-
Нет мира, нет войны
Репортаж Алексея Шевченко11.05.11 11:21
В Братиславе много пассивной полиции, Вячеслав Быков и Игорь Захаркин борются со сглазом, а Александр Овечкин, едва приехав, сразу же стал разлагать команду.
Когда на втором групповом этапе встретились сборные Чехии и Словакии, власти всполошились. Хотя совершенно непонятно, по какому поводу. Чего они испугались? Возле фан-зоны, в которую прекратили пускать за час до начала игры, так как она была переполнена, выстроились местные омоновцы. Они напоминали игроков в американский футбол – все в щитках. Местных боевиков от власти выстроили возле выхода, и они стояли, немного не понимая, зачем их вызвали на работу. Потом полицейских завели в автобус, где они и просидели, пока все не разошлись.
Конечно, принципиальность в противостоянии между соседскими странами существует, но ни один из болельщиков чешской команды не чувствовал себя в опасности. Максимум, кто-то начинал запевать «Братья, чеши...» – дальше было непонятно. И чехи улыбались. Они подходили к словакам и начинали вместе с ними пить пиво.
Даже поражение словацкой команды никак не изменило настроения болельщиков. То есть люди, конечно, выходили грустными и расстроенными, но чехи шли среди них спокойно и старались все-таки поменьше улыбаться. Их легко было узнать по форме, и словаки им что-то говорили. Вероятно, жаловались на Глена Хэнлона.
Хэнлон остался прежним, каким мы его помним по сборной Белоруссии. Много эмоций, много шума, но нет результата. Он что-то агрессивно втолковывал местным журналистам, те кивали. Запомнился Глен тем, что слишком затянул тренировку своей команды.
На турнире четкое расписание. Если у тебя тренировка до 11:15, будь любезен уступить к этому времени лед, и на него сразу выедет заливочная машина. Словаки же катались так долго, что к бортикам уже подошли представители чешской команды, которые стали с удивлением наблюдать за будущими соперниками.
Рассказывают, что Алоис Гадамчик попросил передать Хэнлону привет и такие слова: «Скажите ему, что тут не рыбалка, а чемпионат мира».
Это все было перед очной встречей, так что напряжение понятно.
Словаки разозлили и нашего Вячеслава Быкова. Главный тренер российской команды был удивлен тем, что враги нашлись даже на чужой территории. Когда его попросили поделиться мнением о словаках, он заявил, что рад их неудаче.
– Они так болели против нас в игре с командой Дании, так поддерживали датчан, ведь это позволяло им приблизиться к нам, что вот теперь получили. Заслуженно.
Спрашивается, а что тут удивительного? Не могли же они желать успеха сопернику. И нет повода на них злиться, тем более словакам вообще ничего не помогло. Проиграв сборной Финляндии, они потеряли все шансы на продолжение борьбы. Но поиск врагов – фишка этого турнира.
Игорь Захаркин и Вячеслав Быков сами виноваты в том, что на них многие злятся. Захаркин дал совсем уж странное интервью, где называл Россию «этой страной», а также заявил, что у Евгения Набокова лучше пондус, чем у Константина Барулина.
«Страну» ему не простили – тут же начали вспоминать, что он сам убежал в Швецию в трудное время, – а уж про качество игры Набокова и говорить не хотелось. Он пропустил от трех странных команд (Словакию, так и быть, по старой памяти зачислим в сильные соперники) девять шайб, но в него все равно верили. Когда он получил травму и выбыл до конца турнира, Вячеслав Быков нашел глазами меня и начал выговаривать:
– Вы сглазили. Довольны? Вот, желали зла нашей команде.
И почему-то ему ни разу не пришло в голову, что потеря Набокова выгодна сборной России. Барулин-то в таком порядке, что готов стать лучшим вратарем чемпионата.
Про неожиданную травму Набокова ходит много слухов, и Евгений сам виноват, что так происходит. Он отказывается от всех интервью, хотя Братиславу не покидает. Он прячется в отеле и ведет себя неправильно.
Конечно же, появилась версия, что никакой травмы у вратаря нет, он просто понял, что не следует злить народ и партнеров по команде, и принял самостоятельное решение завершить турнир. А не уезжает как раз по очень большой просьбе тренеров. Дескать, вдруг Барулин не будет выручать, а на Василия Кошечкина надежды нет. Тогда Евгению снова придется выходить на лед.
Зато все хоккеисты российской команды защищают Набокова, как будто он им родственник. С другой стороны, какой смысл вносить разлад в команду? И так есть кому этим заняться.
Константин Барулин между тем чувствует себя очень уверенно. Настолько, что может позволить себе такие фразы:
– А что там Игорь Владимирович сказал? А, да и пусть, – и машет рукой.
Барулин стал первым, кто пострадал от Александра Овечкина. Тот зарядил ему шайбой в голову, да так, что треснул шлем.
Вот это уже неправильно. Обычно на таких турнирах во время тренировок вратаря берегут. Хоккеисты «Атланта» очень старались не повредить голкипера между матчами, и Барулин отплатил сторицей. Овечкину же все равно.
