• Олимпийская чемпионка Ольга Кужела: «Продолжать ли карьеру, решу через месяц»

    07.09.08 01:27

    Единственную золотую медаль для Петербурга на Играх в Пекине завоевала синхронистка Ольга Кужела. Но ее успех для Cеверной столицы с легким привкусом горечи, ведь Ольга уже десять лет живет и тренируется в Москве. Она вынуждена была уехать из родного города, так как ее личный тренер Мария Ильина ушла в декрет и заниматься талантливой девочкой стало попросту некому.

    Ко мне относились недружелюбно

    — Ольга, если вы не уехали бы из Питера, стали бы олимпийской чемпионкой?
    — Сложно сказать. Если бы тренер осталась, то я ездила бы на все сборы с ней, а жить оставалась в Петербурге. Но нам было бы очень трудно пробиться в основной состав сборной. В московском синхронном плавании не очень дружелюбно относятся к представителям других городов. Я прочувствовала это на себе: мне пришлось очень несладко. И это при том, что у меня уже к тому времени был двойной зачет и Москва получала очки за мои победы.

    — Вы уже ощущаете себя олимпий­ской чемпионкой?
    — Да, причем очень уставшей олимпийской чемпионкой. Мне тяжело дался переезд из Китая в Россию. Очень резкая перемена климата. Были моменты, когда у меня голос садился. Сейчас же у меня много приятных хлопот: была на приеме у президента России, у мэра Москвы. Во вторник меня поздравила губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. Собираюсь в ближайшее время куда-нибудь съездить отдохнуть.

    — А затем снова в бассейн?
    — Не уверена. Не исключаю того, что могу закончить карьеру. Не хочу сейчас делать громких заявлений: повторю, что я слишком устала, чтобы принимать решения. Определюсь через месяц.

    Пьедестал без слез

    — Неужели мгновение на верхней ступени пьедестала почета не стоит таких усилий?
    — Я всю спортивную жизнь мечтала о том, как буду стоять на пьедестале. Мне казалось, что я должна сойти с ума от счастья. Думала, разрыдаюсь. А ничего такого не было! Испытывала чувство гордости за себя, за девчонок. Радовалась, что смогла через все это пройти. Пела гимн. Но безумной радости не было! Я чувствовала, что очень хочу домой. Мечтала как можно быстрее обнять маму, любимого. Хотела разделить с ними свое счастье.

    — Сразу после награждения вы поехали в Русский дом?
    — Да. Нас там очень тепло приняли, но самое главное — накормили борщом. Вы не представляете, как нам хотелось нормальной, привычной еды. В столовой Олимпийской деревни, конечно, кормили вкусно. Особенно мне нравилась пицца, шоколадки. Но как же мне хотелось супа и пельменей!

     

    — На церемонию закрытия ходили?
    — Да, но как нам рассказали родные, по телевизору все смотрелось намного масштабнее и красивее. Осознать всю картину праздника, находясь в центре стадиона, было нереально. Но салют в виде олимпийских колец впечатлил. Когда погас олимпийский огонь, стало немного грустно. Но никто из нас не заплакал — уж слишком хотелось домой. Запомнился и футболист Дэвид Бекхэм (Бекхэм представлял Лондон, столицу следующих Игр. — «Спорт») — он находился совсем рядом с нами.

    — Как вас поздравила с чемпион­ством главный тренер Татьяна Покровская?
    — Сказала: «Поздравляю!» И все. К нам подошла тренер Татьяна Данченко, сказала, что мы молодцы. Подбежала радостная Мария Киселева (четырехкратная олимпийская чемпионка по синхронному плаванию. — «Спорт»). А Татьяна Николаевна… у нее всегда такая реакция на наши победы. Не хотела бы ее обсуждать.

    От нагрузок девчонки срывались

    — Ну на победу-то Покровская вас настраивала?
    — Конечно. Только своебразным методом. Она пугала нас тем, что нам ни один из судей не поставит даже девятки. Что в лучшем случае мы займем восьмое место. Мы ей, естественно, не верили. Но в тонусе это помогало держаться.

    — В Пекине изнурительных тренировок уже не было?
    — Самые тяжелые нагрузки были на последних сборах в Москве и китайском Макао. Там каждое утро мы проводили в воде по три часа и еще вечером часов по пять тренировок. Некоторые девчонки не выдерживали. Ася Давыдова даже плакала. Она ведь с Настей Ермаковой еще и в дуэте выступала, так что им пришлось еще тяжелее, чем нам. В Пекине психологиче­ски было легче: вокруг находилось много российских спортсменов. Нас поддерживали, мы болели за друзей. Сложность заключалась в том, что нам давали всего по 20 минут музыки в день — за это время нужно было прогнать все программы. Ни минуты на отдых! Это очень тяжело!

    — Золото в синхронном плавании было из разряда запланированных, наша сборная считалась фаворитом. Давило ли на вас это психологически?
    — Конечно. Очень многие люди подходили к нам и говорили, чтобы мы не переживали, не «парились». Мол, золото и так уже в кармане. Но мы вообще-то «парились» четыре года! Да и нельзя сказать, что победа была нам гарантирована. Мы очень боялись несправедливого судейства. Очень хотелось выступить так, чтобы ни у одного арбитра рука не поднялась даже поставить нам ту же оценку, что и соперницам.

    Любимый подарил сайт

    — В мире синхронного плавания бытует мнение, что надо награждать за каждый вид программы на Олимпийских играх — то есть вместо двух разыгрывать четыре комплекта наград. Вы согласны с этим?
    — Обе программы очень тяжелые, они отнимают много времени. Поэтому мы, конечно, не будем против, если нас лишний раз наградят. Но с другой стороны, на наши головы будет возложена еще большая ответственность. Нас лишат права на ошибку. К тому же я пока не понимаю, как будут оценивать программы. Ведь в техниче­ской, по логике, должны ставить оценки только за технику. Тогда надо менять правила и делать первую программу сугубо из элементов без какого-либо артистизма.

    — Вернувшись из Пекина, вы отметили день рождения. Что вам подарили?
    — Поскольку я вернулась с золотой медалью, дарили много золота. Но самый оригинальный презент преподнес любимый человек — он сделал мне сайт. Пока на нем только стартовая страничка, но скоро он будет заполнен. Это так приятно.

    — Свою дальнейшую жизнь связываете с Москвой или Петербургом?
    — Я очень хочу вернуться в Петербург. Потому что не просто люблю — обожаю этот город! Может, это связано с тем, что уехала из Питера маленькой. Помню, как, покидая город, плакала в тамбуре. Сейчас хочу все вернуть. Мне повезло, что молодой человек хоть и москвич, но готов ехать за мной куда угодно. А Петербург он любил еще до появления меня в его жизни.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»