-
Непомнящего еще обязательно позовут
29.09.11 03:12
Мне всегда казалось, что Валерий Непомнящий знает намного больше, чем говорит. Хотя о чем ни спроси его в интервью или просто так, за чаем, на любой вопрос получишь максимально емкий ответ. Вот он ответил, привычно глубоко и верно, добавить к сказанному вроде бы нечего, а потом обнаруживается, что в молчании Валерия Кузьмича таилось еще столько информации – просто ого-го сколько. И ты сидишь и думаешь: почему он не продолжил ответ, не протянул его и сюда?
Потом понимаешь: да просто потому, что ты конкретно об этом не спрашивал. Умный человек никогда не выкладывает разом все карты на стол. И редко повторяется, особенно в своих ошибках. Либо делает эти самые ошибки своими победами. Мне почему-то представляется, в «Томи» у Непомнящего все вышло именно так. Вечером в пятницу зазвонил телефон, и один молодой тренер, уже успевший попробовать свои силы в премьер-лиге, взволнованно досадовал: почему все мы так поддерживаем Непомнящего, несмотря на все результаты томичей в последних матчах?
– Да будь на его месте молодой, его бы закопали за семь матчей без побед и голов!
– Наверное, да, закопали бы. Только ты не думаешь, что он тремя предыдущими сезонами завоевал себе право на такое отношение? Опытных и молодых судят по-разному, и понятно почему. Вспомни, кто-нибудь бросил в Семина камень, когда сборная не вышла на чемпионат мира в Германии?
Молодой тренер замолчал. Я тоже. Стал вспоминать недавний разговор с Непомнящим.
Мы встретились на третий день после его возвращения в Москву. Валерий Кузьмич даже чуточку припозднился. Женщина-редактор понимающе сказала: ах, эти вечные столичные пробки, вы, должно быть, от них успели отвыкнуть? – от излишней любезности стремясь оправдать опоздание тренера. А он, вместо того чтобы подхватить ни к чему не обязывающую тему, мягко дал понять, в каком цейтноте продолжает жить. На часах половина четвертого, утром у него дома побывала съемочная группа с другого телеканала, потом он помчался из своего подмосковного Толстопальцева в больницу к жене, оттуда рванул на Шаболовку, а сразу после эфира его ждала деловая встреча из разряда тех встреч, которые в избытке бывают у востребованных освободившихся тренеров.
За те три года, что Непомнящий проработал в Томске, я видел его разным. Напряженно-сосредоточенным, когда он только принимал команду. Изможденно-постаревшим, когда впервые вечные финансовые проблемы клуба превратились в силуэт грядущего банкротства. Оживленно-рабочим, когда «Томи» удалось выжить и он лепил с нуля новую команду на сборах. Сейчас же я увидел его радостно-бодрым и, не удержавшись от комплимента, с ходу сказал: хорошо выглядите!
– Спасибо, – Валерий Кузьмич словно ждал именно такого приветствия. – Многие удивляются.
– Я нет, – сказал я. – Все же ведь закончилось. Не осталось никаких концов, которые вас бы держали.
Он точно понял, что я хотел сказать, и не стал говорить вещей понятных и правильных – про частичку души, которая осталась там, в Западной Сибири. О людях, успевших стать его друзьями, о команде и городе, навсегда засевших в памяти.
– Да, – сказал Валерий Кузьмич, – мы расстались, потому что дальше идти вместе не было смысла.
Впрочем, возможно, он произнес какие-то иные слова, но общий их смысл был точно таким же. Запомнился общий эффект от сказанного, суть слов, а не порядок. И подтверждение их достоверности я получил чуть позже, когда услышал его комментарий по первому матч «Томи» без него – на Кубок с «Ростовом». Когда Непомнящий впервые сказал про команду «они», а я второй раз за встречу улыбнулся над его фразой. Только здесь улыбка была тайной, появившейся просто оттого, что такое местоимение не осталось незамеченным. А вот первую прятать не было никакого резона.
Валерий Кузьмич осторожно заговорил о своем настоящем – что значит для него сейчас расхожее тренерское выражение «хочу взять паузу». Дал понять, что благодарен «Тереку» за настойчивый интерес, но переезжать в Грозный пока не намерен. Напрямую он так не сказал, но появилось ощущение, что он в принципе не против, просто совершенно не понимает – какого тренера ищет чеченский клуб, как выстроена в нем вся система управления. А без такого знания тренеру отходить на любое новое место бессмысленно. Если он не авантюрист, конечно. Непомнящий в авантюризме еще никем замечен не был. Более того – то ли из скромности, то ли из какого-то футбольного суеверия Валерий Кузьмич всегда отзывался о себе и своей работе достаточно критично. Едва ли не более критично, чем любой из этой профессии – в рамках российских реалий. И оставаясь человеком смиренным, задумался вслух – без тени кокетства – мол, не исключено, что «Томь» так и окажется единственным российским клубом в его послужном списке. Потому что могут просто больше никуда не позвать.
Слыша, с какими интонациями час назад разговаривала с ним по телефону Ольга Смородская (слов было не разобрать, в отличие от тона), зная, что прямо с программы Непомнящий едет на встречу с руководством другой команды (по их, не по своей инициативе), – представить, что эта самая тренерская пауза у него затянется, было невозможно.
«Терек», думается, был бы для него неплохим вариантом, как и он сам для «Терека». Сейчас Непомнящий не готов, в том числе и по этическим причинам, – как отказался по ним же Хиддинк поехать в Южную Африку главным тренером сборной Кот-д’Ивуара. Так что, может быть, все сложится зимой или следующим летом? Если «Терек» готов будет столько ждать.
Я пишу эти строчки и понимаю, что опять что-то у него недоспросил, не разузнал. Из того, что лежит где-то очень близко к поверхности. Вот только что?
Мне почему-то кажется, что он как тренер в России еще не реализовался. И что шанс это сделать у Непомнящего еще будет. Должен быть.
И почему-то кажется, что это может быть сюрпризом для всех нас. Но это пока только предчувствие, не более того. Хотя будет очень красиво, если судьба готовит Валерию Непомнящему дар вроде того, с которого началась его карьера. Никто и представить не мог, что он попадет в четвертьфинал Кубка мира. Никто и не представляет сейчас, какая команда будет у него после «Томи».
Хотя, не исключено, что кто-то уже задумывается.
«Истории» Ильи Казакова из еженедельника «Спорт день за днем» №37 (28 сентября — 4 октября 2011 года)
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»