• Новые песни о главном

    07.03.11 16:59

    Новые песни о главном - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Чемпионат мира по ралли, стартовавший в Швеции 10 февраля, – начало революции в мире WRC.

    Спасать первенство международная федерация автоспорта начала вовремя: в последнее время в серии остались лишь два активных производителя машин, а борьба за чемпионство в основном шла между французом Себастьеном Лебом и его собственным отражением в зеркале. Среди его семи чемпионских титулов, завоеванных подряд, бывали разные, в том числе и нервные, однако общее доминирование только что отпраздновавшего свой 37-й день рождения эльзасца не прекращалось. Даже соперники не стеснялись порой называть Себа в интервью «пришельцем из космоса», а Микко Хирвонен, про­игравший ему в 2009-м одно очко на последней гонке сезона, только что не размазывал сопли перед телекамерой, говоря, что «так быстро я не умею».

    Курс на уменьшение

    Фигура Леба никак не связана с отказом от техники класса WRC – двухлитровых полноприводных машин, как правило, не имеющих со своими серийными аналогами почти ничего общего, кроме внешности. Из чемпионата за последние годы ушли такие компании, как «Шкода», «Хендай», «Мицубиси», «Субару», «Тойота» и «Пежо». Стоимость одного гоночного болида приблизилась к миллиону долларов. «Вечный бой» между японскими моделями «Мицубиси Лансер Эво» и «Субару Импреза», впрочем, продолжается, но на более низком технологическом уровне, в серии Production, где автомобили едва ли не стандартны. Ни одна из этих машин уже не имела шансов в споре с «Форд Фокус» или «Ситроен С4»: и габариты, и общая идеология модели не соответствовали уровню соперников, выведших гонку вооружений на далекий от реальности уровень. Когда игроков за столом остается двое – ясно, что турнир под угрозой, ведь если с одним что-то случится – с кем будет соревноваться оставшийся?

    Новый регламент подразумевает меньший объем мотора (1,6 литра) и меньший размер машины. Есть еще несколько ограничений, призванных сделать производство гоночной машины более экономичным. На словах многие производители среагировали быстро – на деле же в Швеции боролись «те же и там же». «Ситроен» спустился на ступеньку ниже в модельной лестнице, теперь в чемпионате мира участвует не модель С4, а более демократичная DS3, «Форд» ответил тем же, заменив «Фокус» «Фиестой». В ближайшее время должен дебютировать «Ми­ни». Остальные – «Пе­жо», «Шкода», «Фольксваген», «Про­тон» – пока что молчат. Увидим ли мы новый этап именно мирового соревно­вания или WRC будет оставаться британско-фран­цуз­ским спором – покажет уже следующий сезон и заявки, поданные на него. Пока же все привыкают к новой технике и пытаются набрать утраченную на младших моделях скорость (разница времен победителей почти 25-километрового спецучастка Варгассен в 2010-м и 2011-м – почти полторы минуты в пользу прежней эпохи).

     

    Французы любят гравий

    Последняя масштабная революция в чемпионате мира произошла в 1987 году. Тогда это было связано с запретом легендарной группы B, последовавшим в ответ на смерть Хенри Тойвонена на ралли «Корсика». Те автомобили были настоящими монстрами, серийного в них не было ничего. Скорость тоже упала. Но со временем болиды WRC (вышедшие из регламента более простой группы А 1987-го) добрались до рекордных показателей, при этом став понятнее и адекватнее в управлении. Возможно, аналогичная судьба ждет и новый класс, пока же шведское ралли показало, что карты в колоде спутаны до предела.

    Себастьен Леб уникален не только тем, что стал чемпионом семь раз и сделал это подряд. В «мире моторов» есть как минимум  еще две сопоставимые фигуры – Михаэль Шумахер и Валентино Росси. Уникальность Леба в том, что он составил непобедимый дуэт «автомобиль – человек». Немец и итальянец выигрывали в разных командах, Леб же не покидал «Ситроен». Более того, раллийный С4 был построен на агрегатах прежней модели «Ксара», и, скорее, являлся ее наследником, чем самостоятельным автомобилем. Кстати, Себ мог бы быть уже восьмикратным, но в 2003-м его, уже бывшего феноменально быстрым, принесли в жертву командной тактике, запретив бороться с Петтером Сольбергом за личный титул: «двойному шеврону» был нужен командный. Титул в юниорском зачете Себ также завое­вал на «Ситроене», так что его вполне логично олицетворяют с этим концерном, а сами французы уже давно ввели в модельную линейку горячую версию «Loeb Edition». И вот дебют на новой технике. И сразу – лишь шестое место (впереди оказались напарник по команде и тезка Ожье,  а также все тот же Сольберг, выступающие на идентичных машинах). Не провал, конечно, но повод для маленького праздника в стане «Форда», чьи пилоты заняли весь подиум в шведском Карлстаде. Революция на марше?

