-
Нелегкая ноша Бородюка
08.12.06 15:59
Он начал 2006 год тренером без имиджа, в подвешенном состоянии. Юрий Семин звал его в «Динамо» на очень неплохие деньги, вырисовывалась вполне конкретная перспектива стать следующим рулевым родного клуба – если вдруг у Юрия Палыча не заладится. РФС же пугал неопределенностью: было известно, что сборную примет иностранец, уверяли, что с собой он привезет целый штат помощников-соотечественников, и Александр Бородюк в этом случае становился бы фигурой выставочной. Третий-четвертый тренер сборной – расставить фишки, встать сбоку на командном фото, расписаться в платежной ведомости. Вот, пожалуй, и все – если реально смотреть на вещи.
Правда, была еще «молодежка». «Молодежка», которая, как оказалось, стала заложницей… Ну да ладно, столько уже сказано по этому поводу. Надо помнить, что предлагали команду Бородюку не в тот момент, когда она, разгромив дома Португалию, стала объектом внимания всей футбольной Европы. А сразу после «оплеухи» в Дании – с букетом дисквалификаций, испорченным реноме, «дефицитом внимания».
И вот сейчас, в последние дни года, все точнее понимаешь: он «вытащил» его, этот тяжеленный переходный год на своих плечах. Не в одиночку, конечно. Ударная концовка сборной первой части отборочного цикла – заслуга, разумеется, в первую очередь Гуса Хиддинка. Но Бородюк не просто правая рука голландца. Многое остается незамеченным и потому недооценивается.
Помнится, в конце января в Монтре была жеребьевка. Определялись соперники в группе для первой и молодежной российских команд. И там, в Швейцарии, отдалившись от гипноза коллег, твердивших про «кризис и безвластие» в нашем футболе, про потерянные дни, он начал распрямлять плечи. Филиппе Сколари со Свеном-Ераном Эрикссоном вежливо раскланивались с ним у гардероба отеля, где проходило мероприятие. Отто Рехагель всовывал в руку бокал с вином, весело сыпав немецкой скороговоркой. Олег Блохин хохотал над его шутками и спрашивал про кого-то из общих знакомых. Подходили здороваться Нетцер, Польстер, Шапюиза, ван Бастен…
Вопросы снялись после того, как под его руководством сборная сыграла с самыми сильными соперниками в уходящем году. Бразилией и Испанией. Он сумел сделать так, чтобы команда билась за него. Говорят, ветераны хотели пойти к президенту РФС с просьбой оставить Бородюка главным. Но «липовый» гол Роналдо перечеркивал эту идею. В футболе все определяет результат. Бородюк учил команду играть на него (результат), не думать о красоте и стиле в этих матчах. И получал за это новые «пощечины» от прессы.
Потом, когда стало ясно, что сборную принимает Хиддинк, он успокоился и смог поехать на чемпионат мира. Не комментатором, а экспертом – он это постоянно подчеркивал. К нему обращались на «вы» в эфире, и на «ты» в остальное время. Было заметно, что в нем живет мальчишка – задорный и озорной. Но самое главное – добрый.
Хиддинк, как человек прагматичный, наводил о нем справки у общих футбольных знакомых. А познакомившись ближе, не отпускал Бородюка от себя ни на шаг. Ему нравилось чувство юмора олимпийского чемпиона Сеула, другие его человеческие качества, его профессионализм и понимание футбола. Гус увидел, как к нему относится команда, как к команде относится он, голландец начал не только выделять помощника, но и защищать его. Вплоть до открытого конфликта.
В своей книге Хиддинк сказал, что видит в Бородюке будущего тренера сборной. У нас эту фразу предпочли не заметить, возможно, приняв ее за обычный дежурный комплимент.
Надо знать Гуса, чтобы понять – он часто говорит обтекаемо, но всегда конкретно, если речь заходит о каком-то человеке.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»