• Новые немцы

    Сборная. Менять! Что? Кого? Как?

    26.02.11 12:06

    Новые немцы - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    В нынешней сборной Германии только два игрока старше 30 лет. Центральный защитник Арне Фридрих, чьи позиции отнюдь не незыблемы, и форвард Мирослав Клозе – второй бомбардир сборной Германии за всю ее историю.

    Молодым везде у них дорога

    Первому – 31, второму – 32. Самые старшие после них – Филипп Лам и Хайко Вестерманн. Им по 27. Нетрудно понять, что нынешняя сборная доживет без особых перемен до ЧМ-2014. В отличие от российской, в которой к тому моменту большинство будет актуально для дискотек «кому за 30». Причем еще совсем недавно молодой командой были мы, а немцев, наоборот, считали старой ржавой машиной, если не телегой.

    Никакой идеологии в обновлении сборной Германии нет. После громких провалов на ЧМ-1998 и ЧЕ-2000 в стране пересмотрели подход к подготовке молодых игроков, но речи об искусственном омоложении сборной с тех пор не было ни разу. Талант должен пробиваться сам – таков немецкий подход, лишь частично трансформировавшийся после того, как молодые игроки получили больше прав в национальном чемпионате.

    Долгое время в бундеслиге существовал регламент, требующий наличия в заявке двух футболистов «не старше 23». Сейчас эта рукопись сгорела бы сама. 15 % игроков, играющих в чемпионате, не старше этого возраста. 10 лет назад таковых было всего 6 %. Сборная – лишь отражение чемпионата. Не случайно Йоахим Лев, комментируя вызов в команду 18-летнего Марио Гетце, сказал: «Мне не нужно, чтобы человек обязательно сыграл сто хороших игр в бундеслиге, мне хватит и десяти».

    Можно, разумеется, сослаться на то, что у Германии больше нет возрастного вратаря. Сначала таким был Андреас Кепке, потом Оливер Кан, потом Йенс Леманн. Но это слишком простое объяснение. В конце концов, травма локтя Рене Адлера, сделавшая основным в бундестим его почти что сверстника Мануэля Нойера, случилась уже после того, как ветераны оставили футбол, а Йоахим Лев сознательно отказался от возрастных Франка Роста и Ханса-Йорга Бутта. Бутт в итоге съездил на чемпионат мира, но не более чем за медалью.

    Когда-то немецкие агенты говорили молодым футболистам: до 25-ти ни о чем не волнуйся, ты еще молод для бундеслиги. Сегодня таких агентов похоронят заживо: доверие к молодым стало трендом. Забавно, но в историю немецкого чемпионата, скорее всего, навсегда вошел нынешний тренер сборной Голландии Берт ван Марвейк. Именно он выпустил на поле Нури Шахина в 16 лет и 335 дней. Именно за его команду спустя четыре месяца Шахин забил «самый молодой гол бундеслиги». Забавно, но он же автор «самого молодого гола» сборной Турции, и забит тот мяч был в ворота Германии…

     

    Не было бы счастья, да несчастье помогло

    В нынешнем сезоне у всех на слуху Юрген Драхслер. Этого 17-летнего игрока второй команды «Шальке» никто не знал, пока Феликс Магат не включил его в заявку и не выпустил на поле в тот же день. Недели не прошло, и Драхслер забил в кубковом матче победный гол на 119-й минуте. Когда Магата спросили, не рискует ли он, выпуская молодых, вечно жесткий Феликс съязвил: нынешние игроки в среднем моложе, потому что они раньше становятся мужчинами.

    Совсем недавно другой немецкий тренер, Отто Рехагель, комментируя очередной созыв сборной Греции, отметил: нет старых или молодых игроков, есть только хорошие или плохие игроки. «Король Отто» тогда говорил о своих греческих стариках… Теперь Йогги Лев, ухмыляясь, цитирует Рехагеля: средний возраст его команды неуклонно близится к 24 годам, а стаж игр за сборную ни у кого, кроме Клозе, Швайнштайгера, Подольски, Лама и Мертезакера, не превышает 20 матчей.

    В конце прошлого года в матче против Швеции случилось историческое для современной Германии событие. Вышедшие на поле Андре Шюррле и Марио Гетце стали первыми футболистами сборной, родившимися уже в единой стране. Им не суждено играть первые роли на предстоящем чемпионате Европы, но они омолодили и без того молодые позиции – Шюррле стал конкурентом 25-летнего Лукаша Подольски, сыгравшего, между прочим, уже 84(!) матча за сборную.

