• Олимпийский чемпион в беге на 800 метров Юрий Борзаковский: Подрабатываю диск-жокеем

    Юрий Борзаковский успешно начал новый сезон, победив на дистанции 800 метров на международном турнире «Русская зима» с лучшим результатом сезона в мире. Хорошо выступил он и на Кубке Европы. Но на чемпионате мира в закрытых помещениях в Валенсии Юрий остался без медали. Правда, не по своей вине — во время эстафеты 4 х 400 метров бежавший на предпоследнем этапе Максим Дылдин упал и передавал палочку Борзаковскому последним. Выручить команду был не в силах даже сам Борзаковский.

    Бессменных чемпионов в допинге не подозреваю

    — Я разговаривал с Максом, и он признался, что соперник толкнул его в борьбе за выгодную позицию на дорожке, — вспоминает Юрий. — Толчок откровенно грубым и хамским не был, просто все случилось неожиданно, в такой ситуации он не смог устоять на ногах. А я, приняв палочку намного позади всех, уже потерял стимул выкладываться на дорожке. Просто добежал до финиша, чтобы нашей команде засчитали шестое место.

    — Уверенная победа на чемпионате мира молодого бегуна из Судана Абубакера Каки Хамиса в беге на 800 метров стала неожиданностью?
    — 1 минута 44,81 секунды — очень приличный результат. И триумф этого бегуна в самом деле стал для меня неожиданным. Я о нем раньше и не слышал. В подобных случаях нельзя заранее подозревать спортсмена в применении каких-то препаратов. Но практика показывает: если одни по­стоянно, из года в год бегут на мировом уровне, как, например, кениец Бунгеи или Мулаудзи из ЮАР, то нет оснований их в чем-то подозревать. В отличие от тех, кто, как в песне поется — «пришли ниоткуда — ушли в никуда».

    — Какие ближайшие планы?
    — До 20 апреля у нас тренировочные сборы на Кипре. Наша группа — это мой тренер Вячеслав Евстратов и с ним нас семь бегунов.

    Люблю тренироваться в Киргизии

    — На «Русской зиме» вам удалось победить, применяя довольно непривычную тактику...
    — В течение осени была проделана огромная работа. В начале сезона мы с моим тренером Вячеславом Макаровичем Евстратовым прибавили как в объеме работы, так и в интенсивно­сти. Все четыре четверти дистанции на «Русской зиме» я прошел с одинаковым временем. Подобный график бега мы специально отрабатывали на тренировках.

    — И где сейчас проходят ваши тренировки?
    — До того как построили стадион «Метеор» в родном Жуковском, приходилось ездить на тренировки либо на олимпийскую базу в Подольск, либо в Москву. Дорога в один конец занимала полтора часа, а порой и больше. Трудности я испытываю только зимой.

     

    — Вся сборная России декабрь и февраль провела в Португалии. Почему не поехали с командой?
    — Группа Евстратова, в том числе и я, уже облюбовала Кипр. Одна из причин: нашему тренеру уже 76 лет, и он с трудом переносит длительные перелеты. А на Кипре, я считаю, условия не хуже, чем в Португалии. Скоро поедем в хорошо знакомую уже мне Киргизию, на озеро Иссык-Куль. Там и сервис постепенно налаживается, и цены на проживание и питание пониже, чем в Западной Европе и даже в России. А обслуживающий персонал в отелях старается не терять клиентов из России. Места там замечательно красивые, экология хорошая. И при том, что место высокогорное, рельеф довольно равнинный. Когда туда приезжаем, даже мой немолодой тренер старается делать какие-то упражнения, пешие переходы и даже пробежки. Наверное, атмосфера там сил добавляет.

    Барракуда на крючке

    — В последние годы вы много стран объездили? Где особенно понравилось?
    — У меня почти не бывает возможности увидеть что-либо, кроме стадионов, гостиниц и аэропортов. Но порой бывают исключения. Запомнились прекрасные экскурсии по Риму. Да и на Кипре во время тренировочных сборов хватает времени на изучение достопримечательностей острова. В том числе связанных с древнегреческой историей и знаменитыми мифами. Там есть и православные церкви. В предыдущий раз я с Кипра красивую иконку привез домой. Но омрачает все эти радости разлука с семьей.

