-
Олимпийские легенды За благополучие друга
19.03.08 16:04
Александр Тихонов ворвался в мир биатлона стремительно, как комета, безвестным 20–летним мальчишкой, выиграв серебряную медаль на Олимпиаде в Гренобле. По сути, это был его первый серьезный международный старт. Ему бы радоваться, а он страшно переживал из-за того мгновения, что уступил в 20-километровой гонке норвежцу Магне Сольбергу. Не любил Саша Тихонов проигрывать, да так, давно уже став Александром Ивановичем, и не научился. Потому и стал биатлонистом XX века. Он победитель четырех Олимпиад, 12-кратный чемпион мира.
На честном слове и на одной лыже
— Вы сын учителя физкультуры. Это отец привел вас в спорт и именно в биатлон?
— Знаете, если бы Пушкин родился в другой семье, скажем, крестьянской, все равно написал бы «Евгения Онегина». Отец не приводил меня конкретно в биатлонную секцию, но сыграл огромную роль в формировании меня как личности, как спортсмена, это он привил мне любовь к спорту.— Даже далекие от биатлона люди знают и помнят знаменитую историю, случившуюся на Олимпиаде в Саппоро, когда вы около километра бежали, как говорится, на честном слове и на одной лыже. Отчего вторая развалилась столь внезапно?
— Я шел впереди преследователей и твердо был намерен сделать для товарищей по команде задел побольше. В результате и получился слишком большой шаг, что-то задел, лыжа и треснула.— Как в дальнейшем развивались ваши отношения с Дитером Шпеером? Как отблагодарили немца? Ведь этот биатлонист, отдавший вам свою лыжу, представлял команду, реально конкурировавшую с нашей, то есть, по сути, помог непосредственному сопернику.
— Дитер поступил как настоящий спортсмен. Потом он был у меня в гостях в Новосибирске, приезжал с женой, отдыхал пару недель, мы и сейчас иногда встречаемся, поддерживаем дружеские отношения.Красота скорости не помеха
— Принято считать, что в биатлоне, в отличие, допустим, от гимнастики, нет фирменных элементов. Но я вот помню «вертушку» Тихонова, так окрестили вашу манеру несколько пижонисто сбрасывать винтовку на огневом рубеже. Признайтесь, тренировали это специально, хотели болельщицам понравиться?
— Вообще-то это наиболее быстрый способ приготовить оружие к стрельбе. Счет-то у нас идет на секунды, а подчас и на доли секунды. Получалось быстро и удобно.— И красиво…
— Ну, болельщики присутствуют, этот фактор в спорте никто еще не отменял, конечно же, его стоит учитывать.— Кумир многих сегодняшних поклонников биатлона Оле-Эйнар Бьорндален заявляет, что у него осталась одна нереализованная мечта: превзойти достижение Александра Тихонова, завоевавшего на чемпионатах мира 12 золотых медалей. Заметьте, это заочное соревнование не вполне корректно, ведь программа первенств планеты нынче значительно шире. Но тем не менее, если превзойдет, расстроитесь?
— Что уж тут расстраиваться? Это спорт, в котором не бывает вечных рекордов. Их для того и устанавливают, чтобы создать ориентир для грядущих поколений. И потом, если б в мои годы разыгрывалось столько медалей, сколько сейчас, у меня было бы не меньше 50 золотых.Победы на всех фронтах
— Про ваш азарт и бойцовские качества легенды ходят. Вы ненавидите поражения. Говорят, что однажды вы предложили вашему другу Владимиру Комарову — конькобежцу, участнику Олимпийских игр — посоревноваться в его виде спорта и победили. Это правда?
— Чистая правда. Мы на пари бежали в Москве, на стадионе «Локомотив», я выиграл.— Дистанция?
— 1000 метров.— Потрясающе! Комаров как раз спринтер, выходит, его дистанция.
— Я, между прочим, в свое время был чемпионом Челябинской области по бегу на коньках. Вы, наверное, об этом не знали?— Каюсь. Но, думаю, не только я об этом не знал. Теперь, к счастью, и читатели будут знать. С вами, Александр Иванович, во многом предстоит разобраться. Легенд о Тихонове ходит множество. Мы к ним еще вернемся. Пока о реальной истории. Вы однажды задержали в поезде матерого уголовника, причем были при оружии, но не применили его. Любите риск?
— Винтовки у нас были боевые. Пулей рельс пробивали. Выстрели я в него — голову бы разнес. А приговор выносить — дело суда. Задержать же преступника — долг нормального мужика.Медведь — зверь серьезный
— И все-таки вы риск, без сомнения, любите. В одиночку на медведя на седьмом, простите, десятке ходить продолжаете?
— Я вообще заядлый охотник, люблю разные виды охоты, а на медведя в одиночку — да, это здорово, это интересно, и это риск, который я действительно люблю.— И скольких «Михал Иванычей» взял Александр Иваныч?
— О, если я вам скажу, меня «зеленые» замучают. Достаточно для того, чтоб гордиться трофеями. У нас одно время даже фирмы появились, рекламировавшие охоту на медведя. «Медведь за доллар!» Заманивали неопытных людей. А вот сколько людей погибло и пострадало при охоте на медведя, эту статистику не публиковали, а она впечатляющая. Да, это экстрим, но исключительно для хорошо подготовленных людей.— Сколько единиц насчитывает ваша легендарная коллекция оружия?
