• Неудавшиеся завоеватели

    02.08.06 12:19

    Неудавшиеся завоеватели - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Фатих в переводе с турецкого – «завоеватель». Сможет ли Фатих Текке переломить стойкое убеждение, что турецкие футболисты не могут хорошо играть в европейских чемпионатах?

    Победа «Галатасарая» в кубке УЕФА в 2000 году и бронзовые медали турецкой сборной в 2002-м подогрели интерес к игрокам из Турции со стороны европейских клубов. Но судьба турецких звезд складывалась очень похоже: чаще всего купленные за несколько миллионов игроки прямо с самолета ловко усаживались на скамейку запасных, чтобы, отсидев на ней свои лучшие годы, вернуться на родину. Многие – свободными агентами, бесплатно. Такой вот турецкий бизнес.

    Хакан Шукюр, забивавший в «Галатасарае» по 38 мячей в 32 играх (как в 1996-м), 32 гола в 34 матчах (в 1997-м), после перехода в миланский «Интер» за два сезона забил 5 мячей. Потом еще 3 за «Парму». 2 – за «Блэкберн». Поскитавшись по Европе, он вернулся в Турцию и опять стал регулярно забивать.

    Юмит Давала в сезоне-2001 очутился в «Милане», откуда на следующий же год был отправлен обратно в «Галатасарай». Бурук Окан, просидев три сезона на лавке в «Интере», вернулся в «Бешикташ». Ильхан Маншиз, герой чемпионата мира 2002 года, потеряв два года футбольной карьеры, доигрывает в «Анкарагюджю». Замечательное путешествие в Барселону совершил лучший вратарь турецкой сборной Режбер Рюштю. Его брали первым номером в великий клуб. Через год он вернулся в «Фенербахче», отсидев весь сезон в запасе – проиграл место в воротах тогда еще совсем юному Виктору Вальдесу.

    Защитник Алпай мог быть исключением – он регулярно выходил в основе «Астон Виллы». Но только один год. Поиграв еще два сезона, очутился в Китае. Относительно успешно выступал в Европе Тайфун («Реал Сосьедад», «Эспаньол»), все равно вынужденный вернуться в «Бешикташ».

    Из молодого поколения турецкие специалисты главные надежды возлагали на Эмре, в 17 лет уже бывшего основным игроком «Галатасарая». В «Интере» он запомнился огромным личным контрактом, редкими выходами на замену и частыми карточками. Через четыре года был продан в «Ньюкасл», где этот игрок, после бронзы на чемпионате мира включенный Пеле в список величайших из ныне играющих футболистов, вышел в премьер-лиге лишь в 19 матчах.

    Единственный успех турецкого футбола в европейских чемпионатах – выступление за «Реал Сосьедад» Нихата. Но то, что еще не так давно он мог оказаться в ЦСКА или «Спартаке», говорит о том, что предложений от серьезных клубов было не много. А то, как настойчиво пытались от него избавиться, многое говорит о личных качествах этого игрока.

     

    Можно выделить основные проблемы турецких футболистов за рубежом:

    1. Футбол является важным фактором национального самосознания. Турецкий игрок, переехавший в другую страну, не имеет достаточной мотивации. «Что мы, турки, собой представляем? Некое странное среднее между феской и шляпой. Узел, средоточие противоречий между восточным мистицизмом и западным рационализмом, часть одного и часть другого», – писал турецкий публицист Халдун Танер. В самой Турции всегда найдутся оправдания – Европа против нас. Зато после победы –  всплеск национализма. Завоевание «Галатасараем» кубка УЕФА турки на радостях называли «вторым важным историческим событием в жизни страны после того, как Ататюрк сбросил греков в море».
    2. Низкий профессионализм игроков. Любовь к внешним эффектам, нестабильность формы, нежелание бороться и выкладываться в каждом поединке. После крупных успехов – почивание на лаврах. Именами футболистов называют мосты и улицы, они национальные герои. К чему еще стремиться, тем более в чужой Европе? Отсутствие борьбы в каждом матче – в этом специфика как чемпионата (три стамбульских клуба намного сильнее остальных), так и национального характера (Шенол Гюнеш, тренер бронзовой команды в 2002 году, говорил, что настроить турецких игроков на товарищеские матчи невозможно. Что это особенность турецкого менталитета).
    3. Образ жизни. Семья для турок – это не только жена. Сотни род­ственников приходят на стадион поболеть за нашего Хасана, после матчей он угощает их рахат-лукумом, его хвалят, им гордятся. Он живет в окружении семьи – дальних и близких родственников. Лишаясь семьи, турецкий футболист часто впадает в депрессию.  
    4. Зависимость от болельщиков. Болельщиков, которые от сердечных приступов умирают во время матча (двое на стадионе, один у телевизора во время того финала кубка УЕФА, когда победу одержал «Галатасарай»). Массовые празднования побед, когда толпы обезумевших от счастья болельщиков вываливаются на улицы взрывать петарды (всегда есть пострадавшие). Впрочем, чего можно ожидать от фанатов, если даже турецкие депутаты во время свадебной церемонии любят устроить пальбу из пистолета?

    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»