• Олимпийские идеалы внутривенно и внутримышечно

    Допинговые скандалы

    27.07.12 16:03

    Летняя Олимпиада в Лондоне скоро выявит своих героев. Впрочем, рискну предположить, что одного героя Игр, точнее, наверное, все же антигероя, можно назвать уже сегодня. Потому что без этого незваного гостя давно уже ни один мало-мальски значимый турнир не обходится. Речь пойдет о допинге.

    Молодые любители спорта, наверное, и вообразить себе не могут, что спорт когда-то успешно существовал без всякой фармаколо-гической подпитки. А затем… не менее (если не более) успешно сосуществовал с ней бок о бок, предпочитая обходиться без разоблачений. Ах, как стремительно росли рекорды!

    К истории вопроса

    В самом начале шестидесятых годов минувшего столетия советский лидер Никита Сергеевич Хрущев, стремившийся в срочном порядке догнать и перегнать Америку, стоявшую на краю пропасти, заявил, что каждая медаль, завоеванная атлетами стран СЭВ, доказывает преимущество социализма в сравнении с капитализмом. Что доказывает медаль, завоеванная спортсменом из входящего в НАТО государства, он не рассказал, бессмысленность этого посыла была очевидна, но разгоралась холодная война, а на войне как на войне…

    Было бы даже странно, если б на этот абсурд не отреагировал лидер американский. Джон Кеннеди не стал отмалчиваться: «Для престижа нации по-настоящему важны две вещи: полеты в космос и золотые олимпийские медали».

    И тут стало ясно, что в этой гонке за медалями в условиях великого противостояния двух сверхдержав и их сателлитов все средства хороши.

    Играй, гормон!

    Полагаю, что спортивных медиков на мысль о гормональной подпитке подтолкнули гермафродиты. Еще в довоенные времена МОК ввел на Олимпиадах обязательный секс-контроль (половой контроль) для всех участниц. Именно советские спортивные руководители настояли на его отмене, утверждая, что это унижающая женское достоинство процедура. Беда в том, что у ряда спортсменок из нашей страны обнаружено было и мужское. После серии разоблачительных материалов в западной, естественно, прессе, «унизительная» процедура была восстановлена. Но мысль о благотворном влиянии мужских половых гормонов на рост мышечной массы тогда крепко засела в головах. Благо никакого допинг-контроля в то славное время не существовало.

    Техника, конечно, важна, но есть немало видов спорта, где именно мышечная сила выходит на первый план. Вот в них-то мы и увидели целый всплеск фантастических мировых рекордов. На заре семидесятых годов одареннейший венгерский метатель молота Дьюла Живоцки семикилограммовый «шарик» под семьдесят метров посылал! Это казалось пределом человеческих возможностей. Рост результатов в спорте – дело естественное… в разумных пределах. Согласитесь, что прибавка к рекорду венгра более пятнадцати метров за пятнадцать лет, а именно таково достижение Юрия Седых, вызывает некоторое изумление. Олимпийская чемпионка и призер пяти (!) Игр в толкании ядра Галина Зыбина написала книгу, названную ею «Заветная черта», посвященную преодолению семнадцатиметрового рубежа. Супруга Юрия Седых Наталия Лисовская о преодолении двадцати двух с половиной метров книг не писала, дело было уже житейское. Рекорды этой семейной пары по сей день не перекрыты.

     

    Разумеется, более всего преуспели штангисты. На фоне рекордов Василия Алексеева чудо-богатыри Власов с Жаботинским начали казаться не более чем сельскими силачами, а прошло-то меньше десяти лет. Результаты двух этих легендарных тяжелоатлетов шестидесятых годов к середине семидесятых покорились полутяжам и даже средневесу Юрику Варданяну.

    Эра ВАДА

    Мне сложно представить себе, до каких заоблачных высот выросли бы сегодня результаты спортсменов, тем более что фармакология стремительно развивалась и начинала играть все большую роль в подготовке атлетов самых разных видов олимпийской программы, но настала эпоха ВАДА.

    Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА) в сегодняшнем спорте активнее любой международной федерации, располагает большим оборотом денежных средств, нежели МОК, и стремительно приближается к нему по влиянию на события, происходящие на стадионах.

    Итак, маскулинизация ведет к наращиванию мышечной массы и росту результатов. Отвечают за нее мужские половые гормоны – естественные и синтетические. Спортивная фармакология стремительно развивается, но анаболики (стероидные гормоны) остаются главными помощниками атлета.

