• Олимпийский чемпион Алексей Урманов: «У людей колбасы не было!»

    Олимпийские легенды Питера

    10.12.13 01:53

    Олимпийский чемпион Алексей Урманов: «У людей колбасы не было!» - фото

    Фото: EPA/VOSTOK-Photo

    Алексей Урманов стал олимпийским чемпионов в Лиллехаммере в 1994 году. Та Олимпиада — первая, на которой Россия выступала под своим флагом. Уже не было тотального контроля за спортсменами, так же как и опасности быть арестованными после покупки за границей каких-нибудь джинсов. Зато в стране была разруха, никто не понимал, что будет завтра.

    В интервью «Спорту День за Днем» Урманов вспомнил эти времена, молодых Алексея Ягудина и Евгения Плющенко, сказал, чего ждет от Олимпиады в Сочи.

    Сложностей хватало

    — Какие воспоминания остались у вас от Олимпиады 1994 года, где вы выиграли золотую медаль?
    — У меня от этих Олимпийских игр остались самые положительные эмоции. Думаю, такое очень часто случается с теми, кто выигрывает олимпийские медали.

    — Ну это естественно.
    — Да, поэтому я всегда вспоминаю об этих Играх с радостью.

    — С какими трудностями сталкивались на пути к победе?
    — Честно говоря, сейчас, спустя двадцать лет, достаточно сложно об этом говорить, но сложности в спорте всегда одни и те же. Большой спорт — очень серьезная и сложная вещь, не каждому дано им заниматься. Хотя были определенные особенности именно того времени. Страна только-только стала независимой, из Советского Союза превратилась в Россию. В связи с этим возникало много сложностей бытового, житейского характера, но они, к счастью остались в прошлом.

    — У вас не хватало коньков или еще чего-то?
    — Да о чем вы говорите?! У людей колбасы не было, какие коньки?!

    Фигуристы сражаются за себя

    — У вас тоже не было колбасы?
    — Не знаю, к счастью или к сожалению, но я родился еще в СССР, и такие, как я, — люди другой закалки. Мы с самого рождения не жили в каких-то роскошных условиях, поэтому если чего-то не хватало, относились к этому спокойно. Обыденность. Хотя спортсменов все равно почти всегда старались поддерживать, тем более перед Олимпийскими играми. Возили на сборы, мы были накормлены, одеты, экипированы. Коньков, кстати, тоже всем хватало. По сравнению с теми людьми, которые работали у станка на заводах, я думаю, что спортсмены были, может, и не в тепличных, но в более комфортных условиях.

    — То есть выступать на голодный желудок не приходилось?
    — Нет, голодными мы точно не выступали.

    — А не было ли каких-то проблем с так называемой самоидентификацией? Все-таки одна страна распалась, другая появилась, новый флаг, новый гимн…
    — Нет, абсолютно. Наверное, это связано с тем, что фигурное катание — более индивидуальный вид спорта. Поэтому, как ни эгоистично это прозвучит, фигуристы борются в первую очередь за себя и только потом за все остальное.

     

    — Какая в целом была обстановка в сборной на Олимпаде-1994?
    — Все было хорошо, и в Олимпийской деревне в том числе. Я бы сказал, симпатично и интеллигентно. Мне так запомнилось.

    — Во времена СССР за спортсменами за границей пристально следили, по одному, говорят, за пределы гостиниц не выпускали. В Лиллехаммере ничего подобного уже не было?
    — По крайней мере я такого не помню. Может быть, тренерский состав это переживал по-другому, ощущал какое-то давление, может, были проверки, но спортсмены чувствовали себя достаточно свободно и спокойно.

    Просто так медаль не повесят

    — Вы завершали карьеру, когда начинали восхождение Евгений Плющенко и Алексей Ягудин. Вместе с ними даже стояли на пьедестале чемпионата Ервопы — 1999. Какими они были тогда?
    — Молодыми, дерзкими, задорными пацанами, что, в принципе, для спорта очень даже и неплохо. Оба были целеустремленными, талантливыми, знали, что они делают, и у них многое получилось в итоге.

    — Между ними уже тогда было соперничество?
    — Конечно, если они на одном чемпионате Европы друг с другом конкурировали!

    — Кто, на ваш взгляд, был перспективнее?
    — Это не совсем корректный вопрос сейчас. Леша и Женя — олимпийские чемпионы, какие нужны еще характеристики?

    — Сейчас это понятно. Но в 1999 году не было известно, как все сложится.
    — Наверное, кто-то и может ответить на ваш вопрос, но только не я. Потому что я их не рассматривал как будущих чемпионов Олимпийских игр, которые будут защищать цвета российского флага. На тот момент я был уже на закате своей карьеры, ребята только заявляли о себе в большом спорте. Честно говоря, никогда об этом не думал. Делал свою работу и преследовал свои цели и свои задачи. Размышлять об их перспективах было бессмысленно.

    — Чего ждать от наших фигуристов в Сочи?
    — Я бы пожелал нашим болельщикам ждать и наслаждаться Олимпийскими играми в Сочи-2014, постараться как-то поддержать своих кумиров. Что касается прогнозов, то воздержусь. У нас есть шансы завоевать медали — разве что так. Лед скользкий, надо набраться терпения, удачи всем, ну и ни пуха ни пера!

    — Шансы на медали есть во всех видах?
    — Давайте смотреть на все оптимистично — во всех. Просто так медали, конечно, в руки не придут. Как кто-то тут недавно сказал, медаль просто так на шею не повесят — ее завоевать надо. Это дело серьезное, непростое, и наши спортсмены это прекрасно понимают.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»