• Не родились, а стали чемпионами

    Финал. Германия — Аргентина — 1:0. Послесловие

    15.07.14 00:18

    Не родились, а стали чемпионами - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Переломным моментом для своей сборной Йоахим Лев считает не выход на поле Марио Гетце и не его победный гол. Также не тяжелейший матч 1/8 финала с Алжиром. Португальские 4:0 тоже ни при чем, хотя, конечно, вселили уверенность в бундестим, что она способна на многое.

    Определяющим моментом при создании команды чемпиона мира — 2014 Лев назвал день 23 июня 2004 года, когда сборная Германии, проиграв второму составу Чехии матч третьего тура группового турнира чемпионата Европы, по сути, прекратила свое прежнее существование. Четыре года — с 2000-го по 2004-й — бундестим терпела катастрофу, а выход в финал ЧМ-2002 не что иное, как демонстрация характера, который либо есть, либо его нет. После провала в Португалии — а Германия не вышла из группы — Юрген Клинсманн и Йоахим Лев забрали у Руди Феллера руль и стали обучать команду совсем другим правилам езды. При этом немецкие клубы принялись готовить совершенно иных водителей. Но о том, какие молодцы немцы, мы слышали уже давно и не собирались с этим спорить. Риск и бремя Йоги Лева заключались в том, что философия, выбранная им и немецким футбольным союзом как единственно верная в условиях кризиса, могла не принести титулов. И тогда справедливость всех достижений тренерского штаба портило бы противное «но». Как же, ни одного титула! Ярлык вечно ходящих вокруг да около и приклеился было к сборной Германии после полуфинала Евро-2012, и попробуйте отрицать, что вы не считали точно так же до начала турнира в Бразилии. Потеря Ройса, недовосстановленность лидеров вроде Хедиры, Швайнштайгера, короткая скамейка — лед был слишком тонок, чтобы гарантировать команде Лева хотя бы выход в полуфинал. Но они сумели, дошли, показали, что научились драться с любым соперником и обходить любые ловушки, чего не было еще два года назад.

    По окончании финального матча многие мои знакомые признались, что едва не прослезились после победы Германии. Кто-то из них давний поклонник бундестим, кто-то начал «притапливать» недавно. Журналист Антон Михашенок, о котором вы, уверен, будете слышать в ближайшее время все чаще, даже признался, что это самый счастливый момент его жизни после рождения дочери. Тотальная «германомания» не случайна, и сейчас буду объяснять вам почему. Мы могли иметь точно такую же сборную — собранную по крупицам, выпестованную профессионалами и любимую всем народом. Эти немцы никакие не звезды сами по себе. Для всей Германии они — приятели, друзья, дошедшие до своей славы исключительно благодаря каторжному труду и эффективно направленным усилиям. В Германии, как и в России, никогда не родится Месси, но и в Германии, и в России могут рождаться Швайнштайгеры, которые по окончании финального матча чемпионата мира даже не найдут в себе сил порадоваться, а останавливать кровь им будет так же бесполезно, как и «зашивать» боксера после десяти раундов. Но просто сражаться не единственный путь нынешней сборной Германии. За 10 лет с того злосчастного матча с Чехией немцы учились играть так, чтобы спустя время крутить карусели у чужих ворот. Это прибавило им поклонников. Помог и Хосеп Гвардьола, год работающий в «Баварии», — Йоахим Лев оказался слишком умен для того, чтобы не воспользоваться заметно выросшим техническим потенциалом игроков «Баварии», особенно Мюллера. При этом мне очень не хочется верить в версии некоторых немецких коллег, будто Гвардьола с первого дня был не в большом восторге от состава «Баварии». Дескать, непонятно, зачем мне нужен Швайнштайгер, да и Мюллер — поди пойми зачем... Карл Хайнц Румменигге и Ули Хенесс, говорят, успели прочесть каталонцу лекцию о традициях, и тому пришлось принять правила игры. Что ж, если у Пепа оставались сомнения, то изувеченный Швайнштайгер, еле доковылявший до пьедестала, чтобы принять Кубок мира вместе со всеми, доходчиво объяснил своему клубному тренеру — зачем. Осязаемое преимущество, то есть титул чемпионов мира, принесли Германии все же истинные национальные достоинства. Настоящий немецкий Шюррле, доконавший своими лосиными пробежками сборную Аргентины, например. Рывок и пас на Гетце — в этом было столько воли и желания, что знаменитая статуя на горе Корковадо, видимо, решила, что серии пенальти нельзя допустить.

     

    Пример немцев достаточно заразителен, чтобы ему следовать. Они дали понять всему миру, что трудом, терпением, умом и хладнокровием можно добиться великого успеха, который никто не сможет оспорить. При этом вы не увидите на них никакого лоска — они естественны и уникальны, а чемпионами не родились, а стали. И любят их уже во всем мире не как немцев или сборную Германии, а как людей, заслуживших право быть успешными.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»