    Хотя есть, признаем справедливости ради, и тысячи других. Научные мужи учитывают ведь и специфику вида спорта, и ряд других факторов. Гимнастка не должна быть похожа на молотобойца, ей гораздо важнее мышечная резкость в нужную минуту, и в моче олимпийской чемпионки Сиднея Андреа Радукан обнаруживают эфедрин, отнимают медаль, ну и далее все как положено.

    Когда дело касается выносливости, лучше, конечно, «стимульнуть» кроветворение. Игры в Солт-Лейк-Сити завершились в 2002-м, а суды разных стран два года пытались выяснить на юридической, так сказать, основе, виновны ли Лариса Лазутина с Ольгой Даниловой. Героини они или грешницы?

    За что боролись, или Вверх по лестнице, ведущей вниз

    Так называемые разоблачения спортсменов, в пробах которых обнаружены запрещенные стимуляторы, давно перестали вызывать повышенный читательский интерес – дело-то житейское. Количество переходит в качество – надоело. Болельщику изрядно наскучили допинг-скандалы и перераспреде-

    ления наград в кабинетной тиши. А любитель спорта за что, спрашивается, деньги платил? За удовольствие лицезреть выявление чемпиона, который на поверку (анализ мочи) оказался и не чемпионом вовсе, а чуть ли не преступником?! Выходит, что результат соревнований не имеет существенного значения. Победителя, все едино, назовет Всемирное антидопинговое агентство.

    Олимпийская история стала напоминать историю советскую. Помните: «страна с непредсказуемым прошлым». Сначала атлета награждают медалью, народ у телевизоров счастливо всхлипывает под музыку национального гимна, наблюдая за подъемом государственного флага, и только спустя недельку мы узнаем «всю правду про него», как пелось когда-то в антисоветских куплетах. Медаль, уже без суеты и помпезности, передают другому. Нередко этот другой только что «отсидел за то дело», то есть, простите, недавно отбыл дисквалификацию за аналогичное прегрешение.

    Легко могу назвать виды спорта, которые наиболее пострадали от борьбы за чистоту олимпийских идеалов.

    Тяжелая атлетика

    Некогда популярнейший вид олимпийской программы. Даже весовые категории изменены, чтобы вычеркнуть «нехорошее прошлое» с его суперрекордами. Результаты стали много ниже, а допинговые разоблачения случаются не реже. «На трибунах становится тише». Из-за отсутствия зрителей.

    Велоспорт

    В особенности пострадали герои многодневок, но они ведь частенько блистали и на Олимпиадах. Организаторы велотуров беспощадно увеличивают количество этапов, их длину и сложность, после чего столь же беспощадно борются с фармподпиткой, а ведь силы человека, даже отменно подготовленного спортсмена-профессионала отнюдь не беспредельны.

    Легкая атлетика

    Мировые рекорды в метании молота (Юрий Седых) и диска (Юрген Шульт) у мужчин держатся уже по двадцать шесть лет. В толкании ядра (Энди Барнс) «всего» двадцать два года. Женщины четверть века не могут перекрыть в том же ядре рекорд Натальи Лисовской и двадцать четыре года результат Габриэллы Райнш в диске. 

    А теперь вспомним знаменитейшее допинг-разоблачение в Афинах-2004 победительницы соревнований в секторе для толкания ядра Ирины Коржаненко, отказавшейся вернуть золотую медаль после обнародования результатов допинг-пробы, в которой обнаружили, естественно, станозолол – анаболический стероид. Мировому рекорду Лисовской ростовчанка уступила более полутора метров! А золотую медаль отдали Юмилейди Кумбе, результат которой был и вовсе на три метра хуже мирового достижения.

    Если еще учесть, что зритель, пришедший на стадион и выложивший за это большие деньги, наблюдал триумф и награждение на пьедестале одних спортсменок, а потом, уже без его участия, дополнительно отчеканенные медали вручали другим, это надо себя не уважать, чтоб приходить на подобное сомнительное зрелище!

    Вот и голосует болельщик ногами. В противоположную от стадиона сторону.

