• Николай Голубев: Буквально через секунду судья знает, было ли взятие ворот

    Как отработала российская бригада арбитров на Евро-2016

    13.07.16 14:12

    Николай Голубев: Буквально через секунду судья знает, было ли взятие ворот - фото

    Фото: Getty Images

    В отличие от сборной России наши судьи на Евро выступили очень даже удачно, о чем заявил сам Пьерлуиджи Коллина, разбиравший оба матча бригады Сергея Карасева на турнире. Вместе с Тихоном Калугиным в нее входил и Николай Голубев. В беседе с корреспондентом «Спорта День за Днем» лайнсмен ФИФА и гендиректор МРО «Северо-Запад» Голубев рассказал, почему после группового этапа российские судьи отправились домой, как работает система определения гола и что делают арбитры в день матча.

    В УЕФА очень строго подошли к вопросу об Аверьянове

    — Как вы попали на Евро? Только потому что Антон Аверьянов, ассистент Сергея Карасева, не сдал тесты?
    — По европейским приказам обычно пять судьей выезжают на игру, так что я достаточно часто ездил с Сергеем Карасевым в качестве резервного арбитра — это тот, кто таблички о заменах поднимает на бровке. Соответственно, когда Сергея утвердили как кандидата на Евро, он должен был определить трех помощников. Двое лайнсменов поехали бы с ним в бригаде, а третий тоже должен готовиться на случай, если произойдет что-то непредвиденное с одним из двух основных. Так что я был на январском сборе, который проходил отдельно для ассистентов, и на апрельском — уже для всех арбитров. Там Антон Аверьянов буквально в сотые доли секунды не уложился в один из многочисленных тестов, а судейский комитет УЕФА подошел к этому очень формально.

    — Так строго?
    — Ой, очень строго подошли к этому вопросу. Если на чашу весов ставить сыгранность всей бригады и тот факт, что Аверьянов на протяжении нескольких лет помогал Карасеву обслуживать важные матчи, в том числе и в Лиге чемпионов, то несколько сотых секунды все это перевесило. Но поскольку у меня с тестами все было нормально, автоматически из резервных я перешел в число основных двух помощников Карасева.

    — А прямо перед стартом Евро вас собирали?
    — Помимо прохождения январского и апрельского сборов мы приехали во Францию за четыре дня до старта. Там были тренировки, теоретические занятия. В основном, по новым правилам, которые вступили перед Евро. В принципе, теории было совсем немного, каких-то специфических установок и рекомендаций не давали. Наверное, посчитали, что раз на этот турнир приехали 18 лучших европейских судей, то они не нуждаются в каких-то инструкциях.

     

    — Где проживали во Франции?
    — Всех судей поселили вместе, все 94 арбитра жили недалеко от Парижа, в 20-30 километрах от стадиона в Сен-Дени. Там же и сборы проходили. Оттуда выезжали на матчи. Если игры проходили на юге Франции, то накануне самолетом, а если на севере — машиной.

    Карасев сам принимал решение по 11-метровым

    — Первый матч вашей бригады на Евро — Румыния сыграла вничью со Швейцарией (1:1). Ваше расписание в этот день?
    — Весь турнир график был стабильный. Ежедневно проходили тренировки, назначение получали за три дня до матча, после чего начинались специальные занятия. Накануне тренировались на том стадионе, где будет проводиться игра. Утром на предматчевое совещание на «Парк де Пренс» ездил только резервный арбитр, так что мы были свободны — отдыхали, самостоятельно готовились. На стадион приезжали за два часа до матча, осматривали стадион, проверяли новую систему «Goal-line technology» (система определения взятия ворот. — «Спорт День за Днем»). Из-за этого как раз чуть-чуть пораньше и приходилось приезжать, ведь раньше за полтора часа приходили. А теперь по регламенту за два часа, чтобы эту систему проверить.

    — Как кстати эта система определения гола работает изнутри? Телезритель же видит лишь картинку с повтором…
    — У судьи на руке есть дополнительные часы. Если посмотрите, там у него на одной руке обычные, а на другой — продолговатые прямоугольные часы красного цвета. Такие часы есть у каждого ассистента арбитра и резервного судьи. Когда мяч пересекает линию ворот, в наушник передается звуковой сигнал, который автоматическим электронным голосом передает: «гол, гол». Именно два раза. Четыре арбитра это слышат, проблем быть не должно. Буквально через секунду судья знает, было ли взятие ворот. Если этого голоса в наушниках нет, значит, мяч линию не пересек.

    — Связь у арбитров сквозная, как по рации?
    — Да, уже лет десять так система устроена. Есть рация, наушники, все слышат переговоры друг с другом — шесть судей, работающих на матче, одновременно в эфире. Кроме того, есть техническая рация — седьмая, она соединяется с диктофоном, то есть все переговоры арбитров записываются. Эта система работает и на еврокубках уже давно. После матча этот файл передается в УЕФА, при необходимости его можно прослушать.

    — Пенальти за фол Лихтштайнера на Кипчу Сергей Карасев сам увидел, или вы с Тихоном Калугиным подсказали?
    — Нет, все решения по одиннадцатиметровым и в этой игре, и во втором матче (Исландия — Венгрия — 1:1. — «Спорт День за Днем») Сергей сам принимал. Он находился в лучшей позиции, к тому же оба эти решения были поддержаны Пьерлуиджи Коллиной (главой судейского комитета УЕФА. — «Спорт День за Днем»), который лично на следующий день после матчей делал разборы матчей. Там были представлены нарезки, клипы, которые выводились на большой экран. В комнате находились сам Коллина, его помощники Хью Даллас и Марк Ботта и инспектор конкретного матча. На этом разборе каждые нюансы обсуждались, но по одиннадцатиметровым вопросов не было ни разу.

