• Обладатель Кубка России — 1999 в составе «Зенита» Александр Куртиян: «Главное, чтобы игроки «Зенита» поверили друг в друга»

    Персона

    03.11.12 15:56

    Обладатель Кубка России — 1999 в составе «Зенита» Александр Куртиян: «Главное, чтобы игроки «Зенита» поверили друг в друга» - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Александр Куртиян, появившийся в «Зените» в начале 1998 года, когда команду тренировал Анатолий Бышовец, запомнился тонким пониманием игры, высокой техникой, неожиданными ходами в атаке — всем тем, чем обычно отличаются футболисты из южной части континента. Несмотря на то что работает Александр в Молдавии, живет он в Петербурге и в курсе всего того, что происходит в местном футболе. На днях Куртиян побывал в редакции «Спорта».

    В клубе твоя работа видна лучше

    — Вы возглавляете молодежную сборную Молдавии, которая, кстати, неплохо выступает сейчас, но большую часть времени проводите в Петербурге. Прикипели к городу?
    — Я здесь живу уже на протяжении пяти лет. Безвыездно. Сын учится, жена работает. Поэтому Петербург — мой дом.

    — В Академию «Зенита» сын не ходит?
    — Нет.

    — То есть по стопам отца не пошел?
    — Нет, он занимается футболом, получается у него неплохо, на мой взгляд. Потенциал у него выше, чем у меня. Посмотрим, что получится (16-летний Александр Куртиян-младший был в заявке юношеской сборной Молдавии. — «Спорт»).

    — Сборная Молдавии под вашим руководством недавно играла с Россией, которая впервые за долгий срок отобралась в финальную часть чемпионата Европы. Как оцените команду Николая Писарева?
    — Очень достойная команда. И я не удивлен тем, что они прошли в финальную часть, хотя и Португалия смотрелась очень хорошо. Польша выглядела неплохо, да и мы в концовке могли подпортить картину (молдоване сенсационно отобрали очки у россиян в Екатеринбурге в последнем матче группы — 2:2. — «Спорт»). При том что эта игра нам уже ничего не давала — ни подняться выше, ни опуститься. Но мы все равно сыграли достойно.

    — Когда мы говорим о молодежном уровне, нас интересует не столько команда, сколько отдельные игроки. От кого из них можно ждать, что они через пару лет пополнят главную сборную России, как раз к бразильскому чемпионату?
    — Там есть достойные ребята. Черышев, Канунников. В матче с Молдавией они не смогли себя проявить, но по ходу всего отборочного цикла смотрелись неплохо. Есть ребята, которые могут вырасти в мастеров.

    — Вы себя в большей степени чувствуете тренером сборной или клубным специалистом? Все-таки есть разница.
    — Разница большая. Я начинал как клубный тренер, работал в «Зимбру». В мою бытность тренером команда выиграла Кубок Молдавии. Конечно, сейчас мне бы хотелось работать в клубе. Ежедневная работа, встречи с коллективом. Работа в сборной — умение тренера отобрать лучших и подобрать позиции, где игрок сможет проявить себя с лучшей стороны. Очень большую роль играют и единство команды, и игровая дисциплина. В клубе можно работать более скрупулезно. Если есть система в работе, то можно говорить и о росте уровня игроков. Твоя работа через некоторое время видна.

     

    — Есть какие-то предложения из России или Молдавии?
    — В Молдавии предложений нет, в России — тоже. Пока мне предложили продолжить работу в сборной.

    Денисов связывает оборону с атакой

    — Наверняка вы следите за «Зенитом», раз живете в Петербурге.
    — Да, конечно.

    — Как оцениваете команду в последних матчах? Есть кризис, о котором много говорят? Это кризис или те допустимые турнирные перепады, которые, может быть, даже неизбежны в течение сезона?
    — Во-первых, кризисом я бы это не назвал. Тут самое главное, что при всем при том, что игра у «Зенита» не идет, очки команда добывает. Это очень важно. Проблема, как мне кажется, в том, что пропала командная игра. И хотим мы того или нет, влияет на это отсутствие Денисова. Это человек, который связывает оборону с атакой. Очень важный человек. Влились новые игроки, очень высокого уровня. Но для того чтобы им сыграться и стать единым целым с командой — к чему «Зенит» стремится и показывает в своих лучших матчах, — нужно время. Нужно немного потерпеть. Поэтому речь идет не о кризисе, а о пропавшей командной игре, чему есть объективные причины.

