• Наследник Третьяка

    Олимпийские легенды

    06.05.11 01:28

    В апреле легендарному армейскому вратарю Евгению Белошейкину исполнилось бы сорок пять. Для сравнения: Доминик Гашек в свои 46 лет еще вовсю играет. А ведь в восьмидесятые годы прошлого столетия Евгений считался гораздо талантливее чеха. У Гашека, выигравшего в возрасте Христа Олимпиаду в Нагано, в ту пору жизнь фактически только начиналась. А для олимпийского чемпиона Калгари-1988 Белошейкина в тридцать три все внезапно и так нелепо закончилось…

    Ленинградский вундеркинд

    Быть может, стремительный взлет и надломил Белошейкина. Вы только вдумайтесь: в 19 лет дебютировать в «рамке» советской сборной, унаследовав последний рубеж у самого Владислава Третьяка! Один свитер с легендарным 20-м номером на спине чего стоит!

    Еще с младых ногтей Женю записали в вундеркинды: по признанию его детского тренера Евгения Тоболкина, людей со столь феноменальной реакцией, бесстрашием и координацией встречать ему еще не приходилось. Ну а раз реакция да бесстрашие, то, конечно, вратарь и, разумеется, хоккейный! Выбор был сделан окончательно и бесповоротно. Трудно сказать, сколько потеряли от этого решения маленького Белошейкина футбол с баскетболом и горными лыжами. Наверное, немало. Зато какую драгоценность приобрел хоккей!

    Огранка «алмаза» проходила в Ленинграде. И хотя родился Белошейкин на Сахалине, он, как и его мама с папой, уезжавшие на Дальний Восток подзаработать, тоже, по сути дела, коренной ленинградец. К слову, отец Евгения Владимир в свое время поиграл за дубль футбольного «Зенита».

    Вернувшись всей семьей в город на Неве, родители отдали сына в хоккейную школу СКА — к вышеупомянутому тренеру Тоболкину, уже тогда разглядевшему в маленьком страже ворот большого мастера. Упорство и талант Белошейкина плюс ювелирная работа наставника сделали свое дело: в 1983-м семнадцатилетний Евгений занял место в воротах главной команды СКА, возглавляемой Борисом Михайловым. И дебютировал блестяще! А вскоре поступило — да и могло ли не поступить? — заманчивое предложение от старшего армейского «брата», открывавшее перед Евгением заоблачные перспективы.

    Взлет

    Покорил столицу ленинградец Белошейкин мгновенно. Виктор Тихонов, выбирая преемника Третьяка из тандема Белошейкин — Тыжных, быстро понял: Евгений тут вне конкуренции. В итоге в 1985-м невский вундеркинд стал твердым первым номером в сильнейшем клубе страны. А оттуда и до сборной полшага. В декабре того же года на турнире «Известий» Белошейкин дебютировал в составе советской дружины, подменив в середине матча со шведами Мыльникова.

     

    А дальше пошло-поехало! Точнее — полетело. Вертикально вверх. Весной 1986-го Белошейкин оккупировал место в «рамке» национальной команды. И сразу же произвел фурор, выиграв московский чемпионат мира — 1986. Вклад 20-летнего Белошейкина, признанного лучшим голкипером турнира (всего 11 пропущенных шайб в 8 матчах), в ту победу сборной СССР был колоссальным.

    Двумя годами спустя Евгений достиг высшей точки в карьере — олимпийского чемпионства! А с вершины, которую к тому же покоряешь так быстро и легко, кубарем скатиться вниз еще проще. Тем более что судьба впервые ударила везунчика, и весьма жестоко. Буквально накануне олимпийского турнира Белошейкин сломал ногу — партнер по команде всем весом рухнул на нее под занавес тренировки. Евгений в Канаду поехал, и медаль золотую получил, да только не провел в Калгари ни единого матча…

    Падение

    Пожалуй, именно тот злосчастный перелом ноги сломал и судьбу вратаря. В отличие от Гашека, созревшего поздно, Белошейкин загорелся ярко, да сгорел быстро. Вдумайтесь: длина его блистательной и такой короткой карьеры (не считая кратковременного и неудачного визита в фарм-клуб энхаэловского «Эдмонтона») всего каких-то шесть лет!

    Символично, что закончил Евгений там же, где и начинал, — в Ленинграде. Как он «зажег» в выставочном матче СКА против «Вашингтона» в сентябре 1989-го! Выручил армейцев, испытывавших в тот момент серьезные вратарские проблемы, сыграв практически без тренировок — с листа! Да так, что весь Спортивно-концертный комплекс имени Ленина рукоплескал ему стоя.

    Через год о спасителе Белошейкине начали забывать. А если и вспоминали, то лишь о скандальной стороне его жизни — дескать, какой голкипер был, да спился… В разговорах на кухнях болельщики обсуждали реальные истории и байки о спившемся гении. Сколько всего с ним приключилось… Все смешалось, как в калейдоскопе: восьмидесятые с девяностыми, Ленинград с Москвой… И нападение севшего подшофе за руль Белошейкина на гаишников, и «рандеву» — не знаменитое хоккейное, а пьяно-бытовое, с клофелинщицами, наутро обчистившими квартиру. И сочинская драка с кавказцами, оскорбившими жену Белошейкина Светлану. Тогда к шрамам от шайб на его лице добавился ножевой.

    К тому же судьба, словно компенсируя свою былую щедрость, преподносила вратарю удар за ударом. И каждый следующий — сильнее предыдущего. Развод с женой, гибель отца, убитого бандитами в питерском кафе…

    В ноябре 1999-го ушел из жизни и сам Белошейкин. Повесился. А мог бы жить да жить. И играть — как Гашек. Даже лучше! В той же НХЛ, где Евгения задрафтовал «Эдмонтон». Вспомните ленинградский матч с «Вашингтоном», не говоря уже о встречах со сборной НХЛ в Квебеке в 1987-м. Убежден: за океаном Белошейкин был способен затмить Доминатора. Эх, в него бы еще поверили да чуток поддержали в трудную минуту!


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»