-
Немецкие каникулы
Дневник репортера07.08.11 18:54
Два разных вида спорта, двести километров идеальных дорог и одинаково высокое качество организации – комментатор «НТВ-Плюс» Алексей Андронов посетил суперкубок в Гельзенкирхене и Гран-при на Нюрбургринге.
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», – писал Лев Толстой. Июль поразил коллапсами два ведущих московских аэропорта. Две недели назад в «Шереметьево», а неделю назад в «Домодедово» нечем было дышать – отказали системы кондиционирования. Классик не всегда прав.
«Люфтганза» задерживает рейс – хорошо еще, что не сломался пивопровод, иначе в удушливых галереях было бы совсем тоскливо. Мы с товарищем отправляемся в Германию – спортивный календарь удобно совместил открывающий футбольный сезон суперкубок и Гран-при «Формулы-1» на Нюрбургринге. Второе волнует более, чем первое: на футболе на «Фельтинс-Арене» я уже был, а вот Нюрбургринг заставляет тщательно продумывать логистику – можно себе представить, какие будут пробки.
* * *
В Германии с кондиционированием никаких проблем – впору был бы обогрев. Температура плюс 16 – плюс 20, по прогнозу дожди. Городок Бад-Нойнар оказался ближайшим к трассе, располагающим отелем, в котором были места. Сразу вспомнился рассказ моего друга, гонщика-испытателя Алексея Мочанова. Он как-то спросил хозяина маленького отеля рядом с трассой, можно ли забронировать номер за год до Гран-при. «Нельзя, даже за 10. Пока Гран-при проводится, вся моя гостиница занята со среды по понедельник», – таков был ответ.
Тишину ночного городка разрезает рев «Порше Кайен». Немцы так не ездят. Стекло опускается. «Васек, ну как там, есть с кем повисеть?» – это в ночной тишине звучит еще более трогательно.
У четырехзвездного отеля нет своей парковки, зато через мостик – большой паркинг, куда дается бесплатный билет. Комфортно. Два одинаковых номера при заказе становятся разными при получении ключей. В награду за брошенную привычку курить товарищу достается едва ли не «Джуниор Сьют». Курящим – попроще, но зато с окнами в лес, так что на завтрак меня будит настоящий соловей.
* * *
Оказывается, в Германии тоже можно найти сервис, похожий на «Яндекс.Пробки», – если немного поэкспериментировать с картами Google. До Нюрбургринга от отеля 45 километров, сегодня квалификация, так что есть надежда на небольшой трафик. Сам поселок Нюрбург (на конец 2009 года
в нем проживало всего 165 человек) расположен вдалеке от автобанов, ближайший из которых – в 30 километрах. К городу ведут обычные региональные дороги. На карте мелькают желтые и зеленые полоски, красной ни одной. Долетаем за 40 минут. Самые большие трудности возникают, когда догоняешь автодом, медленно карабкающийся в гору, но ни одной настоящей пробки на пути нет.
Помотавшись вокруг самого комплекса, находим парковку. Это огромное поле, напичканное стюардами, заботливо указывающими дорогу. Мне встречались такие в Финляндии, во время посещения ралли. Отличие здесь в размерах и в отсутствии платы за въезд. Поле оборудовано, уж простите, биотуалетами – «зеленые» в Германии не дремлют.
«Гран-при Германии» – лишь один из праздников скорости, проводящихся на Нюрбургринге. Собственно говоря, формульная трасса – лишь часть этого гоночного комплекса, далеко не самая значительная. Болиды Ф-1 преодолевают круг длиной 5148 метров, в нем 16 поворотов.
Не менее, а может, и более известная часть Нюрбургринга – Нордшляйфе, Северная петля. Именно ее Джекки Стюарт назвал «Зеленым адом». Когда приближаешься к Нюрбургу, фрагменты этой трассы порой видны сквозь деревья, а иногда и в прогалах. Мне доводилось ездить по ней – в гражданском, разумеется, режиме.
24 евро за круг – и это может сделать любой. Впечатляет. Перепады высот, слепые повороты… Их там 154, а длина трассы составляет 20 832 метра. Ники Лауда, знаменитый австрийский гонщик, как-то откровенно признался журналистам, что не испытывает на этой трассе «ничего, кроме ужаса и страха». На следующий год он попал здесь в страшную аварию, его болид превратился в настоящий огненный шар, а внешность самого пилота именно тогда приобрела законченные черты. Его из пылающего автомобиля вытащили другие гонщики. Это был последний заезд «Формулы-1» на Нордшляйфе. Теперь там проводятся соревнования кузовных серий, 24-часовые гонки, самые разнообразные испытания автомобилей и тренинги водителей. Современные пилоты получают возможность проехаться по трассе в ознакомительном режиме, чтобы лучше понять еще один афоризм Джекки Стюарта: «Если после гонки какой-то засранец скажет вам, что он любит Нюрбургринг, то знайте, что он либо врет, либо просто едет недостаточно быстро». Кстати, понятие «Зеленый ад» введено в обиход – так называются сувенирный магазин, магазин и пивная.
