-
Олимп ТВ: спортивное онлайн-вещание победителей
Как организовать зрелищную онлайн-трансляцию матчей и обойти конкурентов – в истории одной компании30.04.23 18:06
До 2027 года объем мирового рынка спортивных онлайн-трансляций вырастет на 14.6 %. Если десять лет назад спортивные стримы были, скорее, развлечением, то сегодня, с повсеместным использованием мобильных телефонов, планшетов и компьютеров онлайн-трансляции в интернете стали серьезным бизнесом. Среди организаторов спортивных стримов развернулась настоящая битва за клиентов и зрителей. Чемпионские позиции в этой сфере занимает Санкт-Петербургская компания «Олимп ТВ»: три года подряд ее онлайн-трансляции признавались лучшими на конкурсе, который проводила Высшая хоккейная лига России. Сейчас «Олимп ТВ» – официальный провайдер онлайн-трансляций матчей ХК Динамо Санкт-Петербург, а также партнер Федерации хоккея, Федерации настольного тенниса, Всероссийской федерацией легкой атлетики, ФК и БК Зенит Санкт-Петербурга.
Спортивные трансляции онлайн
Жизнь современного человека уже немыслима без гаджетов. По данным исследования We Are Social, более 62,5 % человек в мире пользуются интернетом через мобильные телефоны. С их помощью мы оплачиваем счета, общаемся и развлекаемся. Поэтому цифровое пространство подстраивается под современных пользователей, становясь все более удобным и интересным. Спортивное интернет-вещание – один из самых популярных сегментов в доле смотрения. Современные болельщики могут смотреть чемпионаты в прямом эфире, даже находясь в другой стране и не имея доступа к телевизору. На организацию таких трансляций работает уже целая индустрия.
Число компаний-организаторов онлайн-трансляций значительно выросло, как только стало понятно, что спорт онлайн – это прибыльный бизнес. Одной из первых в России организовывать спортивные онлайн-трансляции для интернета начала компания «Олимп ТВ». Компания сразу сделала ставку на высокое качество изображения и уровень съемок, сопоставимые с эталоном того времени – телевидением. Ведь современный болельщик не станет довольствоваться любительской «картинкой» из телефона, ему нужна атмосфера игры, передать которую могут только профессионалы.
И это главная проблема, с которой сталкиваются организаторы онлайн-стримов. Профессиональная телевизионная трансляция – «дорогой» продукт и требует дорогостоящего оборудования. Спортивные интернет-стримеры, как правило, не располагают такими ресурсами. Компания «Олимп ТВ» смогла обойти конкурентов, придумав, как создать продукт не хуже телевизионного, но с более низкими затратами. Специалисты нашли недорогие аналоги технического оборудования: более бюджетные камеры, недорогие пульты. При этом сохранили стандарты и правила телевещания, чтобы обеспечить «картинку» высокого уровня, к которому привыкли болельщики.
«Мы решили, что не стоит изобретать велосипед, а взять на вооружение тот многолетний опыт, который наработали наши коллеги из ТВ», – отмечает директор и владелец компании «Олимп ТВ» Александр Тропарев.
Таким образом, специалисты компания одними из первых внедрили приемы, принятые в телевизионных спортивных трансляциях. Эфир начинается с атмосферы, предшествующей событию, а во время матча в эфире появляются включения с тренерской скамьи. Также болельщикам показывают, что происходит на трибунах в рекламных паузах. Они получают полную информацию о матче, видят настрой игроков, тренеров и могут уловить накал страстей, царящий на спортивном событии, словно сами находятся в гуще событий.
Инновации
Телевизионные трансляции, обладая высоким уровнем качества, приобрели малоподвижную структуру. Стримы дают куда больше возможностей для маневров и открыты для экспериментов с подачей материала. Руководство «Олимп ТВ» это быстро почувствовало, и команда начала еще больше «оживлять» онлайн-трансляции спортивных матчей: стримеры начали внедрять новые приемы и методы вещания, чтобы привлечь зрителей, создать атмосферу вовлеченности в ход игры. Так появились виртуальные студии, где эксперты обсуждали матч, рассказывали про игроков и делали прогнозы, также использовали телемосты. Интересным новшеством в тот момент стали интерактивные включения, например, интервью со спортсменами на «раскатке» – это тренировка перед матчем, предназначенная для того, чтобы спортсмены «почувствовали» лед.
«Эти приемы позволяют разнообразить трансляции с матчей и сделать онлайн-вещание более зрелищным и захватывающим», – делится руководитель «Олимп ТВ».