Считается, что Овечкин поможет сборной России выиграть турнир. Но есть и те, кто полагает, что нападающий «Вашингтона» внесет разлад в команду. Первым делом Александр вызвал из Москвы своих странных друзей, к которым лучше без милиции не приближаться. После тренировки он уверял всех журналистов, что теперь ему надо отдохнуть, прийти в себя, погулять.
«Погулять» выглядело так: Саша заказал белый BMW, взял Илью Никулина и Алексея Терещенко и рванул куда-то в город. В принципе, ничего страшного, так как оставались матчи против Чехии и Финляндии, а они ничего не значили, но все-таки довольно интересное сплочение.
Овечкин дает интервью так, чтобы от него скорей отвязались. Говорит мелкими фразами, отшучивается. Он здесь на дискотеке.
Единственное, что научилась делать ИИХФ, так это проводить чемпионаты мира. Последние лет пять все было отлаженно, четко, и никаких претензий к федерации не возникало. Многих нервировало, что интернет на таком турнире всегда платный, впрочем, с этим быстро смирились.
Но в Братиславе происходят ужасные вещи. Так, взяв с каждого журналиста по 30 евро, местные включили такой вай-фай, словно он идет по телефонной линии. Нормально работать получается только в утренние часы, когда в пресс-центре еще мало народу, но совершенно невозможно что-то сделать днем и вечером. Вообще-то текстовый файл не может отправляться пять и более минут, но здесь газетчикам ничего не оставалось, кроме как копировать репортажи в «тело» письма. Причем сколько ни говорили организаторам, что так нельзя и деньги заплачены, – бесполезно. «Да-да, сделаем». И ничего не сделали.
С сувенирной продукцией в Словакии тоже не все в порядке. Нет, обычные вещи типа значков, шайб и бейсболок присутствуют. Но вот год назад в Кельне можно было приобрести футболки всех стран-участниц, в том числе и головной убор с символикой Казахстана и тремя ошибками. Нынче же как будто сэкономили. На полках – майки сборной Словакии, а также многочисленные шарфы, которые в обычной жизни не поносишь. Есть олимпийки – словацкие и российские. Почему-то не учтены интересы финской сборной, чьи болельщики готовы тратить много.
Финны – самые пьяные на турнире, но при этом самые миролюбивые и креативные. В кого они только не наряжаются. Здесь и капитаны дальнего плавания, и монтеры со стройки, и какие-то эпические персонажи. Трезвыми их не увидеть, но при этом они с радостью улыбаются, фотографируются и ведут себя лучше, чем некоторые непьющие.
Про наших ходят легенды. Дескать, пьют много водки. Вранье. Говорят, что здесь такое пиво, что никакой водки не надо.
Братислава относится к турниру с нежной любовью. Все зеркала на автомобилях обернуты в словацкий флаг. Когда играют хозяева, продавцы даже самых маленьких магазинчиков стоят у прилавков в «сетках» национальной команды. Если им говорить, что Словакия лучше Чехии, то можно рассчитывать на бесплатную булочку.
Хоккей смотрят везде. В баре огромного торгового центра матчи показывают даже после закрытия всех магазинов. Затем люди расходятся по домам. В день поражения от финнов грустные словаки распевали невеселые песни до 3 часов ночи. Хорошо, что на следующий день выходной.
Большинство автобусов, троллейбусов и трамваев ездят по городу с символикой турнира. Когда у полицейского спрашиваешь, как попасть в то или иное место (а у них хочется спрашивать, так как все подтянутые, строгие, доброжелательные), он достает карту и старается ответить. Неважно, на русском ты с ним говоришь или на английском. Он поможет, даже если не знает. Так, в первый день мы искали нужную улицу с конным полицейским. Он проскакал до перекрестка и начал радостно кричать: «Вот она!» Я дошел пешком и поблагодарил лошадь. Та тоже была рада, что ей повезло размять кости.
Сергей Зиновьев, даже сделав хет-трик, не соизволил остановиться и поговорить о своем достижении. Его и Александра Радулова вообще бесполезно о чем-то просить.
Радулов каждый раз демонстрирует, что он особенный и вообще не в этой команде. Так, например, если во время тренировки на льду начинается собрание и тренеры что-то говорят игрокам, он отъезжает метра на три-четыре и останавливается. Дескать, ему это все неинтересно. Когда команда выходит на игру, перед хоккеистами встает пресс-атташе и хлопает каждого по крагам. Все делают это с удовольствием, кроме Радулова. Саша проходит мимо и с неодобрением смотрит на сотрудника штаба. Не мешай.
Остальные игроки гораздо доброжелательнее. Алексей Морозов вот рассказал, что канадцы, финны, шведы и американцы его не впечатлили, а чехи понравились. Смотрит хоккей человек, изучает.
