-
Новый самостоятельный
08.04.12 23:22
Хоккейная сборная России собирается загодя. Это новенькое. Расширенный состав, продолжающийся плей-офф, матчи накануне даже не чемпионата мира, а этапа Евротура. Новенькое. Меня неоднократно просили высказать мнение касательно этого «новенького». В лучших традициях соловьевских «Поединков». То есть за или против. Третьего не дано, надо понимать. При этом мое «А что значит “за”? Необходимость посчитать эту методу гарантией успеха в Сочи?» приводило спрашивающего в замешательство. Неопровержимо доказывая мне, что любое телодвижение сборной просто по определению должно быть обсуждаемым. Громким, рейтинговым. А для рейтинга ведь полярность мнений, эти самые «да или нет», «за или против» (даже без аргументов) – самое главное.
В этом никто не виноват. Скажу даже сильнее: по большому счету, так, наверное, и должно быть. Не хватало еще, чтобы мы вообще не обращали на это внимания. Однако лично для меня эта новация, скорее, не повод проголосовать за или против, а повод порассуждать о сборной вообще.
Мне на Евротуре сборная пока не нравится. Если я правильно понимаю, Билялетдинову она тоже нравится не особо. Если бы прошедших этапов ему хватило, чтобы определиться с костяком «отсюда», этого «новенького» не было бы. Так что решение посмотреть – либо новых, либо не слишком новых, не идеальных, но с целью понять, кто из них способен помочь не столько в принципе, сколько здесь и сейчас, – оно объяснимо и логично. Тем более что хорошо ложится на многажды декларируемое отличие подходов к делу Билла и его предшественников. Те, мол, царственно закладывались на то, что приедут звезды и все решат, а он обновляет кровь. Молодец. Признаться, я первую часть этого тезиса считаю не то чтобы ерундой, но пережимом. А вторую – правдой. Тем не менее не поводом возопить: «Верной дорогой идете, товарищи!» Не знаю, кто как, а я прекрасно помню историю главного «обновителя крови» в нашей сборной. Плющев Владимир Анатольевич его зовут. Помните? И чем все кончилось?
То есть в создавшейся ситуации Билялетдинов абсолютно прав и логичен. Фокус, однако, в том, что, по-моему, обсуждаемой должна быть ситуация сама по себе. А подавляющее большинство хоккейных людей стремится к тому, чтобы представить ситуацию как данность. Вроде климата. Хотя мы сами во многом эту ситуацию и создали.
Быков и Захаркин «вышли из-под контроля». И на тот момент их многочисленные неприятели обуяны были лишь одним желанием – снять. Не объяснять, не убеждать, не договариваться (согласен, что на том этапе это было практически невозможно, но ведь даже попыток почти не делалось), а именно снять.
Хамское поведение БиЗ в отношении журналистов (которых тоже, на минуту, интересовала больше не игра в большинстве, а там «курили или нет») обеспечило всемерную поддержку прессы. Сразу припомнили все. И Набокова, и недостаточное обновление, и громадные контракты, и совмещение. Все это правда, да. Однако когда это вылилось в пресловутые 0:17, на меня вдруг пахнуло газетой «Правда». Той еще, из семидесятых. Где если кого снимали, то навсегда. Вместе с партбилетом. Никакого «спасибо» в этом случае, понятно, не полагается. Ни за один выигранный чемпионат, ни за два, ни за десять. Пусть это они скажут спасибо, что не расстреляли.
Впрочем, моментально выяснилось (когда крушишь, об этом же не думаешь, у нас всегда «до основанья, а затем…»), что вариантов, кроме Билла, пожалуй, и нет. А сам он не горит желанием. Или делает вид. Если второе – я буду последним, кто его за это упрекнет. Не знаю сумму его контракта. Но подозреваю, что вряд ли она в разы меньше, чем у предшественников. Уговаривали-то всем миром. Включая первых лиц, и не только хоккейных. И он сам эту ситуацию не создавал, Быкова не снимал. Он тут вообще ни при чем.
И когда уговорили, права-то он получил отнюдь не меньшие, чем Быков с Захаркиным. А как могло быть иначе? Ведь весь наш единодушный в момент снятия БиЗ хоккейный мир оказался в положении сапера. И теперь обречен Билялетдинова поддерживать. О его абсолютном главенстве в тренерском штабе идет речь или о тактике игры. Потому что, хотя бы отчасти критикуя его, попадаешь в ситуацию, когда критикуешь сам себя. Свои же недавние доводы и решения.
Вот и выходит, что доводы типа «пусть работает так, как считает нужным, он же отвечает за результат» в отношении Быкова преподносились как «предательство интересов хоккея» и «гнусное замалчивание», а в отношении Билялетдинова – как норма. Да притом еще и единственно возможная.
Да, Билл – профессионал. Но со своими взглядами. После звездного локаутного сезона и того, что сделал Ярославль с Лекавалье и Хитли, Билялетдинов, и без того сторонник надежности и сыгранности, сделал еще больший крен в эту сторону. Потому мы сейчас имеем сборную, которая кажется мне способной упереться – и обыграть канадцев. Или, во всяком случае, не пропустить от них семь, как в Ванкувере. Но способную и швейцарцам проиграть, если пропустит первой. Потому что больше трех, судя по всему, наша команда будет забивать только по большим праздникам.
У меня есть большие вопросы (опять же – не уровня «да или нет», я просто спрашиваю, потому что не понимаю) по части безболезненной адаптации в нашей новой сборной, к примеру, Овечкина или Ковальчука. Сильной стороной которых никак не является отработка в обороне. Я понимаю, Олимпиада всех сплотит, а эти ребята всегда приезжали играть за страну – к кому угодно, даже на одной ноге. Они будут отрабатывать. Но не в ущерб ли своим сильным сторонам? Возможно ли (в случае прямой вины в пропущенной шайбе) их снятие с игры? Или вообще, прости Господи, невключение в состав?
Я думаю об этом – и не нахожу ответа. Билл вмешательства не потерпит. Хорош он или плох, но он такой. Уговаривая его, надо было это четко понимать. И возможностей стать неподконтрольным (чисто гипотетических пока) у него никак не меньше, чем было у Быкова и Захаркина вместе взятых.
А еще нужно было понимать, что стиль сборной РЕЗКО изменится. И мы уже не будем постоянно вступать в борьбу за шайбу там, где ее потеряли. Игры в давление станет в разы меньше. Она, игра, уже поменялась. И, например, голы финнам на холоде, если помните, Женя Кузнецов рожал практически в одиночку. Я комментировал матч и все думал: «А если б его не было?»
А против Билялетдинова как профи я ничего не имею. И против раннего как никогда сбора – тоже. Однако это не повод объявлять его правым (или наоборот) вообще во всем и всегда. И вопросы самому себе мне задавать не возбраняется. Или возбраняется? И я в этом случае предатель?
Вот я говорю: мне игра сборной пока не нравится. Думаю, что и Билялетдинову тоже. Вижу, что он пытается с этим бороться. Методами, которые ему ближе. Логику поступка – вижу. Как будут оценивать выступление сборной на чемпионате мира – не знаю. Со всей строгостью или нет? Или только «через призму Сочи»?
Не знаю. Но почему-то беспокоюсь сильно. А можно прожить совсем без беспокойства? Жизнь-то вообще трудная штука…
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»