей немалые деньги, клубы очень болезненно переносят любые форс-мажорные обстоятельства, влияющие на их контрактные договоренности с ТВ. Наиболее показательной в этом плане стала история с крахом в 2002 году одной из крупнейших медиаимперий мира Kirch Group, которую возглавлял Лео Кирх. В нее входили два крупных частных бесплатных телеканала Sat1 и ProSieben, первый в Германии платный цифровой телеканал Premiere, а также предприятия по продаже прав на футбольные трансляции и показ художественных фильмов из собственного кинофонда (свыше 11 тыс. единиц). Величина долга обанкротившейся компании составила 6,5 млрд евро!
Проблемы у компании Кирха начались после того, как он скупил у ФИФА оптом права на трансляцию футбольных чемпионатов 2002 и 2006 годов за 815 млн долларов. Затем Кирх попытался перепродать их, но зарубежные покупатели либо отказывались от предложенных цен, либо снижали их в несколько раз. В 2000 году, когда в Германии была создана немецкая футбольная лига – DFL, Кирх также заключил с ней соглашение, гарантировав сумму в 1,5 млрд евро за четыре года. Ежегодно компания KirchMedia – самое крупное подразделение Kirch Group – переводила на счета DFL по 328 млн долларов. Эти средства, в частности, позволяли «маленьким» клубам покрывать порядка 50 процентов их расходов. Банкротство компании Кирха лишило немецкий футбол большей части уже заработанных денег.
В Германии прибегли к различным мерам, чтобы спасти клубы от этого финансового удара, обратившись к помощи не только государства, но и различных резервных фондов и банковских займов. В 2007-м Кирх попытался вернуться в немецкий футбол, предложив заплатить лиге, начиная с осени 2009-го, за шесть сезонов 3 млрд евро. Этот план был одобрен DFL, однако антимонопольный комитет Германии сделку отверг. Часть телетрансляций была передана бесплатному немецкому ТВ, что в итоге снизило общую стоимость контракта примерно на четверть.
Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №13 (13-19 апреля 2011 г.)
Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»