• Обоюдный мат

    Блог Ильи Казакова

    18.08.15 22:53

    В понедельник я сидел у радиомикрофона и слушал, как спорят медийщик и фанат Андрей Малосолов с журналистом Женей Дзичковским — о мате на стадионах, несущемся с фанатских секторов. Сидел и думал, что за свою телевизионную жизнь я видел единственный случай, когда судья выгнал с поля двух игроков за взаимную нецензурщину. Было это в самом начале нулевых, «Динамо» играло с «Ротором» и Ромащенко-младший что-то не поделил с Есиповым. Когда рефери махал перед их лицами красной карточкой, удивлению обоих не было конца. На губах читался вопрос и отнюдь не немой: «За что?» Наверное, это был упущенный шанс — пойди другие судьи по пути коллеги, мата на поле было бы меньше. Может быть, было бы его меньше и на трибунах. Но, честно говоря, я не верил и не верю в такую перспективу. Футбол вытаскивает из тебя наружу самые первобытные инстинкты. Поэтому я не верю, что такое можно искоренить. Хотя с футболистами, конечно, бороться гораздо проще чем с секторами.

    ***

    Когда сборная готовилась прошлой осенью к выездному матчу с Австрией, в нашу гостиницу под Веной заглянула съемочная группа «Лиги ТВ». Там тоже заинтересовались проблемой мата на стадионах, акцию «Футбол без мата» готовили как заметное событие в жизни РФПЛ и — пусть только благодаря стечению обстоятельств на презентации проекта — все равно преуспели в этом. Задача, поставленная перед пресс-службой сборной, была проста. Обеспечить явку игроков на запись слогана предстоящей компании.

    Жизнь на сборе, даже коротком, не изобилует разнообразием. Сборники сгрудились перед камерой и с нарастающим оживлением внимали попыткам друг друга сказать с выражением три простые фразы: Футбол без мата! Стадион – территория без мата! Остановим мат на стадионе!

    Процесс так увлек, что к нему подключили даже охранника Мишу, сказав, что ему тоже надо. Миша разволновался, но собрался и смог. И это тоже добавило веселья происходящему действу. Которое вскоре вывел просто на запредельный уровень Самедов. Единственным вопросом: «А что, мне тоже надо?»

    Я посмотрел в список и увидел его фамилию. Саша вздохнул и пошел к камере. Набрал полную грудь воздуха, хотел произнести первый из слоганов, но тут Широков с Васей Березуцким одобрительно спросили: «Только что три матча отсидел за мат в адрес судьи, какой пример ты сейчас подаешь детям?»

    — Уверены, что он тоже должен это говорить? — поинтересовался я у съемочной группы.

    Мне сказали, что раз Самедов в списках, пусть говорит. Я не спорил.

     

    ***

    Какими бы справедливыми не были упреки в адрес фанатов за нецензурщину, эта тема не кажется мне наиважнейшей. В тот же понедельник в Ярославле на фоне свежего граффити на центральной трибуне играли «Шинник» и «Арсенал». Та центральная трибуна была пуста, я не знаю почему, но в ФНЛ билеты продают преимущественно на ту, где установлены ведущие трансляцию камеры. Отчего картинка делается сиротливой и футболистов становится жаль. Но в понедельник кроме жалости было еще и удивление. Граффити кричало: «Футбол для фанатов!»

    Оказалось, что накануне его нарисовали футболисты «Шинника». С одобрения тренера Побегалова. Сам Александр Михайлович сказал в камеру, что зрителей и так становится меньше, а фанаты с командой всегда — в горе и радости, поэтому им адресованы эти слова. В понедельник, если матч начинается в рабочее время, непросто прийти даже на свой стадион. Поездка на выезд и вовсе становится маловозможной. Поэтому в Ярославле решили показать, насколько клуб дорожит фанатами. Но эта акция осталась практически не замеченной — в отличии от перелета «Анжи» из Перми в Москву.


    ***

    Cуть истории проста — очевидцы, летевшие тем же рейсом «Аэрофлота», были возмущены поведением некоторых игроков махачкалинского клуба. В бизнес-зале ожидания, а затем на борту, со слов свидетелей, футболисты вели себя вызывающе, опять-таки не гнушаясь употреблять нецензурные выражения.

    Самое странное в этой истории то, что никто не подумал вызвать милицию — ни в аэропорту Перми, ни в Шереметьеве. С дебоширами — а о происходящем сообщалось именно как о дебоше на борту — у нас обычно обходятся именно так. Помню, как дет десять назад летевшая в командировку в Краснодар футбольная делегация из трех человек перебрала в пункта отлета и из сразу после приземления под белые руки прямиком увели в отделение милиции. Откуда вызволили с помощью «звонка другу».

    Если в аэропорту и потом на борту самолета было что-то кроме хамства, странно, что никто не призвал на помощь стражей правопорядка. Если это было вызывающим поведением без «отягощающих обстоятельств», история вышла шумной только потому что в ней оказались задействованы футболисты.

    Если прощается мат на поле, в том числе и в адрес судьи, то странно требовать чего-то иного от игроков в другом месте.

    Арбитра, выгнавшего Есипова и Ромащенко за обоюдный мат, звали Сергей Фурса. Тот, кого слухи сватают сейчас в связке с Максимом Митрофановым в РФС — на пост главы департамента судейства и инспектирования.

    Если слух сбудется и Фурса получит такую должность, интересно будет посмотреть за его борьбой за чистоту слова на поле. А вне его — что в аэропортах, что где угодно — этим должна заниматься полиция, руководители клубов, лиг. 

    Если родители и школа не научили таким вещам в детстве.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»