    — То есть, может быть, это связано с тем, что просто несколько футболистов влились в команду?
    — Несколько очень важных игроков, которые еще не успели влиться в командную игру «Зенита». И Халку, и Витселю, повторюсь, нужно время.

    — Вы, кстати, сейчас упомянули Витселя и Халка, но не сказали о новобранце, который своей хорошей игрой добился предложения о возвращении в сборную России. Я сейчас о Ренате Янбаеве. Как вы его оцените?
    — Во-первых, я думаю, что в «Зенит» не попадают слабые игроки, тем более что Янбаев — игрок сборной. Во-вторых, мне кажется, ему тоже нелегко вписаться. Но это хорошо, когда в команде есть игроки сборной.

    — Говорят, что иногда это мешает. Особенно когда «Зенит» проводит игры сразу после матчей сборной. Сейчас, например, семь человек вызвано в сборную России, а ведь есть еще игроки сборной Италии, Португалии, Словакии...
    — Вы знаете, это спорный вопрос. Спросите любого футболиста, что ему больше нравится — играть или тренироваться? Он вам ответит, что хочет играть. Поэтому это немножко от лукавого. Разумеется, в конце сезона усталость накапливается, бывают спады в игре. Но мы следим за европейскими чемпионатами, где проводят по два матча в неделю. К тому же не стоит забывать, что Спаллетти — специалист высокой квалификации.

    — Вообще, основываясь на вашем богатом игроцком опыте, появление группы новых футболистов в складывавшемся годами коллективе — это приводит иногда если не к конфликтам, то к страстям в команде, нарушению баланса, которое не всегда благоприятно сказывается на атмосфере?
    — Появление группы игроков всегда создает ситуацию брожения в коллективе. Они со своими мыслями и интересами пытаются влиться в коллектив. От этого процесса никуда не деться. Естественно, появляется недопонимание. Это всегда было.

    — Было, есть и будет...
    — Конечно.

    — Тогда они не к месту, поскольку сейчас у нас идет напряженная борьба в чемпионате России, которой давно не было, и в Лиге чемпионов положение «Зенита», с одной стороны, не безвыходное, с другой — скажем так, сложно-тревожное. В матче с «Мордовией» подопечные Спаллетти, слава богу, выиграли, но не блеснули. Как расцениваете шансы на решение задачи выхода в следующий этап Лиги?
    — На мой взгляд, очень большое значение имел домашний матч с «Андерлехтом». Очень хорошо, что выиграли. Шансы есть. Все зависит, конечно, от тренеров и от ребят — важно, чтобы они поверили в свои силы.

    — С точки зрения тренера Александра Куртияна, «Зенит» можно подвести к матчу с «Андерлехтом» в оптимальном состоянии?
    — Мы, болельщики «Зенита», почему-то всегда ищем негатив в игре. Да, в первом тайме матча с «Мордовией» игра не шла, у хозяев были моменты, и они могли нас наказать. Но заметьте отличие первого тайма от второго — немножко прибавили в движении, стали быстрее работать с мячом, и все встало на свои места. Думаю, тренерский штаб своевременными перестановками сделал результат — вместо Янбаева вышел Кришито, и итальянец решил исход матча. Поэтому я думаю, что к «Андерлехту» команда будет готова.

    — В чемпионате России еще ничего не потеряно...
    — Да, в чемпионате еще все впереди. Наверстаем. Кержаков забивает, это самое главное. Идет игра, не идет, а он забивает.