    Тем паче, что и в святая святых, в ВАДА, приключаются скандалы. Самый громкий из них разгорелся в 2003 году. Бывший директор Управления Олимпийского комитета США (USOC) по контролю за применением запрещенных методов и препаратов Уэйд Экзум опубликовал в журнале Sports Illustrated документы, указывающие, что руководители USOC намеренно скрывали факты применения ведущими спортсменами США запрещенных препаратов и, несмотря на положительные пробы, допускали их к участию в крупнейших международных соревнованиях. Среди нескольких десятков нарушителей – такие легендарные американские атлеты, как девятикратный олимпийский чемпион спринтер Карл Льюис, борец-вольник Дэйв Шульц, теннисистка Мэри Джо Фернандес и многие другие звезды спорта высших достижений.

    Вот ведь как все было славненько, Льюис – национальный герой США, его соперником, Беном Джонсоном, что кушал, нехороший человек, стимуляторы, чуть ли не детишек пугают, и тут, как черт из табакерки, выскакивает этот самый господин Экзум и предлагает начать ревизию дел давно минувших дней.

    Которую, естественно, никто не начал. Дело спустили на тормозах.

    С позиции силы

    Если есть наиболее пострадавшие виды спорта, значит, есть, разумеется, и те, что пострадали меньше других.

    Речь о футболе, хоккее с шайбой, большом теннисе и баскетболе. Руководители четырех организаций с гигантским бюджетом (FIFA, NHL, ITF, NBA) быстренько смекнули, что допинговые разоблачения с последующим перераспределением медалей при отсутствии зрителей убивают интерес к спорту. Кто назовет сегодня легкую атлетику королевой?! Недавно ее иначе и не величали. МОК с его антидопинговым комитетом неумолим, а кто же может в наше время тягаться с этим ведомством в мире спорта?! А вот эти четыре федерации: они слишком сильны и, главное, самодостаточны. Футбол – спорт номер один, и с этим придется считаться. Руководству ФИФА угрожали даже исключить этот вид из программы Игр, если оно не согласится на перманентное присутствие ВАДА, но Зепп Блаттер реагировал на это предельно спокойно. Его позиция абсолютно взвешенна и предельно точна. Звучит она примерно так: «Футбол гораздо больше нужен Олимпиадам, чем они – футболу! Вы хотите получить Игры без футбола? Нет проблем. Нам вполне хватит мундиалей, Евро, Лиги чемпионов, а вот вы что будете делать?». Швейцарец прав. Хоккейный турнир без энхаэловцев смешон, как баскетбольный без Dream Team, как любительский теннис на Играх.

    Больше спорта!

    В разгар борьбы за идеалы подзабыли о здоровье спортсменов. Болеть они могут, люди ж, ничто человеческое им не чуждо. С лечением хуже. Список запрещенных препаратов включает в себя едва ли не все известные мировой науке лекарства. «Чистота» дороже здоровья? За исключением весьма странных послаблений, скажем, норвежским биатлонистам. Которые часто оказываются астматиками и получают право безнаказанно применять эфедриноподобные препараты. Эти препараты для остальных числятся запрещенными стимуляторами. Попробуйте поинтересоваться у врачей (обычных, не спортивных), может ли страдающий бронхиальной астмой человек в прогулочном темпе пройти пешком двадцать километров, хотя бы без винтовки на спине? Ответ заставит вас призадуматься. 

    Резюмируя, замечу, что полностью очистить большой спорт от фармакологии вряд ли удастся, тем более что она не всегда идет во вред. При страшных современных нагрузках речь зачастую ведется не о стимуляторах, а о восстановлении, о помощи атлету не в улучшении результатов, а в том, чтобы избежать травм. Они ведь следствие не только стыков, но и неизбежных перегрузок.

    Конечно же, надо готовиться к соревнованиям и выступать согласно принятым правилам. Но, может, их стоит немного пересмотреть?

    Большой спорт всего лишь часть шоу-бизнеса, на кону стоят огромные деньги. Сделать с этим ничего не удается, да, наверное, и не нужно. Главное, чтобы спортсменов не использовали «втемную». Чтобы фармакологическую подпитку проводил не тренер, воровато озираясь по сторонам, а квалифицированный врач. Чтобы родителям способного ребенка четко объяснили, что его ждет, а те уж делали осознанный выбор. А тогда и мы, зрители, взволнованно наблюдая за награждением атлета, не размышляли бы о том, сколько дней ему позволят наслаждаться медалью.

    А пока… пока нам остается надеяться, что олимпийская делегация России в Лондоне войдет в историю как самая «чистая». Да и вообще хочется наблюдать яростные схватки на стадионах и в спортсооружениях, а не скрытую от наших глаз лабораторную работу.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»