    Однозначно определить момент, в который сборная стала моложе, не получится. Юрген Клинсманн доверял ветеранам, да и Лев никогда не пытался «заглянуть в паспорт». Но все же одна ключевая веха находится. Забавно, но за нее немцы должны благодарить Ке­ви­на-Принса Боатенга, брата их собственного сборника Джерома Боатенга. Именно Кевин-Принс жестко сломал Михаэля Баллака незадолго до чемпионата мира в ЮАР, а потом впервые в истории футбола братья вышли на поле в одном матче, играя за разные сборные. Травма Баллака, ключевого игрока сборной, заставила Лева искать новые решения. И он рискнул – весь турнир в основе сборной отыграли 21-летний Месут Озил и 20-летний Томас Мюллер. Последний стал лучшим бомбардиром чемпионата мира, а ведь всего два года назад о нем мало что знали даже болельщики «Баварии». Баллак с тех пор почти перманентно травмирован, и в сборной, видимо, появится только на прощальном матче.

    Лев же стал невероятно решителен в вопросе доверия молодежи. Хуммельс, Гетце, Шюррле, Шмельцер, Холтби впервые сыграли за Германию уже после чемпионата мира. Есть еще дебютировавшие ранее Райнарц, Гросскройц, Бадштубер, Хедира, Озил, Трэш и Бендер – они тоже проходят по возрасту в молодежную команду. Хотя Озил и сыграл уже более 20 игр за национальную сборную.

    Что имеют, то хранят

    В последнее время в России много говорят о двух молодых немцах, якобы желающих играть за нашу сборную. 20-летний полузащитник «Ганновера» Константин Рауш и вправду имеет российские корни. Его будущее в бундес­тим под вопросом: на этой позиции есть и более яркие игроки.

    Однако прогресс Рауша в последние два года стремителен, и просто так Германия его не отпустит. Нет сомнений, что вопрос гипотетического получения им российского паспорта будет отслежен и изучен. Еще сложнее история «миланца» Александра Меркеля. Он родился в Казахстане в 1992-м (уже после объявления независимости), стало быть, его право на российское гражданство весьма призрачное. В интервью Меркель как-то сказал, что мечтает играть за Россию, после чего немедленно был вызван в немецкую молодежку. Сейчас он основной игрок «Милана», и, думается, Лев сей момент не упустит, и «заиграет» Меркеля в одной из ближайших товарищеских игр сборной Германии.

    Самое главное изменение немецкого футбола – новое отношение клубных тренеров к юным игрокам. Причем пример дорт­мундской «Боруссии» вовсе не показателен – у нее и нет других после финансового кризиса, едва не превратившегося в банкротство. Черно-желтые просто не могли покупать состоявшихся звезд. Показательна «Бавария»: в ее основном составе постоянно играет 21-летний Бадштубер, часто появляется 19-летний Контенто, а если учесть Мюллера, а также 21-летнего вратаря Томаса Крафта, на которого голландец открыто сделал ставку в новом календарном году, мы получим дерзкую молодую команду. После ухода ван Боммеля в «Милан» единственным игроком основы, которому за 30, остался Анатолий Тимощук…

    Месяц назад мне довелось лететь в Европу с пересадкой во Франкфурте. В том же терминале ждала своей посадки в самолет сборная Германии U-19 (игроки не старше 1992 года рождения). Блондинов в ней оказалось только двое. Над сегодняшней бундестим (а еще в большей степени над победителями молодежного ЧЕ-2009) в России любят шутить – мол, где там настоящие немцы? Турок Озил, ганец Боатенг, поляки Клозе, Подольски и Троховски, тунисец Хедира, испанец Гомес, босниец Марин. В молодежке таковых еще больше. Будучи многонациональной страной и имея очень многочисленную турецкую и албанскую диаспоры, Германия выжимает отсюда максимум. Бундестим за последнее время была чемпионом Европы среди сборных команд в возрасте до 17 лет, до 19 и до 21 года.

    Да и как показывает пример Подольски, забившего более 40 мячей за сборную, пусть он и демонстративно не поет немецкий гимн перед игрой, – футбол важнее «политической приписки». В конце концов, натурализованный игрок в сборной Германии всего один – бразилец Какау. Все остальные или приехали в страну в раннем возрасте и воспитывались как футболисты уже в ней, или вообще появились на свет на территории Германии, не будучи этническими немцами. Встречаясь со сборной после ЧМ-2010, бундесканцлер Ангела Меркель назвала тренера сборной Йоахима Лева «человеком, поистине объединяющим Германию». И это не было преувеличением. Его команда вполне реально отражает этнический и социальный срезы нынешнего немецкого общества. В котором молодым вообще принято доверять больше, чем это было 10–15 лет назад…


    Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №6 (23 февраля — 1 марта 2011 года).

    Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»