Перед каждой игрой на большом экране арены показывают представление стран. Удивительное дело. Если из трехминутного ролика можно все узнать о Словении, Дании или Германии, то про Россию – ничего. Показывают лишь Красную площадь, храм Василия Блаженного и немного ночной Москвы. И все. Красную площадь с десяти ракурсов показать несложно, а вот датчане, например, умудрились вложить в ролик даже детей, которые ловят рыбу, какие-то катера, красивые здания, баржу и даже небольшой район на окраине Копенгагена, где продают рыбу. У нас же – только одна площадь и больше ничего нет. Химкинский лес могли бы показать, что ли.
На чемпионате мира в Квебеке Вячеслав Быков и Игорь Захаркин были другими.
– Ребятам мы завтра ледовую тренировку отменяем, поиграем в баскетбол, приходите, – говорили они.
Все, кто хотел, наблюдали за игрой в баскетбол, а также за травмой Семена Варламова. Тогда не говорили о сглазе.
На этот раз Быков заявил:
– Мы завтра выберемся с командой, но вам ничего не скажем, так как слишком много завистников.
И поехал со сборной играть в футбол на свежем воздухе.
Ледовое занятие проводил Владислав Третьяк. Он взял двух вратарей и четырех полевых игроков и стал тренировать голкиперов. Делал первую передачу, полевые разыгрывали и бросали.
– Тебе надо много тренироваться, – покрикивал он на Барулина.
Дался им Костя.
Когда по телевизору показывают Третьяка, то пишут, что это «лидер команды».
– Это как будто лидер нации, – сказали президенту ФХР.
– Да ладно вам, – смутился он. – Но все равно спасибо.
Евгений Артюхин неожиданно для всех стал главным героем. Он – единственный хоккеист, к которому выстроилась очередь из корреспондентов, желающих взять интервью. Наверное, потому, что Евгений – совсем нетипичный нападающий для российской команды. Силовой, может по лицу ударить, да еще и летом примет участие в турнире тафгаев.
С каждым интервью Евгений угасал. Он говорил все меньше интересных вещей, а потом решил отказываться от бесед. Ну в самом деле, сколько же можно. При этом Артюхин, несмотря на свои габариты, доброжелателен в обычной жизни.
Комментаторы Александр Ткачев и Сергей Гимаев ходят по пресс-центру уставшими уже с самого утра. Каждый день им приходится работать на двух матчах, а иногда и на трех. Когда все сочувствуют им, они только улыбаются.
Сергей Гимаев тоже из тех, кто критикует и игру сборной, и работу Игоря Захаркина. Последний в ответ говорит, что Гимаев ничего в жизни не добился и не является специалистом. Гимаев сразу же дает интервью, в котором отвечает Захаркину.
За этим очень весело наблюдать. Но симпатии почему-то на стороне Гимаева. По крайней мере он, долгое время выступавший на высшем уровне, – свой. Кроме того, эксперт канала «Россия 2» желает сборной победы. Он болеет за команду.
Олег Знарок едва не подрался со мной. Серьезно, все зашло слишком далеко. Он уже опасно приблизился и был готов ударить головой по лицу.
– Хочешь на экспертизу отправиться? Хочешь? Сейчас поедешь на экспертизу!
Знарок был взволнован поражением от Дании и после игры, общаясь с прессой, сказал:
– У тебя тупые вопросы.
Вопросы были не тупыми, а обычными. Да даже если они и были тупыми, об этом не должен говорить человек, чья команда едва не вылетела из группы сильнейших, показывая отвратительный хоккей.
– Вы зря называете мои вопросы тупыми, – заявил я.
– Да ты мне в Москве еще надоел.
На самом деле так получилось, что в нынешнем сезоне я его и не видел.
– Я на ваши матчи и не ходил, – говорю.
Тут Знарок и сорвался.
Но после поражения от еще какой-то мертвой команды пошел на сближение.
– Я за Латвию готов всех порвать, а ты говоришь такое.
– Что говорю? – удивляюсь. – Я про Латвию вашу ничего и не говорил. Вы, наверное, вопрос не поняли.
– Может быть, и не понял, – успокоился Знарок. – Но за Латвию я любому голову оторву и за парней этих.
Он полез в карман пиджака. Внутри все похолодело.
– Не доставайте, – попросил я. – Не надо.
– Да девяностые позади, – засмеялся тренер.
Знарок попрощался, а потом победил сборную Белоруссии. Кстати, порвать за ребят может не только он, но и Вячеслав Быков. Своих игроков тот тоже называет, как детей: Сережка, Костя, Сашка. При этом Брызгалов у него Илья.
Кстати, Быков заявил, что Александр Семин играет плохо в конце сезона и потому в сборную не приглашен. У тренера сразу же спросили, а что же с Набоковым. Он не то что плохо, он вообще последние полгода нигде и никак не играет, но стал основным вратарем.
Быков развернулся и ушел. Кстати, это новая мода. Развернуться и уйти. Не понимают, что ли: такой ответ – самый интересный.
Братислава
Репортаж Алексея Шевченко из еженедельника «Спорт день за днем» №17 (11 – 17 мая 2011 года)
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»