-
Нелюбовный треугольник
05.12.06 15:59
У треугольника, как водится, три вершины. А – это Авалу Шамханов, работавший до недавнего времени спортивным директором ФК «Крылья Советов». В – Барановский Александр Петрович, президент самарского футбольного клуба. И, наконец, С – Coach, то есть тренер, которым в «Крыльях» до вчерашнего дня был Гаджи Муслимович Гаджиев. Так вышло, что расстояние между А, В и С в последнее время все увеличивалось и увеличивалось, столько у них накопилось взаимоотталкивающей энергии. Итак, каковы же они – основные претензии внутри существовавшего до вчерашнего дня самарского футбольного треугольника?
Барановский – Гаджиев
- Невыполнение турнирной задачи на сезон – «Крылья Советов» заняли десятое место, в то время как команда должна была финишировать в верхней части турнирной таблицы, невыразительная игра в целом ряде матчей, особенно – домашних.
- Обилие интервью критической направленности, данных в последнее время главным тренером, его попытки подменить президента клуба, заигрывание с прессой и болельщиками. Не имеющие под собой реальных оснований упреки в невыполнении клубом финансовых обязательств перед командой.
- Стремление Гаджиева противопоставить футболистов руководителям клуба, в том числе – в принятии положения о премиальных на сезон-2006.
- Слишком большое количество возрастных игроков в команде – Тетрадзе, Гусин, Дохоян, Канчельскис.
- Некорректное отношение к Сержу Бранко, выразившееся в создании в коллективе нетерпимости к олимпийскому чемпиону.
Гаджиев – Барановский
- Удаленность президента от повседневной жизни команды, его готовность передоверить решение многих вопросов помощникам, которые не всегда демонстрируют должный уровень компетентности.
- Отсутствие взаимопонимания в селекционной политике: во время летней дозаявочной кампании не было учтено ни одно из пожеланий главного тренера, а команду пополнили посредственные футболисты.
- Чрезмерное доверие к Авалу Шамханову, который пользовался им не только в своих интересах, но и в ущерб результатам команды. В частности, в истории, когда Шамханов заработал дисквалификацию за удар арбитра, а также в целом ряде трансферных сделок.
- Незащищенность команды перед судейским беспределом, из-за которого «Крылья» потеряли не менее десяти очков.
- Ведение переговоров с возможными сменщиками главного тренера за его спиной.
- Неправильное отношение к футболистам в период обсуждения контрактов и премиальных.
Гаджиев – Шамханов
- Принуждение футболистов проводить странные матчи.
- Грубое отношение к игрокам, нарушение этики взаимоотношений в коллективе, использование методов из далекого и нецивилизованного прошлого…
- Неумелая организация селекционной работы.
- Превышение своих полномочий и стремление принимать решения, находящиеся в компетенции президента клуба.
Шамханов – Гаджиев
Честно говоря, было бы крайне любопытно узнать о том, силы каких векторов действуют на этом отрезке. Но Авалу Шамханов – человек не настолько публичный, чтобы пролить свет на эту загадку футбольной геометрии. Хотя очень может статься, что именно здесь и спрятано объяснение самарского конфликта.
Омари Тетрадзе, бывший тренер «Крыльев Советов»: «Гаджиев остался без поддержки»
– Я расстроен, но для меня все случившееся сюрпризом не стало. С первого дня после того, как Гаджиев подписал контракт в «Крыльях», мы не получали удовлетворения от работы. Со стороны руководства не было поддержки. Прежде всего, в вопросах оплаты труда. Были долги перед футболистами на протяжении двух лет. Их все время обещали выплатить, но до сих пор вопрос не закрыли. А игроков, как вы прекрасно понимаете, очень тяжело тренировать, когда они думают не о футболе, а о том, что им кто-то должен. По зарплатам руководство, конечно, рассчиталось. Но что касается премиальных и долгов тренерам, массажистам, докторам, тут все не так гладко. Я ухожу вместе с Муслимычем, потому что он меня брал на работу. Никаких попыток со стороны Барановского оставить меня в команде не предпринималось, но даже если бы были – не стал бы их рассматривать.
Муслимычу было непросто работать в клубе еще и потому, что игроков, которых он хотел приобрести, ему не покупали. Футболистов привозил Авалу Шамханов. Мне трудно сказать о нем что-то конкретное. Несмотря на то что мы вместе с ним летали в Северную Корею смотреть футболистов, я так и не понял, что он за человек. В раздевалке во Владивостоке Шамханов действительно грубо разговаривал с игроками – они мне потом сами рассказывали.