* * *
Прогноз погоды обещал возможность дождя на все дни. Пасмурно, но трек сухой. Впрочем, Фернандо Алонсо начинает беспокоиться загодя: «Не знаю, как мы поедем по асфальту температурой в 11 градусов, шины будут изнашиваться невероятно быстро». Квалификация – три сегмента с перерывами в пять минут. В первом отсеиваются самые слабые, в том числе и «Маруся». Во втором Виталий Петров опередил партнера по команде и хозяина трассы Ника Хайдфельда – немец просто не попал в десятку лучших.
Сравнивать болиды во время квалификации сложно. Если только не взять в аренду мини-телевизор – видеостена позволяет видеть в повторе интересные моменты, но разобраться в титрах с такого расстояния невозможно. Зато заметны интересные моменты пилотажа.
Нам очень повезло с местами. Сама идея попасть на Гран-при возникла всего за две недели до его проведения, а, как удалось выяснить на различных автоспортивных форумах, билетами люди озадачивались еще в декабре. Однако оказалось, что лучшие места еще не раскуплены. Большой популярностью у телевидения пользуется трибуна «Мерседес», стоящая прямо перед связкой поворотов «Мерседес-Арена». Мне показалось, что там не так интересно – машины просто тормозят на прямой с 300 км/ч до 60, а саму связку перекрывает все то же видеотабло. Идеальный вариант для просмотра – трибуна «Бильштайн», она же Т4. Чем ближе к первому повороту и дальше от старта – тем лучше. Техника пилотов тут очень различна. Алонсо атакует изо всех сил, заставляя болид подпрыгивать на перепаде высот, – едет жестко.
Шумахер чертит идеальную дугу и старается не нагружать подвеску лишней работой. Петров появляется со стартовой прямой с жутким грохотом. После экспериментов с системой выпуска у него самая громкая техника. «Русский выхлоп «Формулы-1» спутать ни с чем не возможно, Виталий уверенно заезжает в десятку и даже опережает в ней Шумахера. На старте они будут стоять вместе – опять «Выборгская ракета против Красного барона».
Третье место действующего чемпиона, безоговорочного лидера сезона Себастьяна Феттеля публику несколько удивляет. Другой Красный бык, Марк Уэббер, выигрывает, а на первом ряду ему составляет компанию Льюис Хэмилтон. Впрочем, все решится завтра, а если еще и дождь пойдет…
* * *
Выезд с Нюрбургринга не отнимает много времени – впрочем, понятно, что сегодня у автодрома «половинчатая» загрузка. Наш путь лежит в Гельзенкирхен, где в «Рурском дерби» суперкубок страны разыграют «Шальке-04» и дортмундская «Боруссия». Матч этих команд не может быть предсезонно-выставочным, а, значит, ажиотаж зашкалит.
Тренер «Боруссии» Юрген Клопп удачно подлил бензина в огонь. За неделю до игры, во время онлайн-конференции, отвечая на вопрос поклонника «Шальке» «Что вы испытали в момент чемпионства в бундеслиге?», Клопп не нашел ничего лучше, чем сказать: «Как я могу объяснить дальтонику, что такое цвет?» Разумеется, эти слова разъярили поклонников «кобальтовых». Причем попал Клопп не в бровь, а в глаз: клуб из Гельзенкирхена был чемпионом Германии, но еще до образования бундеслиги.
Взаимоотношения этих команд украшены самыми разными эпизодами – от болельщицких драк до пальбы игроков из всех орудий в прессе, в итоге чего два года назад накануне дерби интервью были под запретом и у тех и у других.
«Шальке» мог стать чемпионом Германии в 2008-м, но в предпоследнем туре проиграл… «Боруссии» в Дортмунде. Во время их последней игры над Гельзенкирхеном летал маленький самолет с огромным баннером «Вы никогда не будете чемпионами Германии!». Разумеется, он был черно-желтым. В ходе последней зимы в Гельзенкирхене под снегом обвалился фрагмент крыши стадиона. Пришлось даже отменить традиционную биатлонную гонку – и, разумеется, сразу же были вызваны ремонтники. Когда же сотрудники клуба прибыли принимать работу – под отремонтированной крышей они увидели флаг «Боруссии»…
* * *
Приятные сюрпризы беспробочного выезда из Нюрбурга дали возможность пообедать, но до игры все равно оставалось немного времени. Невозможно не сказать, как организован в Германии процесс получения билетов и пропусков. Заказывая билеты на «Формулу-1», я немного волновался, хоть сайт и был обозначен как «официальный партнер Ф-1». Ваучер на билеты пришел только через пять дней, зато в нем было указано контактное лицо и его телефон. Звонить не пришлось – пройдя всего лишь метров 700 от парковки до автодромного комплекса, дальше мы уже «шли по стрелкам». Сверка данных паспорта – и конверт в руках. В нем, кроме билетов, два комплекта берушей. В день самой гонки они были очень кстати.
Еще проще все устроено на футболе. Аккредитации и пропуск на машину ждут нас на небольшой парковке, доступ к которой свободен, но на которой зрителям парковаться нельзя. Не надо никуда бегать, искать офисы, потом возвращаться к машине. Все занимает буквально пять минут. Дожить бы до такого уровня организации в России.
