• Наша лига

    19.12.11 00:52

    Наша лига - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Сразу после того, как было опубликовано расписание матчей команд, оказавшихся в первой восьмерке полуторалетнего чемпионата страны, новый турнир окрестили «нашей чемпионской Лигой». Когда же были проведены встречи первых двух туров, заговорили о потрясающем интересе к играм в лидирующей группе (даже несмотря на то, что зрителей на них было меньше, чем на матчах регулярного чемпионата с участием этих же команд) и о необходимости сохранить и в будущем деление на две восьмерки.

    Мечтатели из РФПЛ

    Восхваление уровня своего чемпионата – дело для нас привычное. Когда публике надоедает выслушивать панегирики от сограждан – специалистов, журналистов, тренеров, – в дело вступают иностранцы, самые, прежде всего, высокооплачиваемые, на полном серьезе убеждающие зрителей, слушателей и читателей в том, что «русский футбол хороший и качественный» и «качество футбола здесь на поверку оказалось еще выше», чем представлял себе интервьюируемый до приезда в Россию.

    Первая восьмерка, что и говорить, кардинально отличается от восьмерки второй – финансами, вкладываемыми в клубы частными лицами и государственными структурами; подбором исполнителей и тренеров; уровнем игры; напряжением во всех без исключения матчах. Но нет, наверное, никаких оснований предлагать сейчас, как делает это, к примеру, начальство из РФПЛ, «продолжение банкета» с делением всех участников турнира на две группы, потому что полтора года наш национальный чемпионат никогда больше длиться не будет. Разве только при возвращении на формулу «ве­сна-осень». Делить же команды на основании результатов одного круга – задумка совершенно неспортивная: только по два матча каждого с каждым – на своем поле и в гостях – могут гарантировать относительную справедливость при распределении мест.

    Колхозные мотивы

    Вряд ли условный Пурсайтидес из АПОЭЛа после двух успешно проведенных матчей с «Зенитом» (победа дома и ничья в гостях) назвал в своем твиттере санкт-пе­тер­бург­ский клуб «колхозом», а Романа, скажем, Широкова его «председателем». Но вышло так, что кипрская команда, возможности которой в сравнении с возможностями (финансы, комплектование, условия) «Зенита» ничтожны, не только заняла в групповом турнире Лиги чемпионов место выше одного из самых богатых на континенте клубов, но и ни разу ему не проиграла.

    На этом, впрочем, «колхозные» мотивы для питерской коман­ды закончились. Она, правда, в заключительном матче в Порту сама предстала своего рода АПОЭЛом, лишь полтора раза ударив в сторону ворот «Порту» (против двух дюжин португальских ударов), ничего путного в атаке не показав, полтора часа проведя в обороне и спасшись благодаря потрясающей игре Вячеслава Малафеева. Но, так или иначе, «Зенит» превзошел в двухматчевом противостоянии и «Порту», и «Шахтер», во втором круге группового турнира набрал пять очков (забив при этом один гол в трех играх) впервые в клубной истории пробился в плей-офф Лиги чемпионов.

     

    Вряд ли есть основания сомневаться в корректности приводимых примеров – «Зенит» и ЦСКА. Не «Спартак» же рассматривать, вылетевший на подступах к групповому турниру Лиги Европы от слабенькой «Легии», «Зенит» и ЦСКА в России – на первых ролях. Прошлогодний чемпион и серебряный призер. Лидер нынешнего чемпионата и его преследователь. Играли весной в Лиге Европы. Сейчас – в групповых турнирах Лиги чемпионов. Вышли – впервые в истории российского футбола вдвоем – в плей-офф главного континентального турнира. Во­шли, то есть, в число шестнадцати лучших на данный момент. Россия представлена, как Германия, Испания, Англия и Франция, двумя клубами (Италия – тремя). «Зенит» и ЦСКА – состоятельны в финансовом плане. «Зенит», правда, побогаче. В составах обеих команд – основные игроки сборной России.