    Хороший тренер не может быть... хорошим

    — Давайте тогда от «Зенита» нынешнего перейдем к некоторым этапам вашей карьеры. Вы покидали петербургский клуб из-за конфликта с Юрием Андреевичем Морозовым. Такой знаковый для Петербурга тренер, но противоречивый — два комплекта бронзовых медалей, но довольно много конфликтов на протяжении всей карьеры. Можете сказать, что о нем думаете как о тренере?
    — Вы знаете, на протяжении всей моей карьеры мне попадались разные главные тренеры. Но ни одного плохого. Благодаря им я рос. Что касается Юрия Андреевича и его неоднозначности, скажу, что хороший тренер другим и не может быть. Это нужно понимать, потому что не могут во главе угла стоять отношения между ним и игроками. Тренеру нужно думать о команде. Игрок, в свою очередь, хочет другого отношения к себе. Поэтому конфликты были, и не только с Юрием Андреевичем. Это был очень хороший тренер, который мог найти нужные для ребят слова, настроить, подбодрить. Что касается тренировочного процесса, то он был на профессиональном уровне — и игровая дисциплина, и исполнительность. Разумеется, доверие молодым. Если бы не Морозов, сильно сомневаюсь, что появились бы Аршавин и Кержаков.

    — Куда, кстати, деваются Аршавины и Кержаковы теперь? Я имею в виду, конечно, молодых и талантливых игроков. На мой взгляд, проблема в том, что у нас готовят качественных футболистов только в двух столицах. Может, Казань сейчас начинает этим заниматься. Другие клубы заняты выживанием, латанием дыр и не думают о будущем. Но 20-летний игрок зачастую не готов решать задачи высокого уровня. Вот «Зенит» сейчас бьется за золото в чемпионате, ставит серьезную планку в Лиге чемпионов. Куда пристраивать молодых, необстрелянных игроков, когда атмосфера во многих наших скромных клубах тяжелая из-за постоянных финансовых трудностей?
    — Хотим мы этого или нет, но без финансовой «подушки» далеко не уйдешь. Нужно быть гениальным, чтобы сразу пробиться в состав «Зенита» или ЦСКА. И проблема не в Слуцком, Спаллетти или Эмери. Проблема в том, что с молодыми игроками не решить задачу. Поэтому их нужно отдавать в аренду. Есть довольно яркие примеры в Испании, когда человека продают из молодежной команды «Барселоны» в «Валенсию», а потом покупают за несколько десятков миллионов евро.

    — И в Италии такое было...
    — И в Италии это нормальное явление.

    — Сейчас есть пример Иско из «Малаги», от которого сначала отказались гранды, а теперь на него уже началась охота.
    — Нужно понимать, что нет смысла создавать искусственные условия игроку. Молодому нужно играть, чтобы расти. Сделать шаг назад, чтобы вырасти.

    — Так ли нужно уезжать из Питера, может, лучше расти дома? Сейчас в городе выстроилась футбольная вертикаль: «Зенит» — в премьер-лиге, «Петротрест» — в ФНЛ, «Русь» и «Питер» — во втором дивизионе. То, о чем поклонники питерского футбола, в том числе из специалистов, даже мечтать не могли. Но, с другой стороны, вертикаль не работает, потому что клубы никак не взаимосвязаны, никто не курирует эту ситуацию в «Зените». Может, следует?
    — Я по-другому смотрю на это. Не думаю, что нужен какой-то человек, чтобы курировать эти команды. Даже хорошо, что они существуют отдельно. Вопрос в желании руководителей «Петротреста», «Руси» и «Питера» приобретать игроков «Зенита», переросших дубль, но не задействованных в основной команде. Или в аренду взять. Это все решается на уровне переговоров. Другой вопрос, захотят ли молодые футболисты играть на таком уровне. Проблема не в том, чтобы курировать этот процесс, а в желании руководства клубов. Это зависит от принципов формирования состава, системы подготовки, тренировочного процесса. Потому что у руководства «Зенита» может возникнуть вопрос — они отдают перспективных игроков, а будут ли там условия для их роста? Очень много факторов, которые нужно учитывать. Не все так просто. С другой стороны, очень даже просто — нужно встретиться и обсудить.

    — Вы бы хотели поработать в детском футболе?
    — Да, я считаю, что это здорово. В молодежной сборной, конечно, хорошо, но мне этого мало. Хочется большего.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»