• Олимпийская чемпионка по баскетболу 1980 года Людмила Муравьева: «Мы были солдатами!»

    Город спортивной славы

    27.05.09 02:16

    Сегодня празднует юбилей замечательная петербургская баскетболистка Людмила Муравьева, игрок сборной СССР, выигравшей Олимпиаду 1980 года в Москве, впоследствии — капитан нашей национальной команды. «Спорт» попросил Людмилу Николаевну вспомнить прошлое, а также взглянуть на сегодняшний день.

    В один день с Петербургом

    — Ваш день рождения совпадает с днем рождения Петербурга. Уже нашли объяснение этому факту?
    — Когда приехала из Днепропетровска в Ленинград играть за «Спартак», конечно, не знала об этом. Но потом вокруг все заговорили: скоро День города, скоро День города. Я думаю: а какого числа? Оказалось, 27 мая. Наверное, это какое-то предзнаменование. Судьба.

    — Сколько вам тогда было лет?
    — Семнадцать. Только закончила школу. Выступала за днепропетровскую «Сталь», но очень нравился ленинградский «Спартак». Не знаю почему. Хорошо девчонки играли. Когда пригласили в Ленинград, не думала, что здесь навсегда задержусь. Но…

    — Говорят, Питер затягивает.
    — Первое время все было так, как обычно бывает у спортсменов: гостиница, обед, тренировка, игра. Ничего толком не видела. А потом уже привыкла к городу. Подоспело приглашение в сборную СССР. Ну и решила: раз моя карьера состоялась в Ленинграде, значит, он мой (улыбается).

    — В вашем послужном списке много наград. Какая далась самой дорогой ценой?
    — Конечно, особняком стоит Олимпиада в Москве (в финальном матче сборная СССР обыграла болгарок — 104:73. — «Спорт»). Но по накалу страстей ничто не сравнится с финальным матчем чемпионата мира 1983 года в Бразилии, когда мы обыграли с разницей в два очка команду Америки. Радость была неописуемая! Еще очень дорога золотая медаль чемпионата СССР, который я все-таки выиграла со «Спартаком» уже в конце, можно сказать, своего спортивного пути. Ну никак до этого нам не удавалось дотянуться до титула! Я начала играть в Питере в 1976 году, а золото выиграла только в 1990-м. Все как-то не складывалось: то вторые, то третьи. А в 1990-м наконец улыбнулось счастье.

    — И на этой ноте решили завершить карьеру?
    — В Союзе закончила, но еще два года поиграла в Турции. Команда «Бриша». Город Измит. Все было очень хорошо. Уехала в Турцию с ребенком. Мне предлагали там продлить контракт, работать тренером, но дочке нужно было идти в школу, и мы вернулись.

    — Как в Турции относились к женщинам, играющим в баскетбол? У вас была обычная спортивная форма?
    — Да-а-а, самая обычная. Относились нормально. На матчах в основном собиралась мужская аудитория. Люди очень доброжелательные. На улице подходили, разговаривали. В Турции к тому времени уже был популярен женский волейбол — потом интерес перекинулся на баскетбол.

     

    — Когда вернулись в Ленинград, не хотели остаться в спорте?
    — Нет, уже внутренний голос сказал: «Хватит!» Тренерское дело не мое. Никогда не завидовала тренерам. А баскетболом за много лет, видимо, «наелась». Захотелось попробовать в жизни что-нибудь другое.

    Спортсменка, комсомолка...

    — Что больше всего врезалось в память из московской Олимпиады? Все отмечают необычную атмосферу тех Игр.
    — Мне запомнилась Олимпийская деревня. Там царил тот самый дух. Когда попала туда, поняла: жизнь прожила не зря. Хотя мне был всего 21 год. В команде таких молодых, как я, было всего четверо. Остальные выигрывали Олимпиаду 1976 года.

    — В сборной СССР были и литовки Ангела Рупшене, Вида Баселене, и латвийка Уилиана Семенова. Дружная была команда?
    — Хорошая была команда. Вообще в сборную Союза приезжали девчонки из разных республик, и всегда в команде царила добрая атмосфера.

    — А зачем вас тренировали на катке в Медео, на лыжной трассе в Раубичах?
    — Физподготовка такая была! Мы особо не задавались вопросом: зачем? Были, можно сказать, «универсальными солдатами». Нам скажут: едем туда — мы едем. Рядом научные бригады, врачи, тренеры. Тогда ведь все это очень серьезно было.

    — Расстроились, когда узнали, что СССР бойкотирует Игры в Лос-Анджелесе?
    — Конечно. Больше расстроились те, для кого эта Олимпиада могла быть первой. Я-то уже участвовала в московских Играх. А некоторые трудились четыре года именно ради Олимпиады в Лос-Анджелесе. Тогда ведь все было подчинено Олимпийским играм. Это была главная цель. На «сборников» в клубах заводили индивидуальные планы, после каждого тура фиксировались твои броски, передачи, потери. Если что — сразу на беседу: «Почему не держишь марку игрока сборной?» И когда ты четыре года вкалываешь, а потом тебе говорят, что, дескать, так и так, сложилась напряженная политическая обстановка, — это выбивает из колеи.

    — Прими сборная СССР участие в Играх 1984 года, снова, наверное, пришлось бы «рубиться» с американками?
    — Ну да, мы ведь уже в финале чемпионата мира 1983 года с ними схлестнулись. Тогда силы команд были примерно равны.

    — Расскажите, как вы стали капитаном сборной СССР. Вы ведь одна из четырех капитанов национальной команды, проживающих в Петербурге (еще Нина Познанская, Надежда Захарова, Ирина Рутковская. — «Спорт»).
    — Перед чемпионатом мира в Бразилии нас вызвали в Госкомспорт, чтобы узнать, как сборная готова к турниру. Обычная практика. Собирались за столом тренеры, игроки, врачи, чиновники. Я была комсоргом сборной, а за несколько дней до собрания меня еще единогласно выбрали капитаном. И вот поднимают тренера: «Как сборная готова?» Та докладывает (тренировала команду Лидия Алексеева. — «Спорт»). Спрашивают доктора — тот докладывает. Потом спрашивают комсорга — я докладываю. Потом говорят: «Давайте послушаем капитана». Я опять встаю. Говорят: «Спасибо, девушка, вас мы уже слушали». Пришлось объяснить, что я еще и капитан.

    — Что думаете о современном женском баскетболе?
    — Вы знаете, не все разделяю. Раньше в команде была какая-то преемственность, молодые учились у старших, все бились за честь клуба. Сейчас традиций не осталось. Игроки скачут из клуба в клуб. Все решают деньги. Предложат больше в другой команде — бегут туда. В сборную России приглашают американок! Ну не знаю... Должна же быть, как говорил поэт, «собственная гордость». Меня спрашивают: почему не приходишь болеть за «Спартак»? Я говорю: а чего за него болеть? Там есть петербуржцы?

    — Чем сейчас занимаетесь?
    — Работаю в Академии фигурного катания, построенной в городе недавно, начальником производственно-массовой работы. Так что, видите, навыки, полученные в спорте, пригодились. И опыт, который приобрела, когда уже завершила карьеру, тоже.


    Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»