    Поскольку первый показатель уровня современного клуба – выступление в континентальных турнирах, стоит напомнить, как сыграли «Зенит» и ЦСКА в 2011 году в Лиге Европы (они провели по четыре матча) и Лиге чемпионов (по шесть). «Зенит» в десяти встречах четыре раза победил, трижды сыграл вничью и три матча проиграл. Разница забитых и пропущенных мячей 13–11. У ЦСКА показатели такие: 10–3–3–4, 12–12. В сумме же получается следующая картинка: 20 матчей с командами из Швейцарии, Голландии, Кипра, Португалии, Украины, Греции, Франции, Турции и Италии, семь побед, шесть ничьих и семь поражений (три зенитовских – от «Янг Бойз», «Твенте» и АПОЭЛа и четыре армейских – два от «Порту» весной и два домашних осенью – от «Интера» и «Лилля»).

    Усталость 2011

    Самая забавная среди причин, объясняющих время от времени возникающие неудачи, – усталость футболистов, вынесших на своих хрупких плечах напряженнейший сезон. Леонид Слуцкий, в частности, регулярно говорит о 50, а то и о 60 матчах, которые довелось сыграть его футболистам в 2011 году. «Огромное количество травмированных, – заметил тренер в одном из недавних интервью, – сделало незаменимыми группу футболистов, которые с учетом сборной провели по 50 с лишним матчей».

    ЦСКА в уходящем году играл в пяти турнирах – чемпионате России, двух розыгрышах Кубка страны, в Лиге Европы и Лиге чемпионов. В общей сложности команда провела в этих соревнованиях 46 матчей (32 в чемпионате, 3+1 в Кубке, четыре в Лиге Европы и шесть в Лиге чемпионов). Нет смысла останавливаться на именах всех четырнадцати армейских футболистов, которым удалось сыграть в чемпионате больше 50 процентов матчей. Достаточно взять в пример тех игроков, которые вызывались в сборную России. Больше них не играл никто. Таковых шестеро – Игорь Акинфеев, Сергей Игнашевич, братья Василий и Алексей Березуцкие, Алан Дзагоев и Павел Мамаев. У Акинфеева в активе вместе с матчами за национальную команду 34 игры в сезоне, Мамаева – 39, Алексея Березуцкого – 46, Дзагоева – 47, и только у двух футболистов число  сыгранных в 2011 году официальных матчей пересекло границу «50» – у Игнашевича (53) и Василия Березуцкого (56).

    Всего же, стоит заметить, лишь три игрока в России провели с февраля по декабрь более пятидесяти встреч: В. Березуцкий, Игнашевич и Константин Зырянов из «Зенита» (52). Санкт-пе­тер­бург­ский клуб, к слову, такой же, как и ЦСКА, наглядный пример загруженности футболистов. «Зенит» выступал в чемпионате, двух внутренних кубковых турнирах, в Лиге Европы и Лиге чемпионов. Большая группа зенитовских футболистов постоянно привлекалась в сборную страны. Безусловный лидер двух последних лет сыграл в минувшем сезоне в общей сложности 45 матчей (32 в чемпионате, 1+2 в Кубке, четыре в Лиге Европы, шесть в Лиге чемпионов). У сборников же зенитовских сезонные показатели выглядят следующим образом: Александр Кержаков сыграл в 34 матчах, Роман Широков в 35, Александр Анюков в 48, Игорь Денисов и Вячеслав Малафеев в 49 и Зырянов, как уже упоминалось, в 52.

    Если уж в загруженных по полной программе «Зените» и ЦСКА основные футболисты, постоянно выступающие за сборную, не дотягивают до 50 матчей, то что же в таком случае говорить об остальных клубах, как из первой восьмерки, так из второй? В них лидеры по количеству проведенных встреч располагаются в диапазоне 30–35. Можно устать за столь «напряженный» сезон? Но и это еще не все. Некоторые футболисты, несмотря на относительно внушительный послужной список, играли очень мало. У зенитовского форварда Александра Бухарова, например, в графе «сыгранные матчи» в чемпионате стоит цифра 27. Но если разделить количество проведенных им на поле минут на 90, то получится всего около 13 полных игр. У Мамаева в ЦСКА вместо 26 матчей полных лишь 21,4, а у Владимира Дядюна из «Рубина» вместо 23 – 16.


    Колонка «Расстановка сил» Александра Горбунова из еженедельника «Спорт день за днем» №48 (14-20 декабря 2011 года)


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»