Одним из самых необычных включений стали кадры непосредственно места события: футбольного поля или со льда, например, в перерывах между таймами. Операторы в это время постоянно перемещаются, чтобы не было статического видеоряда с одной точки. Таким образом, во время пауз между матчами зрители не уходят от экранов. А удержать внимание человека, который смотрит матч с планшета или телефона и может прервать трафик в любой момент, непросто. Но за счет новшеств это удавалось сделать. «Олимп ТВ» стал «пионером» интерактивного спортивного онлайн-вещания. И компания сумела использовать это для финансового роста: в онлайн-трансляциях размещают рекламу, а букмекеры принимают ставки.
Со временем команда «Олимп ТВ» приобрела репутацию профессионалов, способных решать самые сложные задачи. Их начали приглашать для ведения онлайн-трансляций крупнейших футбольных и хоккейных матчей. Сейчас компания – официальный провайдер онлайн-трансляций матчей ХК «Динамо» (Санкт-Петербург). Сотрудничество началось семь лет назад. За это время компания «Олимп ТВ» обеспечила клубу лучшие среди конкурентов онлайн-трансляции. В течение трех лет Высшая хоккейная лига по итогам межсезонного конкурса между клубами признавала их эталонными, что добавило азарта и стремления совершенствовать стриминговые трансляции, а клубу позволило расширить рекламные возможности.
За кадром
Чтобы зритель увидел трансляцию полуторачасового матча, в одном месте и в одно время должна собраться большая команда профессионалов: от видеооператоров, до звукорежиссеров и техников – не самая простая задача. Секрет успеха «Олимп ТВ» заключается не только в использовании передовых технологий и инновационных решений, но и в той самой команде экспертов, которые работают над каждой трансляцией. Профессиональные режиссеры и операторы создают достоверную и динамичную «картинку», а комментаторы и аналитики с обширным опытом и знаниями в спортивной индустрии обеспечивают качественные и информативные комментарии матчей. Таким образом зрители онлайн трансляций погружаются в атмосферу игры, а также узнают подробности об игроках и нюансы отношений в команде, о которых не расскажут во время матча тем, кто смотрит игру с трибуны.
Чтобы правильно передать атмосферу игры, важно разбираться в спортивных нюансах и знать, какая деталь должна быть в кадре именно сейчас. Поэтому, набирая команду, в «Олимп ТВ» учитывали не только телевизионный опыт – ставки были сделаны на спортивное прошлого каждого участника. Сейчас команда состоит из бывших профессиональных спортсменов, которые знакомы с ходом проведения матчей, правилами игры, знают каждого игрока в лицо и даже могут предсказывать логику спортивного события. Это ценят зрители и заказчики трансляций.
«Знание спортивного мира изнутри позволяет каждому из нас легко ориентироваться в спортивном событии. Это сказывается не только на скорости и качестве работы, но и вызывает к нам доверие со стороны заказчиков. Мы говорим на одном языке», – объясняет директор компании Александр Тропарев.
Несмотря на большой опыт, чтобы говорить на одном языке с заказчиками, к каждой трансляции специалисты «Олимп ТВ» готовятся и детально изучают предстоящее состязание. Особенно, если это новый для команды вид спорта. Для каждых соревнований нужно свое количество видеокамер на площадке и свой режиссерский подход. Если хоккейный матч проходит на одном поле, то на соревнованиях по легкой атлетике события происходят одновременно в шести точках одновременно. Важно ничего не упустить, чтобы предоставить зрителю максимально объемную и объективную картину событий.
Работа «под ключ»
Хорошее оборудование, качественная картинка, настроенный звук и профессиональная работа режиссера – для организаторов трансляций этого уже недостаточно, чтобы выжить в условиях жесткой конкуренции. Теперь важно быть грамотным менеджером и маркетологом, создавая «пакетные» предложения. Например, параллельно с видеотрансляцией вести работу в социальных сетях: важно уметь делать анонсы предстоящей трансляции, стимулировать к ней интерес аудитории и вовлекать тех, кто еще не стал постоянным зрителем. В «Олимп ТВ» эти методы освоили в числе первых, и это позволило привлечь крупных заказчиков. Сейчас компания сотрудничает с Федерацией хоккея, Федерацией настольного тенниса, Всероссийской федерацией легкой атлетики, ФК и петербургского БК «Зенит». Популярность спортивного стриминга растет во всем мире, а значит, появится больше компаний, готовых организовать онлайн трансляции. Чтобы остаться на Олимпе в бизнесе, важно сохранять гибкость и следить за современными технологиями.
«Эта сфера активно развивается из-за общего развития IT-технологий и интернета, – говорит Александр Тропарев. – Вполне вероятно, что в будущем у операторов появятся виртуальные очки, в которых будет схема игры, а режиссеры будут управлять картинкой дистанционно. Мы отслеживаем любые изменения и инновации и готовы стать первыми, кто применит принципиально новые технологии стриминга в России».
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»