• На «тормозной системе»

    3 вопроса

    02.09.11 22:16

    На «тормозной системе» - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Сам по себе факт нарушения режима – явление, можно сказать, многоплановое. Для игрока это, наверное, в первую очередь отдых, для тренера – воспитательная проблема, для врача – реальная головная боль, связанная с восстановлением кондиций. «Спорт день за днем» обратился к фигурантам футбольного процесса с тремя вопросами, имея целью выяснить: как нынче в серьезном футболе обстоят дела с режимом?

    1. Насколько ощутима разница между нарушителями режима прошлых лет и нынешними? В чем именно она состоит?

    2. «Нарушай, но играй» – применим ли этот принцип сегодня?

    3. Есть в РФПЛ всем известные нарушители режима?

    Юрий Васильков, спортивный врач

    1 . Я захватил время, когда в ходу была такая поговорка: «Режим: напьемся и лежим». Имелись, чего уж греха таить, определенные вольности, связанные с алкоголем и никотином. Сейчас в корне все изменилось: Его Величество Режим стал главным правилом жизни любого профессионального клуба. Игрок четко знает, что ему можно, а что нельзя, напоминать никому ничего дополнительно не приходится. По сравнению с прошлым временем уровень понимания – небо и земля. Нельзя, конечно, сказать, что раньше все только и делали, что нарушали режим. Конечно, он был, но совсем не такой, как сейчас. Теперь появилась такая наука, как восстановление: есть остаток вечера после игры, есть выходной, а потом – восстановительный процесс. Поэтому у нынешних нарушителей выработана хорошая «тормозная система»: человек подписал контракт, в котором четко прописано, что нужно делать для того, чтобы зарабатывать деньги, а чего делать не следует.

    2 . В недалеком прошлом тренер мог даже махнуть рукой: пусть, мол, пьет, лишь бы забивал. Я такие речи слышал. А сейчас это невозможно – футбол изменился, скорости выросли, требования повысились в разы. Один матч ты, возможно, сыграешь, на втором начнешь спотыкаться, а после третьего тебе скажут: знаешь, дружок, твой контракт слабо соответствует тому, что ты делаешь на поле. И человек выпадет из обоймы.

    3 . Сейчас тишь да гладь. Тихо-спокойно люди сидят по клубам, а потом расползаются по домам отдыхать. Злостных нарушителей, наверное, нет. Разве только те, кто уже до­игрывает... Как Мандрыкин, например. Человек спустил пар, позволил себе лишнего.

    Александр Панов, футболист

    1 . Режим в классическом варианте – это карантин. Команду закрывают на базе, двухразовые тренировки. Перед матчем нарушать режим было нельзя, все это понимали – взрослые же люди, профессионалы. Мы тоже, как и нынешнее поколение, хотели быть готовыми к играм и зарабатывать деньги. После же матча всегда был командный сбор в ресторане недалеко от базы. Обсуждали игру и в процессе обсуждения могли себе что-то позволить. Но особо не увлекались, потому что на следующий день – двухразовая тренировка. Были случаи, когда мы нарушали, а нас «сдавали» товарищи по команде. В Питере вообще в этом плане сложно: все тебя знают, не спрятаться, не скрыться. В Москве куда проще! За кого ты играешь – да какая разница? Приходи в клуб или ресторан, отдыхай, деньги плати – и все довольны.

     

    2 . Конечно, такое всегда было и есть. Мы и отдыхали вместе, и на тренировках пахали тоже вместе. В то время был в ходу принцип – «Один за всех и все за одного». Жили на базе, нельзя было не сплотиться. Если кто-то выпадал, за него всегда другой отрабатывал. Может быть, как раз тот, кто меньше «отдыхал». А сейчас все разбаловались...

    3 . Я читал интервью Широкова про его похождения. На мой взгляд, смешно все это. Еще Тарасов, насколько я помню, периодически «светился» в плане нарушения режима. Мы отдыхали тайно: не дай бог узнают, где ты присел. А сейчас все это больше пафосом отдает, пиаром. Друг перед другом модно повыделываться: я там-то был, там-то «зависал». Люди теперь более расслабленны, более внутренне свободны. Да и финансово тоже. У нас не было больших зарплат, поэтому мы напрягались в играх, чтобы «срубить» премиальные. Пропуск одной тренировки был чреват непопаданием в основной состав, причем надолго. А сейчас – отдохнул на всю катушку, подлечился и вышел в основе. Можно, значит, спокойно тусоваться и дальше, тратить деньги в свое удовольствие.

    Миодраг Божович, тренер

    1 . Люди, которые серь­езно занимаются спортом, не должны нарушать режим, хотя, конечно, футболисты допускают ошибки. Когда я сам играл, было много курящих футболистов. Иногда, после хороших побед, нам случалось и выпивать. Я, кстати, не думаю, что бутылка пива или бокал вина есть нарушение режима, но вот выпивать и курить на регулярной основе – это очень плохо. Когда я стал тренером, у меня был один игрок, который серь­езно нарушал режим. Очень хороший футболист! Начинал он прекрасно, но пристрастился к алкоголю. По­этому он очень плохо закончил карьеру. Играл за сборную Сербии, а сейчас – где-то в третьем или четвертом дивизионе.

    2 . Думаю, что это возможно, но только на время. На долгий срок ресурса никак не хватит. Сезон – это максимум.

    3 . В России я пару раз сталкивался с ситуациями, когда мои футболисты позволяли лишнего. Но это нормально, они ведь тоже люди. День рождения у кого-то, например, или еще какой-то праздник. Бывает…


    Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №33 (31 августа — 6 сентября 2011 года)

    Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»