— Точную цифру не назову. Но большая коллекция. Люблю оружие и знаю в нем толк.Люблю лошадей
— Давайте с легендами покончим. Говорят, что перепить Тихонова невозможно. Прокомментируйте, пожалуйста, это действительно так?
— Начнем с того, что вот как раз в этом деле я никогда ни с кем не соревновался. Вы правильно подметили, посоревноваться я люблю, но только не в застолье, тут элемент состязательности отсутствует.— Тем не менее многие отмечают вашу способность вовсе не пьянеть...
— Русский мужик должен уметь выпить. А настоящий русский мужик должен еще и выглядеть при этом достойно.— Федерация биатлона — не первая, которую вы возглавляете. Была в вашей биографии и федерация конного спорта. Лошади — тоже ваша страсть. Биатлон все же манил сильнее?
— В Федерации конного спорта я был вице-президентом.— Тоже руководящая должность…
— Лошадей я любил и люблю. Клуб мой разворовали, это иное дело. А биатлон российский тогда просто необходимо было спасать и возрождать. Чем я и занялся.Особенности национальной дружбы
— Александр Иванович, в Союзе биатлонистов России очень уж часты скандалы. Вы совершенно не склочный по характеру человек, у вас огромное количество друзей, многим вы серьезно помогали. Как это противоречие объяснить?
— Да очень просто. Уж больно много у нас завистливых людей, ничего не попишешь, такой мы народ. У меня есть любимый тост, я сам его и придумал. За друзей, которые могут пережить благополучие друга!— Прямо-таки выпить захотелось, Александр Иванович, тост того стоит…
— У русских людей какое-то мазохистское стремление друг друга обливать помоями публично, на радость иностранцам, и потом мы в этом дерьме, им же на потеху, все и сидим. Ни одна нация в мире не обладает такой склонностью к самобичеванию напоказ. Все, в том числе и высосанное из пальца, многим просто необходимо вывалить наружу. Мы же сами себе вредим, наносим непоправимый ущерб собственному имиджу, и самое любопытное, что чаще всего, простите, за счет элементарной брехни, продиктованной, повторю, завистью. Клевету очень часто в прессе проплачивают проигравшие. Проигравшие не на стадионе, а в кабинетной борьбе. Это совсем просто. Я вот сейчас заплачу деньги в рекламный отдел вашей газеты, и в ней опубликуют гадости про вас лично. За деньги весьма известные издания идут на что угодно.— Я вам заранее благодарен, Александр Иванович, за то, что вы не будете заказывать материалы про меня лично, и смею вас уверить, что наше издание все же подобными делами не занимается. Лучше вернемся к вам, это куда интереснее читателю. На недавнем чемпионате мира, триумфальном для нас, наставник сборной России обвинил вас во вмешательстве в его работу.
— Разные тренеры бывают. Фамилий называть не хочу, но скажу, что один из наставников раньше крепко выпивал. Ну и что прикажете ждать от такого человека? Объективного разбора событий? Нормальных, разумных интервью? Вряд ли.— Вообще-то старшего тренера сборной России утверждает на этой должности Союз биатлонистов, которым вы руководите. Нет желания заменить наставника, нарушившего субординацию да и просто нормальную этику?
— Запомните: лично Тихонов никого в одиночку не назначает и не снимает. Соберутся тренерский совет и совет федерации, все обсудят, подведут итоги. А итоги — это не только результаты гонок, в нашем деле мелочей нет. Я не знаю, какое будет решение, и не собираюсь никакое решение продавливать. В одном могу вас уверить: оно будет коллегиальным.Чудесное открытие
— Бьорндален, как мы уже говорили, мечтает побить ваш рекорд по «золотодобыче». Как вы думаете, в рядах нашей сборной есть биатлонист, которому такое по плечу? Может быть, Максим Чудов?
— Именно Чудов. Пять лет назад, когда его имя мало что говорило, я сказал: «Этот парень — будущее российского биатлона». За прошедшие годы убедился в точности этой оценки. Ему по силам и достижения Бьорндалена превзойти. Обыграл же он норвежца на недавнем чемпионате мира.— То есть за два года до Белой олимпиады вы, после такого успеха сборной, смотрите в будущее с уверенностью и оптимизмом?
— Я вообще оптимист. Главное, чтоб Союзу биатлонистов не мешали работать, а сборной не мешали готовиться. Надеюсь, так и произойдет.Мужчина и женщина
— Александр Иванович, не надоела вам вся эта шумиха, скандалы… Помните знаменитую фразу: «Хорошая жена, хороший дом, что еще нужно человеку, чтобы спокойно встретить старость»? Или вы ее приближения не чувствуете?
— Совершенно не чувствую! Напротив, полон сил и энергии. Шумиха, связанная с биатлоном, надоесть мне не может. Биатлон — моя жизнь. Я никогда с ним не расстанусь. Мои недруги этого не дождутся. Да, проблем в работе хватает, повторю, чаще всего искусственно создаваемых. Вот для того я занимаю свой пост, чтобы эти проблемы решать. И у меня это получается, так что уйти на покой я просто права не имею. Да и не нужен мне этот покой.— Жена, которая на 20 лет моложе, — стимул?
— Во-первых, на данный момент я не женат.— А во-вторых?
— А во-вторых, я думаю, что у настоящего мужика жена должна быть как минимум на 15–20 лет моложе. Но у меня этот разрыв в возрасте будет еще больше.— Не скрою, слегка завидую, но, поверьте, только порадуюсь очередному вашему успеху.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»