• Никита Баженов. Ужин у Тиффани

    07.09.10 16:27

    Никита Баженов. Ужин у Тиффани - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    «Спартак» не пробивался в групповую стадию Лиги чемпионов с 2006 года. И вот пробился — какой повод поговорить об итогах жеребьевки, о будущих соперниках, о тех эмоциях, которые испытывает футболист, выходя на поле под гимн Лиги чемпионов... Но Никита Баженов какой-то неправильный футболист. Он приехал к нам в студию уже под вечер, и, хотя рано утром ему надо было на тренировку, отпускать его домой ну очень не хотелось. Так мы с ним в студии и просидели часа два, прикрываясь московскими пробками. Потому что мы ему про футбол, а он нам — про черно-белое кино. Мы ему про трансферную политику «Спартака», а он нам — про любимый фильм с Одри Хепберн, «Завтрак у Тиффани».

    Теперь вы понимаете, почему нам его отпускать не хотелось?

    Об участии в Лиге чемпионов

    — Об участии в Лиге чемпионов мечтает каждый футболист. Это один из самых престижных турниров на свете, не считая сборной, конечно. Игры в Лиге запоминаются на всю жизнь. Такие эмоции... Словами просто не передать!

    В этом турнире играют самые лучшие клубы, самые лучшие футболисты, и ты с ними соревнуешься. В сезоне-2006/2007 нашими соперниками были «Бавария», «Спортинг» и «Интер». Это был настоящий праздник. Здесь можно сказать много ярких слов, но нужно самому почувствовать, что это такое — выходить на поле под гимн Лиги чемпионов.

    Об итогах жеребьевки

    — Я не смотрел жеребьевку, ехал в этот момент в машине. Но мне позвонил тесть и сказал, какие соперники нам достались. Давайте пойдем по порядку. «Челси» — тут комментарии излишни, это фаворит группы, все знают, что это за команда. «Марсель» тоже хорошая команда, сильная и добротная. Матч с «Марселем» у нас первый, так что мы уже посмотрели пару игр с их участием. В ней играют мощные, атлетичные и в то же время быстрые игроки, так что с «Марселем» легких матчей не будет. «Жилина» для всех загадка, я даже не знаю, что сказать по поводу этого клуба. Ближе к делу, наверное, будем разбирать ее игру. Но на групповой стадии, думаю, слабых команд нет вообще. Тем не менее нам по силам выйти из группы. Кстати, это было первое, что пришло мне в голову, после того как я услышал имена наших соперников. Но сейчас все-таки нам нужно сосредоточиться на матчах чемпионата России.

    О соперничестве с «Зенитом»

    — Вы издеваетесь, когда спрашиваете, станет ли в этом году «Спартак» чемпионом России?! Конечно, нам бы хотелось завоевать золото, да и в том году мы боролись за чемпионство. Но, если трезво смотреть на вещи, то за оставшееся время наша цель — приблизиться к зоне Лиги чемпионов.

     

    «Зенит» играет хорошо и по делу занимает первую строчку в турнирной таблице. Тягаться с ним очень и очень сложно, но я надеюсь, что интрига чемпионата не умрет до конца. В футболе ведь все может быть. У питерцев, например, может начаться черная полоса, они могут проиграть все оставшиеся матчи — мы же, наоборот, можем все их выиграть. Чем больше конкуренция, тем выше качество самой игры. Тем более что «Зенит» сам может проиграть, например, если возомнит себя без пяти минут чемпионом. Это может быть серьезной психологической ошибкой. Во всяком случае, обещаю, бороться мы будем.

    О конкуренции за место в основе

    — Меня не напрягает конкуренция, которая есть в «Спартаке». Не надо думать, что при очередной покупке мне в голову все время приходит одна и та же мысль: «Ой, он приехал, значит, я буду сидеть на скамейке запасных». На самом деле, приезд легионера — это лишь повод начать работать еще больше. В больших командах так и должно быть: на одно место на поле претендует не один человек, а два или даже три. Впереди нас ждет много игр, участие в Лиге чемпионов, так что все мы пригодимся и будем делать одно дело — мы же команда. Это не просто слова, так и есть.

    Об Эйдене Макгиди

    — Эйден Макгиди — приятный, скромный парень. Сразу видно, что он трудяга. Я понимаю, ему, должно быть, сейчас тяжело: новая страна, новый быт. Но мы все сделаем для того, чтобы в «Спартаке» он чувствовал себя как дома. У нас ведь многие разговаривают по-английски — Мартин Штранцль, Малик Фатхи, Сережа Паршивлюк, Ваня Саенко.