    — Обе игры получились плотными, было много борьбы — помимо двух пенальти еще и 10 предупреждений. На каком матче работать было сложнее всего?
    — Матчи действительно вышли интересные, напряженные, ничейный исход. Наверное, первый матч сложнее был в том плане, что он был первый. Для ребят это был первый в жизни турнир такого уровня, кроме меня — я еще на чемпионате мира в 2006 году работал (в бригаде Валентина Иванова. — «Спорт День за Днем»). Но по накалу обе игры были похожими.

    — Сергей Карасев общался с Балажем Джуджаком на русском. Вам удалось с кем-то поговорить?
    — С игроками на поле не общался. Так, лишь поприветствовали друг друга с теми, кто выступал и выступает в России. Персональных разговоров не было.

    — Волнение было?
    — Поскольку арбитры уже опытные, за плечами матчи Лиги чемпионов, то, наверное, особенно мандража не было. А волнение перед любой игрой должно присутствовать — даже перед матчем РФПЛ, иначе недонастрой может сказаться. Мы просто понимали, что это пиковая игра, чуть ли не самая важная за последние годы, поэтому нужно по-особенному настроиться, показать вообще максимум. 

    Все ждали изменений с тройным наказанием

    — Офсайды на этом Евро арбитры фиксировали довольно хорошо — скандалов почти не было. С чем это связано? Считается, что кто-то сидит за камерой и по гарнитуре тут же подсказывает боковому…
    — Это лишь шутка. Во-первых, ассистенты, как и главные арбитры, люди опытные, часто работают на важных матчах. Так что, если даже у лайнсмена позиция неоптимальная, он за счет опыта может принять правильное решение. Мелкие ошибки были, но скандальных — нет. Во-вторых, сборным тоже, наверняка, показывали определенный клип перед началом турнира — с ними тоже проводили инструкции по правилам. Стало меньше таких моментов, когда при «стандартах» игроки заходят в площадь ворот, поближе к вратарю и мешают ему. Возможно, они учли, что такое будет наказываться, и стали меньше заходит в офсайды.

    — Зачем сменили правило стартового розыгрыша мяча? Теперь же вместо обязательного паса на чужую половину поля разрешена передача первым касанием своему игроку.
    — Наверное, там сделали с точки зрения упрощения, потому что все равно был короткий пас вперед, а второй игрок, принимающий мяч, отдавал его все равно назад. Поэтому смысл этого лишнего касания? За редким исключением мяч и так шел назад, а сейчас на одно лишнее касание меньше стало.

    — Нововведений было несколько перед Евро, насколько тяжело было к ним привыкнуть на практике?
    — Несмотря на то, что мелких изменений было много, на практике это прочувствовать не удалось. Все ждали изменений с тройным наказанием (пенальти — удаление — дисквалификация), но таких моментов и не возникало на этом Евро. В чемпионате России это правило тоже появится. Единственное, нужно уточнить, что тройное наказание не полностью упразднено. Такого наказания будет избегать футболист, который имел возможность сыграть в мяч, например, в подкате, но чуть-чуть не успел дотронуться до него и сбил соперника. Но если будет рука игрой, захват, толчок или откровенный удар по ногам, тогда, конечно, будет красная карточка. Так что изменение вышло не таким кардинальным, как казалось бы.

    ФИФА уже рассчитывает на Карасева как на кандидата на ЧМ-2018

    — Бытует мнение, что российскую бригаду отправили домой, потому что сборная России вылетела из группы. Дескать, команды не осталось на Евро, зачем судейская бригада?
    — Нет, абсолютно с этим не связано. Лично к нам подошел Коллина после собрания судей по итогам группового этапа и заявил, что претензий по нашим двум матчам нет. Но приглашено 18 судей, хотя могли позвать и меньше — 12-14 арбитров. В УЕФА посчитали, что стоит пригласить молодых судей, которые недавно вошли в элитную группу, а Сергей Карасев входит в их число уже почти как год. На плей-офф оставили более опытных судей, которые регулярно работают на решающих матчах крупных турнирах.

    — Как вам атмосфера чемпионата Европы?
    — Все супер! Помимо наших матчей, где мы работали, удалось посетить матч открытия, поскольку были свободны от матчей. Все прошло очень дружелюбно — мы не попали на игры, где были какие-то столкновения, все фанаты ходили по городу, улыбались, драк мы не замечали. Наверное, что-то происходило, судя по СМИ, но мы лично с этим не встречались. Счастливы мы все, что удалось поучаствовать в таком турнире, как Евро.

    — Дальше у вас Олимпиада в Бразилии, какой график ждет?
    — Если все будет нормально за ближайшие 15 дней, то мы втроем должны ехать в Рио. Потому что это турнир без судей за воротами. 27-28 июля мы летим туда, будут, наверное, какие-то тесты, теоретические занятия, ведь старт лишь 3 августа.

    — Отношение к Олимпиаде все-таки другое, да, по сравнению с Евро? Ведь в Рио будут почти молодежные сборные и мало звезд…
    — Во-первых, расцениваем это как этап подготовки к ЧМ-2018 для Сергея Карасева. Олимпиада — турнир под эгидой ФИФА, значит, ФИФА уже рассчитывает на него, как на кандидата на турнир 2018 года. Плюс Европу в Рио представляет всего пять бригад, то, что одна из них представляет Россию, достаточно почетно. Плюс последний раз главный судья от нашей страны был на Олимпийских Играх в 1988 году — это Алексей Николаевич Спирин. Поэтому как наша сборная с того времени на Олимпиадах не играет, так и судьи не работают. Во-вторых, команды играют молодежные, конечно, но все равно будут биться за свою страну, чтобы принести в копилку медаль. К тому же Неймар должен выступить…


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»