    — На сей раз супругу с сыновьями не берете с собой?
    — Оставляю дома. По двум причинам. Во-первых, моя жена Ира — несвободный человек. Она работает инструктором по фитнесу на стадионе «Метеор» в Жуковском. У нее в группе 12 человек. Если постоянно отлучаться и бросать подопечных на других тренеров, то это не в лучшую сторону скажется на профессиональной репутации. Кроме того, она сейчас интенсивно занимается на курсах в фотоакадемии, в конце весны уже выпуск. Вот тогда куда-нибудь и съездим. И опыт показывает, что в зарубежные поездки брать сразу двоих сыновей очень хлопотно и утомительно. Младшему, Леве, два с половиной года, старшему, Ярославу, — пять. Они маловаты для таких дальних выездов. Слава богу, бабушки выручают — и мама, и теща. А вот летом мы с супругой Ириной и большой компанией родственников съездили в Египет в туристическую поездку.

    — Какие самые яркие впечатления остались?
    — Во-первых, минимум тренировок и возможность поспать вволю, сколько хочешь. Памятники старины, конечно. А самое яркое впечатление мне, как азартному рыбаку, доставило путешествие на моторных лодках по Красному морю. Рыбалка отменная! И тунец ловился, и барракуда, и тигровая рыба. Мы вытягивали из воды все это сами, лодкой же управлял местный матрос. А через два часа нам всю эту рыбу еще и приготовили по местным рецептам.

    — А жена одобряет это увлечение?
    — Так она сама такой же любитель, как я. И все умеет правильно делать, и по части снастей, и приманок, и прочих рыбацких хитростей. Когда живу дома, стараемся каждую неделю выбираться на какой-нибудь водоем. Еще рыбачил на Волге, на Черном море. Но напряженный спортивный график, конечно, ограничивает наш рыбацкий азарт. А иногда, когда приезжаю из дальней поездки, вообще хочется никуда из дома не выходить, а побыть с детьми.

    — Ваш старший еще год назад очень забавно комментировал папины выступления…
    — Стадион, да и вообще любое другое место моих тренировок, Ярослав почему-то называет Олимпиадой. Хотел ехать на «Русскую зиму» за меня поболеть, но простудился. Остался в Жуковском с моей сестрой, переживал у телевизора.

    Футболисты себя слишком берегут

    — Кроме легкой атлетики, какие виды спорта вас интересуют?
    — Если есть время, с удовольствием смотрю многие состязания. В последнее время с особым азартом слежу за биатлоном. Интересны лыжные гонки, бокс. И, конечно, футбол и хоккей. Кстати, много лет назад я пришел в секцию легкой атлетики по ошибке. Бегуны после тренировки играли между собой в футбол, и я подумал — футболисты занимаются. Поиграл… да так и остался у тренера Любови Мирошниченко.

    — За какие команды болеете?
    — В матчах чемпионата страны предпочтений нет. Не болею ни за «Динамо», в котором сам давно состою, ни за подмосковные «Сатурн» и «Химки». А вот за сборные России очень рьяно переживаю. Хотя к российским футболистам у меня, надо сказать, необъяснимая любовь. Я видел, как они тренируются, и сначала просто был удивлен. Зато стало ясно, почему они обычно во втором тайме едва ноги передвигают. Очень уж щадящий режим тренировок, особенно по части общефизической подготовки.

    — В числе ваших серьезных хобби — музыка. Мне довелось слушать, как вы пели в микрофон, аккомпанируя себе на гитаре. А из чего состоит репертуар?
    — Я в нотной грамоте не разбираюсь. Даже в названиях аккордов путаюсь. Так что большинство песен ловлю на слух. Если что-то услышу, и это понравится — подбираю на гитаре. Постоянного репертуара нет. Правда, в последнее время я увлекся электронной музыкой.

    — Еще пару лет назад вы, кажется, подрабатывали диск-жокеем в каких-то клубах?
    — Да, это увлечение было надолго прервано из-за той трагической автомобильной аварии, в которой погиб человек. Такие потрясения, конечно, надолго отбивают настроение и желание тусоваться. Но в последнее время я возобновил свой диск-жокейский опыт. Хотя главным моим заработком продолжает оставаться спорт. Работа диск-жокеем — скорее активный отдых.