    О сплоченном коллективе

    — Может быть, в этом заслуга Валерия Георгиевича Карпина, я не знаю, но в «Спартаке» действительно сплоченный коллектив. Я имею в виду то, как мы друг к другу относимся: ради товарища по команде мы готовы на все, как на футбольном поле, так и за его пределами. Так и должно быть. Нужно дружить и уважать человека, с которым ты работаешь и ешь один хлеб.

    Об утечке спартаковских кадров

    — В «Спартаке» никто не может дать тебе определенных гарантий. Утечка кадров происходит постоянно. Паша Яковлев сейчас в «Крыльях», Артем Дзюба и Федя Кудряшов — в «Томи». В других командах по всему миру происходит примерно то же самое, но за «Спартаком» следят особенно пристально. Поэтому каждый переход и вызывает такой ажиотаж. Оно и понятно, народная команда. Клуб выделяет деньги на новых игроков — это нормально, это футбол. Если человек ушел из «Спартака» в аренду или даже насовсем, то его жизнь на этом не заканчивается. Надо продолжать работать, играть и бороться для того, чтобы вернуться. Понимаете, у каждого футболиста настает такой момент, ему просто хочется играть в футбол. В любой команде. А не сидеть на скамейке, пусть даже в «Спартаке».

    О чувстве юмора

    — Я очень люблю пошутить. По правде сказать, я не то чтобы очень веселый, просто люблю самоиронию. А так я очень спокойный человек, добрый. Юморист, балагур — эти слова точно не про меня. В «Спартаке» и без Никиты Баженова есть люди, которые веселят народ. Вы предлагаете мне сдать этих людей? Ну уж нет! У нас, в принципе, вся команда веселая, все ребята с чувством юмора. У Малика Фатхи оно вообще обостренное, причем только на русском языке. Он наш язык как-то очень быстро выучил и в плане шуток тоже довольно быстро продвинулся.

    О своем небольшом секрете

    — На запястье у меня татуировка в виде японских символов. Никто, кроме меня, не знает, что они обозначают. Это слишком личное. Когда человек делает татуировку, то он, прежде всего, делает ее для себя.

    О желании выучить английский

    — Мне всегда хотелось выучить английский, правда, времени не хватало. Сейчас все-таки хочу заняться его изучением более основательно. Когда бываю за границей, то многое понимаю, но сказать ничего не могу. Видимо, не хватает практики. Смешно, но моя жена — преподаватель англий­ского, так что мне немножко стыдно, что я по-английски не говорю. Она пару раз пыталась со мной заниматься, но так ничего и не получилось. Обязательно нужен преподаватель со стороны. Сейчас постараюсь обрубить свою лень на корню, взять себя за шкирку — и к учителю.

    О матушке-лени

    — Я не такой уж ленивый, особенно когда дело касается спорта. Но вот учиться мне всегда было трудно себя заставить. Это бич всех спортсменов, наверное. Профессиональный спорт занимает очень много времени, в том числе и школьного. Так что футболисты в детстве частенько прогуливали школу (смеется).

    О возможном переезде за границу

    — Я понимаю, к чему вы клоните (смеется). Дескать, футболист начинает учить язык, если у него появляется предложение из-за рубежа. У нас в России ведь как обычно? Пока тебя не клюнет, ты ничего делать не станешь, язык учить тоже. Зато, наверное, изучают его на новом месте быстро, надо же там как-то обустраиваться. Но я пока за границу не собираюсь. Хотя, если честно, очень бы хотелось попробовать свои силы в каком-нибудь другом чемпионате, посильнее. Английском, например. Это самое сильное первенство в Европе — скоростное, динамичное. Но мне нужно, наверное, больше играть и еще больше стараться. Посмотрим, как жизнь дальше сложится.

    О своих «английских» друзьях

    — Рома Павлюченко и Динияр Билялетдинов — мои хорошие друзья. Мы с ними иногда встречаемся, они рассказывают, как там, в Англии. Говорят, что там ребята бьются до конца. Не только на играх, на тренировках тоже. Носятся как заведенные. У нас в чемпионате все, конечно, не так.

    С Ромкой мы видимся не так часто, как с Беляшом. Правда, последний раз с Динияром я созванивался еще до начала сезона, он как раз в Австралию на сборы собирался. Как же давно это было! Спасибо, что напомнили, надо ему позвонить (смеется).