Мне неприятно, когда «Крылья» обвиняют в участии в договорных матчах. Еще в первом круге ребята на одном из собраний заявили: с подобными вопросами к нам не обращайтесь, мы в эти игры не играем. Часто бывает так, что ведутся какие-то закулисные переговоры, а тренеры об этом не знают. Может быть, что-то подобное происходило в «Крыльях». Может быть, какая-то третья сторона выходила на кого-то в клубе с предложением. Не знаю…Александр Тарханов, главный тренер ФК «Крылья Советов» с 1998 по 2003 год: «Имидж команды нужно сохранить»
– Надо знать ситуацию изнутри, чтобы понять, что происходит в «Крыльях». Я газеты читаю – там каждый свою линию держит. А кто прав, кто виноват – трудно судить.
Я ведь всех фигурантов конфликта знаю прекрасно. Знаю, что Гаджи Муслимович – порядочный человек и неконфликтный. Что президент клуба Барановский обладает исключительными деловыми качествами. Если он взялся за какую-то работу, обязательно доводит ее до конца.
Что касается Авалу Шамханова, то с ним мы знакомы очень давно. Я стоял у истоков его административной карьеры: Авалу заканчивал играть в футбол, и в 1992 году я его убедил стать начальником команды у меня в «Тереке». Видел в нем деловые качества. Он – парень эмоциональный, конечно. Взрывной. Потом остывает и приходит в себя, но может «вспылить», это факт. История с судьей, за которую его дисквалифицировали, – лишнее тому подтверждение. Впрочем, насколько мне известно, в понедельник «Крылья» прекратили отношения не только с Гаджиевым, но и с Шамхановым.
Станет ли это потерей для команды? Знаете, любой уход тренера – сам по себе не потеря. Всегда приходит кто-то другой. Просто мы не знаем, как все повернется. Хотелось бы, чтобы тот имидж «Крыльев», который мы в свое время создавали с Германом Ткаченко, сохранился. Имидж серьезного, стабильного клуба, который стремится быть европейским во всех смыслах этого слова.Новейшая история «Крыльев»: краткий курс тренерских отставок
Ноябрь 1993-го: Валерий Богданов вместо Виктора Антиховича
Только что завершился переходный турнир за право остаться в высшей лиге, сразу ставший чуть ли не легендарным. С ним была связана целая череда скандалов, едва ли не впервые в истории отечественной журналистики получившая освещение в прессе. «Крылья Советов» всеми правдами и, конечно же, неправдами сохранили прописку в высшей лиге, но методы, а главное, цена решения вопроса не устроили попечителей. Виктор Антихович, которого можно считать одним из самых ярких представителей тренерской волны «смутного времени», был отправлен в отставку. Футбольная Самара встретила ее с радостью: тренер не пользовался ни уважением среди болельщиков, ни авторитетом у журналистов, многие из которых его откровенно высмеивали.
Май 1994-го: Александр Аверьянов вместо Валерия Богданова
Отставка была вынужденной: под руководством Богданова «Крылья» прочно обосновались на последнем месте в таблице. Пришедший ему на смену более квалифицированный тренер быстро навел порядок, и почти пять лет команда демонстрировала под его руководством стабильную игру.
Ноябрь 1998-го: Александр Тарханов вместо Александра Аверьянова
Сезон-97 «Крылья» завершили на рекордном для себя седьмом месте, но губернатор области Константин Титов, возглавлявший тогда Попечительский совет клуба, поставил перед командой задачу на следующий год улучшить этот результат. Цель была нереальной: «Крылья» стали седьмыми во многом случайно, опередив целую группу команд лишь по дополнительным показателям, а лидер самарцев Виктор Булатов в межсезонье был отпущен в «Спартак». Следующий сезон команда вполне логично провела в трудной борьбе за сохранение прописки в лиге и завершила ее с честью. Но «наверху» результат был признан неудовлетворительным.
Ноябрь 2003-го: Гаджи Гаджиев вместо Александра Тарханова
Тарханов, как и его предшественник, проработал в «Крыльях» чуть меньше пяти лет. К середине его первого «самарского» года клуб израсходовал бюджет всего сезона, и если бы в это время у «Крыльев» не появился могущественный в то время спонсор – группа компаний «Сибирский алюминий», – судьба команды могла оказаться плачевной. Но и в дальнейшем вложения в «Крылья» (в том числе и сделанные в долг) были неадекватны их результатам, что и подвигло тогдашнего президента клуба Германа Ткаченко на тренерскую перестановку.
Ноябрь 2006-го: Сергей Оборин вместо Гаджи Гаджиева
Время покажет, насколько оправданной окажется пятая «революция» в новейшей истории клуба. Но то, что она не похожа на четыре предыдущие, каждую из которых можно смело назвать типичной для нашего футбола, ясно уже сейчас. При Гаджиеве «Крылья» завоевали бронзовые медали – в 2004-м и уцелели в переходный период 2005-го, да и минувший сезон в целом провели вполне достойно. Но его конфликт с президентом клуба Александром Барановским зашел слишком далеко.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»