    Оветт готов меня усыновить

    — С кем-то из легкоатлетов сложились дружеские отношения?
    — Из великих чемпионов прошлых лет — со Стивом Оветтом. Нас с ним познакомили, когда мне не было и двадцати. Узнав, что я родился 12 апреля 1981 года, он тут же вычислил, что ровно за 9 месяцев до этого дня как раз победил на московской Олимпиаде, и с серьезным выражением лица мне заявил: «Да, это я. Помню, в Москве после победы в беге на 800 метров хорошо погулял — вот ты и родился, такой талантливый». После несколько раз мы встречались, и он в шутку называет меня своим сыном. Но говорит, что готов и официально усыновить. Недавно я познакомился с другим чемпионом московской Олимпиады в беге на 1500 метров Себастьяном Коу. Но он стал большим чиновником и держится более солидно и серьезно.
    Из нынешних известных иностранных легкоатлетов дружу с чемпионом мира в беге на 1500 метров украинцем Иваном Гешко. А из чемпионов на моей дистанции почти все уже закончили выступать. Кроме меня, остались разве что кениец Бунгеи и южноафриканец Мулаудзи. Хотя они друг с другом в нашем российском понимании почти земляки и внешне очень похожи, я гораздо ближе сдружился с кенийцем. Он очень открытый, доброжелательный парень, мы даже перезваниваемся, общаемся по электронной почте.

    — А не было у вас такой мысли: потренироваться с ним в Африке в зимнее время?
    — Он сам меня постоянно приглашает в Кению. Там у него сельскохозяйственная ферма. Можно питаться самыми лучшими натуральными продуктами. Но, во всяком случае до Олимпиады, я так сильно рисковать не имею права. У меня ведь нет иммунитета к африканским инфекциям, могу схватить какую-нибудь лихорадку. Когда много тренируешься, болезни легче цепляются. Я и в России часто простужаюсь, а в зарубежных поездках возникают постоянные проблемы с пищеварением от непривычной для моего русского желудка еды. Хотя, конечно, мне было бы интересно съездить. В последние месяцы я очень волновался за моего кенийского друга, когда в Кении происходили массовые беспорядки. Но потом он меня успокоил сообщением, что перевез семью в Италию. И все же испытание в Пекине, мне думается, лучше удастся пройти опытным бойцам. Я никогда побед своих не загадываю. Но надеюсь, выступлю не хуже, чем в Афинах-2004.

    Факты 

    Дело не закрыто

    Многих российских болельщиков, конечно, интересует, чем же закончилось в конце концов дело Борзаковского в связи с автомобильной аварией в Жуковском.

    Полтора года назад Борзаковский на своей машине насмерть сбил человека. Но следствие установило, что водитель был трезв, не превышал скорости, не нарушал правил дорожного движения. В то время как пострадавший был мертвецки пьян и неожиданно выскочил на проезжую часть из-за стоявшего у обочины автомобиля. Следствие, а потом и судья, не усмотрели в действиях Борзаковского состава преступления.

    Гражданская жена погибшего выдвигала иск, и поначалу удалось все уладить полюбовно. Но когда выяснилось, что «противная сторона» — человек известный и небедный, запросы поднялись на немыслимый уровень. Обвинений на Борзаковском не висит, но дело до сих пор не закрыто. Ни истица, ни ее адвокат пока не дают о себе знать. Как рассказывают осведомленные люди, сам Борзаковский готов помочь семье пострадавшего, тем более, у погибшего остался маленький ребенок. Но материальная помощь до закрытия дела может выглядеть как попытка откупиться.

    За сайт отвечают жена и друг

    В последнее время в число увлечений Юрия Борзаковского вошли горные лыжи и Интернет.

    «Для такого дилетанта в этом деле, как я, вполне подходят горки недалеко от моего Жуковского. Впрочем, несколько раз мне удавалось выбираться на приличные склоны в Приэльбрусье, когда подолгу жили на тренировочных сборах в Кисловодске. Другое мое увлечение — компьютер. В Интернете часто бываю. Мой сайт ведет один из друзей, серьезную помощь оказывает моя жена Ирина, которая и меня научила многим компьютерным премудростям. Но часто и сам отвечаю на вопросы посетителей моей странички. Причем многие вопросы повторяются бесчисленное количество раз. Но стараюсь быть терпеливым», — рассказал олимпийский чемпион.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»