    О дружбе с Быстровым

    — Быстров — мой хороший друг, моя жена даже была свидетельницей у него на свадьбе. Так что я всегда его поддерживаю, что бы ни происходило. В прошлом году, когда он возвращался в «Зенит», ему было очень тяжело. Но это его жизнь, его семья. Он вернулся в непростую команду, но все-таки к себе домой. У него недавно родилась дочь там, в Питере. И он хотел туда переехать — я это точно знаю.

    C другой стороны, в «Спартаке» он тоже был не прочь остаться. Но дом есть дом. Я тогда сказал ему: «Вовчу, что ты ни сделаешь, я все приму». И я принял.

    О своей жене

    — Это обычная история. C моей будущей женой меня познакомили друзья. Мне тогда было лет семнадцать. Хотя нет, вру, шестнадцать. А ей как раз стукнуло семнадцать. Сначала мы просто дружили, где-то год. У нас была общая компания. Мы были, по сути, детьми улиц. Гуляли около дет­ских садов, сидели на скамейках возле подъезда. Родители кричали из окон, звали домой. А потом любовь сама пришла. И вот с тех самых пор мы неразлучны. Сперва мы жили в гражданском браке, но года четыре или пять назад решили пожениться. Сейчас у нас подрастает дочка. Ей три годика.

    О тех, кому хочется сказать спасибо

    — Мне хочется сказать спасибо своим детским тренерам — и Юрию Павловичу Крючкову, царствие ему небесное, и Борису Александровичу Смирнову, и Владимиру Алексеевичу Ложникову. Они заложили во мне любовь к футболу и трудолюбие.

    О Ногинске

    — Я из Ногинска. Это по Горьковскому шоссе. Я бывал во многих маленьких городах и могу сказать, что у нас очень чистый город, с множеством церквей и фонтанов. Ногинск очень уютный. В нем есть какая-то своя аура.

    О своих корнях

    — У меня была обычная семья, в которой не было богат­ства. Я смотрел на обеспеченных людей, но никогда не думал: ах, у него есть все, как же он это заработал? Деньги ведь не главное. Главное — оставаться порядочным человеком.

    Конечно, я помогаю родителям. И брат у меня есть младший. Ему шестнадцать. Он закончил школу и сейчас будет поступать в институт. Он у меня творческая личность, по­стоянно витает в облаках. Футболом не увлекается, ничего про него не знает, и мне это очень нравится. Может только сказать: «Как сыграли? Выиграли? Молодцы. Проиграли? Плохо». Брат хочет поступить в горный институт и заниматься альпинизмом. Сплошная романтика... (смеется).

    Родители мои уже давно развелись. Как и все люди, я им помогаю чем могу. Но они продолжают работать в свое удовольствие. Отец раньше был электриком на одной фабрике, потом грузчиком. В какой-то момент он вообще не работал, но потом сказал: «Что я сижу, пойду-ка я дворником. А то мне не нравится, что вокруг дома у нас грязно». Он работает не из-за зарплаты, он просто хочет, чтобы у него около дома было чисто и красиво. Мой отец играл в футбол, но на любительском уровне. Когда он служил в Куйбышеве, то его приглашали в местную профессиональную команду, она тогда еще в первой лиге играла. Но он соскучился по дому и решил вернуться домой. Наверное, я пошел в отца. Но мама у меня тоже спортом всегда занималась. Сейчас она работает в медицинском учреждении Красного креста, помогает пожилым людям. Я очень люблю своих родителей и благодарен, что они мне дали, как мне кажется, хорошее воспитание.

    О завистниках

    — Я особо не обращаю внимание на завистников. Наверное, они есть, все-таки я из Подмосковья и при этом играю в «Спартаке». Но меня окружают люди, которые искренне рады, что я занимаюсь своим любимым делом. Да что говорить, они рады, что я как человек веду себя адекватно. К сожалению, в футболе очень много зависти. Все думают, что ты играешь в футбол и зарабатываешь космические деньги, которые тебя портят. Но другую сторону медали ведь никто не знает. Эти деньги же на тебя не с неба свалились. Они — результат работы.

    О звездной болезни, которой не было

    — У меня никогда не было звездной болезни. Даже близко. Я абсолютно такой же, каким был пятнадцать лет назад. Конечно, с возрастом какие-то ценности в жизни меняются, появляется семья. Но можете спросить у любого моего друга, с которым я дружу очень давно: я ничуть не изменился. До сих пор дружу с теми, с кем чуть ли не в детский сад ходил. Многие люди думают, что мы, футболисты, очень заносчивые, что к нам не подступиться. На самом деле в футболе очень много адекватных людей. Конечно, все они разные. Но я на своей памяти ни разу в мире футбола не сталкивался с негативным человеком. Правда-правда.