Болельщики «Шальке» соскучились по своей команде и, несмотря на финансовые проблемы клуба, верят в нее. Им повезло с выбором стадиона, команда будет играть практически дома, из Дортмунда приехало всего 10 тысяч человек.
Сам матч завершился со счетом 0:0, у «Боруссии» было намного больше моментов, но здорово играл новый голкипер «Шальке» Ральф Фэрманн. Собственно, он и стал героем встречи, выиграв серию пенальти. То, что было дальше, более достойно описания, чем рассказ о том, «как поссорились Иван Иваныч с Иваном Никифоровичем». Капитан «Шальке» (тоже новый, так как раньше повязка была у Мануэля Нойера) Бенедикт Хеведес, которому в ходе игры дважды разбивали голову, из-за чего заканчивал он ее в шапке-повязке, вытолкнул Фэрманна к трибуне местных фанатов. Там его уже ждал мегафон. Нетвердым шагом Ральф поднялся по железной лестнице, и, пусть и с подсказками одного из активистов фан-движения, но все же исполнил ритуал словесного общения с трибуной. Разумеется, выучить гельзенкирхенские кричалки только пришедший из «Айнтрахта» вратарь не мог, но в плане закрепления в новом клубе данный опыт наверняка был ему очень полезен.
Пресс-конференция была очень короткой, тренеры лишь прокомментировали игру, а вопросов не оказалось. Когда они стали выходить, кто-то из журналистов подбежал к Клоппу, надеясь на эксклюзив. «Вас же спросили, есть ли еще вопросы?» – парировал тренер.
* * *
Удобство Германии в плане посещения спортивных мероприятий еще и в том, что расстояния здесь скрадываются. Почти 500 километров за день, никакой усталости – вождение здесь вовсе не тяжелая работа. Утро Гран-при готовит новые испытания: теперь зрителей точно будет больше, и выезжаем мы раньше.
Работа полиции на такого рода мероприятиях просто образцовая. На дорогах появляются знаки, предписывающие использовать обычно запретную обочину для движения вторым рядом.
В изобилии электронные табло: если впереди пробка – показываются направления объезда. Так, не проведя в пути и часа, мы снова попадаем на ту самую зрительскую парковку. Машин действительно в два раза больше, и вот оно – торжество заботливого сервиса: прямо с парковочных полян болельщиков забирает автобус-шаттл.
Все эти дни новости полны норвежскими ужасами, а имя Андерса Брейвика становится самым употребляемым на ТВ. При этом на Нюрбургринге зрителю не приходится преодолевать ни одного досмотра! Возможно, сумки просматривают у тех, кто покупает билет на пит-лэйн, но обычный зритель проходит совершенно спокойно. Полиция присутствует, но особо ни во что не вмешивается, и никаких беспорядков нет и в помине. При том, что – и как это могло быть иначе в Германии! – пиво льется рекой.
* * *
Участники выстраиваются, уезжают на прогревочный круг, механики разбегаются со стартовой прямой. Сколько раз доводилось видеть эту картинку по ТВ, а живьем все-таки представление более цельное. Бросается в глаза, что Алонсо явно нервничает, и уже на прогревочном круге ведет болид рывками.
Старт! О-о-о… слава берушам! В первый поворот – что удивительно – помещаются все. Видимо, прохладная погода заставила пилотов быть осторожными. Практически все важные события происходят в зоне прямой видимости, даже Феттель вылетает в дальней части автодрома, но на наших глазах. Видно, как трудно сопротивляться Виталию Петрову, – по ходу Гран-при его дважды обгоняет Шумахер и один раз – Дженсон Баттон. Россиянин азартен в обороне, но возможности соперников явно выше. Кстати, именно Баттон и Шумахер показывают наиболее интеллигентный пилотаж, но не они становятся самыми быстрыми. Трио лидеров Хэмилтон – Алонсо – Уэббер уезжает все дальше, и в итоге именно оно выходит на подиум для награждения.
Местный кумир Феттель (его фирменные смешные шапки мелькают среди зрителей постоянно, благо и погода располагает: всего плюс 13) – только четвертый. Но лидером чемпионата с огромным отрывом остается он. И пусть немецкий гимн прозвучал в Нюрбурге только перед стартом – Германии нечего беспокоиться.
* * *
Нечего ей беспокоиться и об успехе любого спортивного мероприятия в стране. Только что здесь триумфально завершился женский чемпионат мира по футболу. Матч открытия собрал более 74 тысяч зрителей, и это совершенно не удивляет, как и 120 тысяч на Нюрбургринге. Мы покидали его, продолжая удивляться: чтобы зрители максимально быстро и комфортно попали домой, большинство дорог были переведены в односторонний режим и стали четырехполосными. Каждый выезд из леса или перекресток охранялся полицейским (в России я такое видел только однажды – на ралли «Ермак», личном проекте тогдашнего пермского губернатора, а ныне министра природных ресурсов РФ Юрия Трутнева).
Все счастливые немецкие спортивные мероприятия похожи друг на друга. Успешностью.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»