• Не верю

    27.10.11 23:35

    Не верю - фото

    Фото: ФК «Рубин»

    Днем субботы – как раз в тот час, когда булгаковский профессор Преображенский со своим окружением обычно садился за обеденный стол, – я прочел «новость» о возможной отставке Бердыева, сильно удивившись причине возможного расставания клуба с творцом всех своих успехов. Грозного Курбана, как утверждается, поставили перед дилеммой: или еврокубковая весна, или весенние каникулы.

    Не знаю, как вы, а я не верю. Не в возможность увольнения самого «засидевшегося» тренера премь­ер-ли­ги, а в такой мотив отставки. Когда это еврокубки были мерилом успеха «Рубина»? Да никогда. И уж особенно сейчас – в разгар очередной перестройки команды. Как и всего клуба в целом.

    То, как «назначают» новых тренеров, лучше всего показать на конкретном примере. Стоило упомянуть в теле­эфире о звонке Непомнящему от президента одного из российских топ-клубов (не раскрывая имя и суть разговора), как эта безобидная фраза мигом трансформировалась в газетную новость. Непомнящего, только что ушедшего из «Томи» связали с… «Рубином». Потому что футбол «Рубина» был невнятен, в первой тройке команда не шла, а старую команду упра­в­ленцев сменяли совершенно новые в футболе люди. Должно быть, с новыми представлениями о принципах подчинения и взаимодействия.

    Бердыев слух о своей замене на Непомнящего и переходе на административную должность (что едва не случилось по его инициативе несколько лет назад) опроверг с привычной невозмутимостью. Зная: здесь дым без огня. Валерий Кузьмич после Томска нуждался во времени, которое он мог потратить только на самого себя и семью (отказав по ходу дела донельзя настойчивому «Тереку»), да и звонили ему в тот день из «Локомотива» по теме, не имеющей отношения к назначению. Но, опровергая, не исключено, задумался над вопросом: почему журналисты связали «назначение» коллеги именно с «Рубином»? Клубом, где в глазах общественности позиции тренера максимально крепки?

    И вот сейчас, когда причиной для возможной отставки называется опять-таки возможная еврокубковая неудача, приходится задумываться: что это? У «Рубина», насколько известно, совершенно иные цели, команда традиционно ориентирована на внутреннее первенство. Перестройка ее игры – в целях повышения зрелищности – тоже вряд ли говорит о больших еврокубковых задачах. Играя в Лиге чемпионов в одной группе с «Барселоной», Бердыев, помнится, шел от обратного. Тогда откуда подобный мотив? Да еще и в экспериментальный сезон, календарь последней трети которого заставляет задохнуться от усталости еврокубковые клубы. У «Рубина», в отличие от «Зенита» и «Локомотива», запаса прочности, позволяющего спокойно играть на три фронта через два дня на третий, точно нет. Лига Европы для казанцев скорее полигон перед «чемпионатом первой восьмерки», позволяющий обкатать игровые связи, набраться опыта матчей топ-класса. Но ориентир на Европу в «Рубине» никто не провозглашал. Публично, по крайней мере.

     

    Вброс информации, предупреждение? Или просто очередной слух – вроде тех, что снимали Слуцкого и назначали Бышовца?

    Да и фигура тренера, «приходящего» на замену Бердыеву, – Красножана парадоксальна своей абсолютной схожестью с наставником казанцев. Прямое подчинение не генеральному директору, а первому лицу республики. Отсутствие в штабе молодых людей с новаторскими идеями. Личный отбор игроков – как в основной состав, так и едва ли не в молодежную систему клуба. Полный контроль надо всем и полная ответственность за происходящее.

    Если «Рубин» затевает коренную перестройку системы с изменением выстроенной за долгие годы модели управления клубом – зачем тогда казанцам тренер-близнец Бердыева? Столь же самостоятельный. Не боящийся – вплоть до увольнения – принимать собственные решения, будь то выбор состава на матч или что-то другое, сугубо тренерское. Точно так же идущий в своем футболе от конкретной тактики на каждый матч – под следующего соперника. И точно так же любящий и умеющий играть в закрытом, контратакующем стиле.

    Остается – если слух о грядущем «увольнении» верен – только одно объяснение. Нежелание видеть у руля «Рубина» конкретно Бердыева. И дело не в отсутствии результата в Европе или отставании, пусть пока и несущественном, казанцев от «Зенита». Дело в другом: насильно мил не будешь.

    Но я по-прежнему не верю. Опять-таки не в отставку, а в тонкие материи: люб – не люб. Когда речь заходит о большом спорте, такие чувства малоуместны. Виталий Мутко с Гусом Хиддинком два года до Евро-2008 во взаимной любви замечены не были. Скорее, наоборот. Но это не помешало сборной показать лучший результат за последние 20 лет.

    Бердыев без «Рубина», «Рубин» без Бердыева. Это, кстати, уже не так невероятно, как «Спартак» без Романцева или «Локомотив» без Семина. Те расставания вызывали шок, но за прошедшие годы мы уже пообтерлись, привыкли, что в футболе бывает всякое.

    Расставания Романцева и Семина с их родными клубами, где они чувствовали себя полноценными хозяевами, имели, кстати, одну причину – конфликт с президентом. Но «Рубин», в отличие от «Спартака» и «Локомотива», – клуб закрытый. Ни один слух из него на волю не вырывается.

    Может быть, поэтому и рождаются подобные «новости». Новому президенту казанцев Са­маренкину, возможно, стоит сейчас взять инициативу на себя: заявить о доверии к Бердыеву.

    Хотя – на примере Красножана или Черчесова – когда публичное доверие первого лица клуба спасало тренера от увольнения едва ли не на следующий день?

    Интересно, в общем. Только все равно – пока не верю.


    «Истории» Ильи Казакова из еженедельника «Спорт день за днем» №41 (26 октября — 1 ноября 2011 года).


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»