-
Норма жизни
29.04.08 16:04
Наибольший резонанс после Гран-при Испании получил не победный дубль «Феррари» и даже не сход Фернандо Алонсо перед родной публикой, а совсем другое событие. Главным участником которого поневоле стал финский пилот «Макларена» Хейкки Ковалайнен.
Жуткая авария на скорости 240 км в час, безусловно, угрожала не только здоровью, но и жизни улыбчивого Хейкки. И то, что Ковалайнен фактически отделался испугом, многие посчитали чудом. Однако если это и чудо, то, скажем так, рукотворное — спасибо жесточайшим требованиям безопасности, которые предъявляет командам Международная федерация автоспорта (FIA). Так что если кто-то думает, что президент FIA Макс Мосли посвящает все свое время оргиям, он ошибается...
Именно при Максе борьба за безопасность, которую начал введением краш-тестов еще предыдущий президент FIA Жан-Мари Балестр, достигла новых высот — проверка болидов на прочность проводится чрезвычайно серьезно. Мосли отодвинул от вопросов безопасности ассоциацию пилотов — профессионалы, по его мнению, должны были справиться с задачей лучше. Ради безопасности увеличены и поборы с пилотов — к примеру, Льюис Хэмильтон и Кими Райкконен накануне сезона-2008 заплатили за суперлицензию по 200 тысяч евро с лишним каждый. Ковалайнен раскошелился на 70 тысяч евро, но вряд ли он сейчас жалеет об этих тратах.
Да и любой его соперник по «Королевским автогонкам» тоже. Ведь на месте Хейкки мог оказаться любой пилот, финн на 22-м круге не совершил никакой ошибки — после пит-стопов конкурентов он вышел в лидеры и на легкой машине ехал все быстрее и быстрее, когда перед девятым поворотом у него сломалось левое переднее колесо. По словам босса «Макларена» Рона Денниса, дело вовсе не в лопнувшей покрышке, разрушился именно колесный обод, что, мягко говоря, необычно.
«На 99,9 процента мы уверены, что это поломка колеса. Причем абсолютно нового колеса, до Гран-при Испании проехавшего всего 14 км. Обычно в таких ситуациях вопросы надо задавать поставщикам, но мы подождем результатов более детальных исследований», — заявил Деннис.
По словам Рона, обследование в госпитале Барселоны не выявило у Хейкки сотрясения мозга, да и других существенных повреждений (ушибов, кровотечений), так что он почти наверняка сможет стартовать на Гран-при Турции — испанцу Педро де ла Росе не придется выходить на замену. Хотя в первые секунды и даже минуты после аварии все выглядело куда трагичнее — болид глубоко застрял в заграждении из покрышек, подбежавшие стюарды нервно просили о медицинской помощи находившемуся без сознания пилоту (в «Макларене» подтвердили, что Ковалайнен отключился на несколько минут), затем его на носилках эвакуировали к карете скорой помощи, а позже вертолетом переправили в госпиталь. Где окончательно выяснилось, что происшествие завершилось хеппи-эндом.
«Если бы нечто подобное произошло в мое время — последствия были бы совсем иными», — отметил трехкратный чемпион мира Джеки Стюарт.
А Джеки знает, о чем говорит, в конце шестидесятых — начале семидесятых прошлого века гонки «Формулы-1» напоминали по количеству людских потерь сводки боевых действий, а сам Джеки не вышел на последнюю гонку в карьере в 1973-м, поскольку на тренировке насмерть разбился его друг и напарник Франсуа Север. К счастью, сейчас все иначе, и чудесные спасения пилотов после аварий стали нормой. Нормой жизни.
В тему
Все ради пилотов
Особенно остро вопрос безопасности в современной «Формуле-1» встал в 1994 году, после гибели Айртона Сенны. Нынче для предохранения пилота при ударах сзади и переворотах кокпита введены дуги безопасности. Кроме того, регламентировано, что в любой ситуации пилот имеет возможность покинуть болид (в случае возгорания) не более чем за 5 секунд. Гонщик, как правило, не получает серьезных повреждений даже при лобовом столкновении на высокой скорости. В 2007-м в Ф1 имели место сразу две подобные аварии. Во время дождевой квалификации к Гран-при Европы в Нюрнберге из-за лопнувшей шины вылетел с трассы «Макларен» Льюиса Хэмильтона. К счастью, британец остался цел и невредим. В Монреале, столкнувшись с болидом Ярно Трулли, взмыл в воздух «БМВ-Заубер» Роберта Кубицы. Страшный полет машины поляка прервал защитный барьер из покрышек. Удивительно, но Кубица отделался лишь растяжением лодыжки.
«Я не вижу разумных объяснений тому, что в подобной аварии обошлось без серьезных травм», — заявил Роберт.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»