    О себе как о публичной фигуре

    — Я не особо публичный человек, не рвусь давать интервью. Журналисты спрашивают в основном о футболе, задают одни и те же шаблонные вопросы... Но ты о футболе ничего нового сказать не можешь. Так что я дал два-три интервью, но они все по большому счету были одинаковыми. Можно взять любое интервью футболиста, поменять там фамилии и смело нести в печать. Никто и не заметит.

    О книжках и театре

    — Какого-то определенного хобби — марки собирать или что-то еще — у меня нет. Могу и книжки почитать, и в теннис поиграть. Но ведь читать книжки — это не хобби, это надобность. Спортивная жизнь такова, что, когда у тебя выдается выходной, ты стараешься провести его дома, с семьей. Также не нужно забывать, что, помимо семьи, есть еще и родители. Мои живут далеко. Но им тоже нужно уделить внимание. Опять же, с друзьями надо иногда встретиться. С друзьями мы ходим в кино, в театры. Часто бываем в ДК им. Зуева на спектаклях «Квартета И». Мы и ребят знаем, нас познакомили. Ходим на все — на «День радио», на «День выборов». Фильмы, кстати, у «Квартета И» тоже отличные. Но спектакли сильнее. Театралы говорят, что это лучшее, что было сделано на нашей сцене за последние лет пять-десять. Когда впервые попал на «День выборов», то увидел на сцене Василия Уткина и очень удивился. Он большой молодец и прекрасный актер! Мы с ним в антракте даже поговорили.

    О советском кино

    — Мне нравится старое советское кино. Мне кажется, оно у нас в крови. Люблю абсолютно все советские фильмы — «Девчата», «Весна на Заречной улице», «Свадьба в Малиновке». Если все их начать перечислять, то можно и с ума сойти. Все эти комедии Георгия Данелия, Эльдара Рязанова — высший пилотаж. Наверное, больше такого кино не снимут. Зато вспоминают все советское время с ностальгией благодаря кино. Я, кстати, люблю цитировать старое кино. Постоянно в голове что-то оттуда крутится. Например: «Афоня, ты мне рубль должен». Или взять хотя бы фильм «Любовь и голуби». Там, по-моему, вообще каждая фраза разлетелась на цитаты по всей стране. «Ну почему же крашена? Это мой натуральный цвет!» (Смеется.)

    О голливудском кино

    — Мне очень нравится «Крестный отец», все три части, и «Однажды в Америке». Это классика американского кино. Еще я очень люблю черно-белые фильмы. «В джазе только девушки», например. «Завтрак у Тиффани», хоть и не черно-белое кино, но все равно просто сумасшедшее. Эти фильмы можно смотреть сколько угодно раз, и каждый раз ты все равно будешь открывать в них что-то новое. Их нужно показывать своим детям. Это не то что «Матрица» какая-нибудь. Да, «Матрица» — очень масштабное кино, но посмотреть его можно один-два раза максимум.

    Одри Хепберн или Мерилин Монро? Что, решили задать мне вопрос на засыпку? (Смеется.) Конечно, Одри! Как же тот фильм-то называется, там действие в Италии происходит? Точно, «Римские каникулы»! Отличное кино!

    Об отпуске

    — Очень хочу съездить в Америку, я там никогда не был. Надеюсь, в этот отпуск мы туда доберемся. Но я был в Южной Америке! В Бразилии, в городе Наталь. Это маленький городок, который находится на экваторе. Наверное, это самая отдаленная точка земного шара, куда мы добирались с друзьями. У нас большая компания: Андрей Горбанец с женой, Беляш со своей девушкой плюс наши нефутбольные друзья. Получается человек восемь. И все время мы решаем, куда поехать, примерно так: «Может, туда? Или туда? Или все-таки туда?» Все везде хотят побывать (смеется). Но к общему знаменателю мы все-таки приходим. Обычно получается так, что мы едем туда, куда хочу я и моя жена (смеется).

    Мы любим путешествовать на машинах. У нас, у футболистов, отпуск был летом, и мы поехали в Италию. Туда прилетели, а дальше по стране путешествовали на взятых напрокат автомобилях. Потом поехали на поезде в Париж, провели там два дня. А так, где мы только не были! Раньше мы ездили по принципу «чем дальше, тем лучше». Были на островах всевозможных. Еще у нас была тема, хотели по­ехать в Эквадор. Это Андрей Горбанец придумал. Мне кажется, это хорошая идея. Надо будет осуществить ее в ближайшем будущем (улыбается)


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»