    Фанатов «Форда» можно понять, но также легко посоветовать им остыть. Снежное ралли в чемпионате всего одно – из 13 этапов. Вряд ли «Ситроен» готовился именно к этому покрытию, к тому же Леб вообще побеждал в Швеции лишь однажды, и было это семь лет назад. В пятницу он прогнозируемо «работал бульдозером», расчищая дорогу для других и не видя перед собой накатанных траекторий. В субботу и воскресенье несколько раз показал, что скорость «при нем», но в целом ездой остался недоволен. Окончательный вывод можно будет сделать после пары-тройки гравийных этапов, которые составляют большинство в календаре. Интересно, что «Ситроен» работает по принципу «дело любит тишину»: с его тестов не поступает никаких выдающихся новостей, в то же время известно, что пилот «Форда» Яри-Матти Латвала уже превратил две «Фиесты» в груду искореженного металла.

    Единоличник Сольберг

    Расстановка «заводских» в 2011-м практически не изменилась. «Ситроен» упразднил юниорскую команду (по сути – второй состав) и забрал оттуда быстро прогрессирующего Себастьена Ожье. Так что у французов все выстроено логично: национальная команда, национальные пилоты и даже зовут их одинаково.

    Оказавшийся «на улице» Дани Сордо новое место работы искал недолго: именно он станет лидером новой команды «Мини», которой осталось только появиться на трассе. За основу для раллийного болида взята модель Countryman, доводкой занимается знаменитый Prodrive, но вот только в Швеции команда так и не появилась.

    В «Форде» дуэт также прежний, а его национальный состав позволяет появляться шуткам на тему покупки руководителем M-sport Малькольмом Уилсоном пары коттеджей на берегу финских озер. Микко Хирвонен и Яри-Матти Латвала – как и в прошлом году, ставка делается на двух финнов. Распределение ролей внутри команды, похоже, окончательно: Хирвонен прима, и играет в личном зачете, Латвала должен «везти очки в командный». К слову, французы, будто издеваясь над «голубым овалом», открыто заявили о равноправии двух Себов.

    Новая техника в чемпионате дает шанс заявить о себе пилотам-частникам и гонщикам второстепенных команд. Первый шанс уже использовал 23-летний норвежец Мадс Остберг из «Стобарта» (дочерней команды «Форда», чье главное предназначение – давать практику сыну босса заводской команды Мэттью Уилсону). В Швеции он уверенно выиграл первый день, да и по итогам ралли проиграл Хирвонену меньше семи секунд. У Остберга, в его нежном для автоспорта возрасте, огромный опыт – ведь он стал соревноваться в чемпионате мира, как только получил права, и довольно небедные спонсоры, так что скоро он тоже может «уйти на повышение».

    Две любопытные частные команды, заявленные в чемпионат, стоят особняком, и результат будут давать одним экипажем. И речь не об американце Кене Блоке – его Monster rally team ни на что не претендует, а сам всемирно известный автор автотрюков, по всей видимости, так просто развлекается. Петтер Сольберг был чемпионом WRC, Кими Райкконен побеждал в «Формуле-1». Теперь они на одинаковых машинах «Ситроен DS3» стартуют за собственные команды.

    Сольберг является единоличником уже довольно давно: его не зовут на ограниченные места в «заводских командах», норвежец периодически напоминает о своей высокой скорости (именно из-за Сольберга, буквально пролетевшего над легендарным финским спец­участком Оунинпохья, ФИА запретила его проведение), однако пока что никак не может хотя бы три гонки выступить стабильно. Впрочем, свое пребывание в чемпионате Петтер уже окупил медийной «отработкой»: его имя упоминали на шведском этапе чаще всего.

