-
Очередь из тренеров
29.01.11 13:04
Считается, что дипломированных тренеров в России больше, чем команд. Это не так. Просто тренеров с лицензиями (с различными литерами) больше, чем команд, в которых эти тренеры хотели бы работать, – команд прежде всего премьер-лиги и хорошо финансируемых клубов из первого, если называть этот институт по старинке, дивизиона.
Лицензированных тренеров, особенно тех, кто щеголяет PRO, не заманить, пусть даже нигде они еще не трудились толком по завершении карьеры игрока, а если и трудились, то попадая на тренерскую скамейку по случаю или по протекции, в низшие лиги, где они могли бы освоиться в профессии, проверить свои возможности, проявить себя и постепенно потом продвигаться по карьерной лестнице.
«Зенит» год назад приглашал на работу не того Спаллетти, который только-только приступил к тренерскому делу, а Спаллетти, начинавшего с низов, показавшего затем, на что он способен, и к серьезной работе подготовленного.
Можно, как это сделал, к примеру, Игорь Шалимов, обжегшийся однажды на случайном попадании в «Уралан», убедить себя (и попытаться убедить в этом окружающих) в том, что в плотный тренерский круг, из которого в основном и выбирают клубы, не попасть без связей и знакомств, то есть элементарного блата, и на этом остановиться в попытках стать тренером-профессионалом (не по бумагам, а по уровню). Можно, однако, поступить так, как, скажем, Юрий Красножан и Леонид Слуцкий, которые сутки напролет отдают себя футболу, каждодневно его изучают, пополняя багаж знаний, и которые постоянно, пока, во всяком случае, востребованы.
Перерыв в профессии
Нет смысла призывать безработных тренеров принимать любое предложение. Они сами лучше, чем кто-либо со стороны, знают, что им делать и как им поступать в каждом конкретном случае, но перерыв в профессии, тем более длительный, сказывается, несомненно, на качестве работы. Олег Романцев, помнится, обосновывая необходимость совмещения постов в клубе и сборной, говорил, что тренер должен каждый день работать с командой, чтобы не подойти к порогу, за которым начинается деквалификация. Романцев применительно к нынешним дням, по-моему, совершенно прав. В сегодняшнем футболе, время в котором, как во всей нашей жизни, спрессовано так, что не только недели – годы пролетают незаметно, без ежедневной тренерской работы потеря квалификации неизбежна. Особенно если перерыв продолжается не полгода, как, допустим, это однажды случилось в ЦСКА у Валерия Газзаева, вернувшегося в команду после паузы отдохнувшим и более уравновешенным, а годы.
Спрессованность времени в футболе, кстати говоря, позволяет, полагаю, всерьез обсуждать возможность совмещения тренерских постов в клубе и сборной, которая и собираетсято от силы семь-восемь раз в год в общей сложности на 30–40 дней.
Сергей Юран, рассказывая о своих перспективах применительно к «Нижнему Новгороду», сказал, что возглавит эту команду только в том случае, если она, в силу сложившихся обстоятельств, по- лучит место в премьер-лиге. Непонятно, правда, почему нельзя поработать в клубе, которому придется остаться сейчас там, где он есть, и не попытаться вместе с ним пробиться выше.
Главный безработный
Анатолий Бышовец однажды заметил, что 60 лет – рубеж для тренерской профессии. После его наступления происходит неизбежный процесс творческого угасания. Легко устанавливать рубеж, когда тебе самому нет 60. Сейчас Бышовец им самим же выдвинутые возрастные ограничения, конечно же, не принимает, но и желающих воспользоваться его тренерскими услугами не наблюдается: специалист, работающий от случая к случаю, урывками – по несколько месяцев, полгода, год – безусловный лидер среди российских безработных тренеров. В конце прошлого года – начале нынешнего прошла информация о том, что Анатолий Бышовец наконец-то нашел точку приложения своих сил и своего опыта и будет поднимать футбол в Башкирии вообще и содействовать попаданию клуба второго дивизиона «Уфа» в премьер-лигу в частности, но потом специалист пошел на попятную. «Я, – говорил Бышовец в Уфе за неделю до наступления Нового года, – чувствую какую- то внутреннюю миссию начать все с нуля. Мне это интересно – чисто по-человечески быть полезным футболу и молодым игрокам... Нам нужно создать команду, у которой будет будущее».
«Речь, – заметил уже в середине января Бышовец, отказавшийся от работы в Башкирии, – шла не только о развитии клуба. Для республики очень важно создать инфраструктуру: новые школы, региональные сборные, спорт- интернат – все с прицелом на 2018 год. У руководства Башкирии есть понимание, есть идеи, но все-таки на сегодня приоритет номер один – ФК “Уфа”. Мне это не слишком интересно».
У Бышовца, к слову, всегда очень много предложений о трудоустройстве (с его, разумеется, слов), но все они для него «не слишком интересны». За первые 10 лет нынешнего тысячелетия Анатолий Федорович, уже приступивший, по всей вероятности, к возвращению с «тренерской футбольной ярмарки», в должности главного тренера проработал в общей сложности 21 месяц – менее двух лет (португальская команда «Маритиму», «Томь» и «Локомотив»).
Иностранцы и наши
Количество иностранных тренеров в клубах премьер-лиги вновь увеличилось. К Лучано Спаллетти, Миодрагу Божовичу, Олегу Протасову добавились Руд Гуллит, Дан Петреску и Славолюб Муслин.
Почти 38 процентов специали стов в высшем нашем дивизионе – из-за рубежа. Автоматический вопрос: «А что, у нас нет своих?» – лишен, мне кажется, смысла. Есть, понятно, свои, но те, кто вкладывает деньги в клубы, либо не замечают их, либо не хотят замечать, причем на оба подхода имеют право: «Кто ее ужинает, тот ее и танцует».
ЦСКА, возможно, не вернулся бы несколько лет назад к Газзаеву, приведшему команду после возвращения к Кубку УЕФА, если бы не обжегся на Артуре Жорже. Тот же ЦСКА, не ошибись он с Зико и с Хуанде Рамосом, не пришел бы, не исключено, к приглашению Леонида Слуцкого. В «Спартаке», если кто запамятовал, промелькнули Невио Скала и Михаэль Лаудруп. «Терек» пожелал сам убедиться в том, что футбольный мир давно знает, – в уровне Гуллита. «Зенит» же, похоже, раз и навсегда поставил на иностранцев – почему бы и нет, если с ними – Диком Адвокатом и Спаллетти, тренерский уровень которых, несомненно, тренерский уровень Гуллита превосходит, – команда добивается приемлемых результатов?
Только самые высокие руководители «Динамо» могут объяснить, в чем они усмотрели разницу между Андреем Кобелевым и Миодрагом Божовичем. Не могу, кстати, не согласиться с Кобелевым, уволенным в прошлом году из «Динамо» без весомых, полагаю, на то оснований. Кобелев, комментируя поставленную Божовичем перед «Динамо» задачу на расширенный сезон – «быть в пятерке», – сказал, что, по его убеждению, «сегодняшний состав “Динамо” и без тренера может занимать пятое место». Динамовский состав, финансовые возможности клуба, вполне сопоставимые с возможностями почти всех потенциальных соперников по чемпионату (за исключением, быть может, только «Зенита»), позволяют «Динамо» рассчитывать на большее, нежели банальная «пятерка».
Из еженедельника «Спорт день за днем» №2 (26 января – 1 февраля 2011 года).
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»