    В пятницу полиция поймала Сольберга на превышении скорости, и, не считаясь со статусом чемпиона мира – 2003, изъяла у него права. По законам Швеции, подобное решение вступает в силу через 48 часов. Это время наступило незадолго до старта заключительного спецучастка ралли. Сольбергу ничего не оставалось, как поменяться местами со своим штурманом Крисом Паттерсоном. Что из этого вышло, можно посмотреть в интернете. Крис наверняка наслаждался своим шансом «порулить», экипаж потерял одно место в классификации (поддерживать нужную скорость Паттерсон не мог), но о них говорили все!

    Что же до Райкконена – Кими продолжает учиться. Разумеется, как и любой финн, он стартовал на ралли, но WRC все же слишком сложный чемпионат, чтобы начать удивлять в нем с кондачка. В Швеции оба попали в очковую зону, а Сольберг даже опередил Леба.

    Наши рулят

    Уже после старта чемпионата российских поклонников автоспорта сразила новость: в ралли возвращается 20-летний Евгений Новиков, первый россиянин и одновременно самый молодой пилот, выигравший спецучасток на этапе чемпионата мира.

    В 2009-м он отметился высокой скоростью, большим процентом аварий и нереальным «прыжком в небо» на трамплине в Финляндии, который легко найти в интернете. После этой коллизии Новиков сменил штурмана, что не спасло его от ухода из чемпионата. И вот теперь – новые песни на старый лад. Бельгийский «навигатор» Стефан Прево видел и более безбашенных пилотов – хватит

    и одного Франсуа Дюваля, каждую гонку ехавшего, по выражению коллег, «как в последний раз». С Новиковым Прево также знаком, и уж если опытнейший бельгиец дал свое согласие на продолжение совместных стартов, значит, видит в россиянине перспективу. Финансовая сторона никого беспокоить не должна, Евгений в состоянии выбирать имеющиеся на рынке предложения для частников и теперь поведет в бой не «Ситроен» а «Форд». К тому же заявлен Евгений будет не самостоятельно, а станет частью все той же дочерней «Стобарт». В которой вполне может оказаться самым быстрым.

    Новиков – не единственный российский пилот, стартующий в чемпионате-2011. Младшая серия, PCWRC, включающая в себя автомобили группы N, или, иначе говоря, Production, на сей раз имеет в своем составе не только шведа Патрика Флодина, стартовавшего за российскую УРТ (команда знаменитого Сергея Успенского) еще в прошлом сезоне. Теперь при поддержке той же УРТ в чемпионат мира решил сыграть и уралец Дмитрий Тагиров. Его штурманом стала москвичка Анна Завершинская. Любопытно, что оба пилота (как показывает пример Сольберга, изначальная «рассадка» в экипаже не является аксиомой) – выходцы из национальной гоночной серии «Кубок клубного ралли», созданной в 2004-м по аналогии со скандинавскими «ралли для любителей».

    И Тагиров, и Завершинская начинали свою карьеру с зачета «стандарт», где стартуют совершенно обычные автомобили, – правда, их цель на спец­участке не показать предельно быструю скорость, а точно уложиться в обозначенное организатором время. «Игрушки с калькулятором» Дмитрию и Анне надоели быстро, оба перешли в боевой зачет, а в прошлом году, объединившись в экипаж, стали победителями Кубка России.

    Регламент чемпионата PCWRC требует от экипажа участия в шести из семи заявленных этапов, и вполне логично, что из списка Тагиров исключил наиболее удаленную Австралию. Дебют в Швеции получился скомканным: не уступая по чистой скорости лидерам зачета, Тагиров завершил гонку лишь на шестом месте. Виной тому стали шведские сугробы, а также зрители, умудрившиеся перегородить дорогу российскому экипажу на дорожной секции.

    Очень интересным противостоянием в 2011-м станет неравная борьба России и Украины в PCWRC. Все-таки участие в топовом классе мирового чемпионата довольно дорого, а здесь требования весьма демократичны. Украинцы стартуют аж четырьмя экипажами, из которых три представила команда «Ментос Аскания Рейсинг», а еще один возглавил чемпион Украины – 2008 Юрий Протасов. Именно ему и удалось войти на вторую ступень пьедестала шведской гонки и возглавить «зачет экс-СССР».


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»