• «Он был сильнейшим менеджером России». Константин Сарсания в воспоминаниях бывших менеджеров «Зенита»

    Борис Рапопорт, Илья Черкасов и Леонид Генусов вспоминают Константина Сарсанию

    09.10.17 20:33

    «Он был сильнейшим менеджером России». Константин Сарсания в воспоминаниях бывших менеджеров «Зенита» - фото

    Фото: www.spb.kp.ru

    Бывший главный тренер и спортивный директор «Зенита» Борис Рапопорт, экс генеральный директор клуба Илья Черкасов и бывший менеджер по международным отношениям сине-бело-голубых Леонид Генусов, которые в разное время работали вместе с Константином Сарсанией, поделились воспоминаниями о скоропостижно скончавшемся функционере.

    Борис Рапопорт: Он был очень светлым человеком

    — Сарсания сам играл в футбол, причем неплохо, хоть и не вышел на уровень игроков высшей советской лиги. Потом выступал за границей. У него хороший футбольный вкус, он в своем деле разбирался! У нас многие агенты сами никогда не играли, но считают себя профессионалами, не понимая игру изнутри. После окончания карьеры Костя работал на разных должностях, но везде добивался результата! За свои деньги он создал «Спортакадемклуб». Когда я работал с «Зенитом»-2, мы с ним играли во второй лиге. У него была группа футболистов 1987 года рождения, они стали костяком юношеской сборной России. Параллельно Сарсания работал агентом. А это неоднородная семья, там встречаются разные люди. Но Костя выделялся в этой среде, главное — он всегда держал слово. Это исключительно порядочный человек. Он почти никогда не ошибался в игроках. При этом ему всегда хотелось быть тренером. Он получил лицензию, поработал в «Химках», «Факеле», «Атлантасе». Но лучше всего у него, конечно, получалось создавать команды в качестве менеджера, в должности спортивного директора. В этой роли он ярко проявил себя в «Зените» в 2006-2007 годах, у них образовался очень хороший тандем с Сергеем Фурсенко. Финансовые возможности клуба позволяли Константину делать то, что он считал нужным. Я не думал, что он вернется в «Зенит» в должности спортивного директора, но Фурсенко смог его убедить. Костя был сильнейшим футбольным менеджером России. Мы общались не так много, но всегда чувствовалось, что он очень светлый человек. Таких людей не так много. С ним можно было говорить обо всем. Для него не было ничего невозможного.

    Фурсенко наверняка в курсе, какие планы были у Сарсании на ближайшее время. Константин говорил нам с Евгением Наумовичем Шейниным (директором СДЮСШОР «Зенит». — «Спорт День за Днем»), что планирует серьезно заняться академией «Зенита». Не успел. Заменить его практически нереально. Я таких людей не вижу. Он прекрасно знал языки, прекрасно знал европейский рынок. Но человек на этой должности должен заниматься не только селекцией, но и координацией всей зенитовской системы, всех команд. Но решение будет принимать руководство. Чинквини? Весь опыт работы иностранцев на таких должностях показывает, что на таких местах должны работать россияне. К примеру, длительная работа в России господина Хенка Ван Стее принесла всей системе подготовки молодежи колоссальный вред. Если иностранец будет работать в этой должности, отвечая за трансферную политику в Европе, то это возможно. Но отвечать за стратегию развития клуба должен свой человек.

     

    Илья Черкасов: Сила в человеческом обаянии

    — Сила Сарсании была в человеческом обаянии. В личностном обаянии. Футбольный бизнес, которым Константин занимался, довольно жесткий. Он всегда умел считать деньги, что крайне важно в этой профессии. При этом потрясающе располагал к себе. Это всегда выглядело довольно парадоксально, это отличало его от подавляющего большинства специалистов и давало ему преимущество. Костя был очень одарен, он идеально ориентировался в коммуникативной среде. Есть термин «масштаб личности» — это про Сарсанию. Он ведь умудрялся совмещать в себе агента, тренера, менеджера. И все это за счет человеческих качеств, которые позволяли ему легко контактировать с самыми разными людьми. Он сочетал в себе сложносочетаемые вещи. Тренеры, спортивные директоры, агенты — все это полярные профессии, которые не соседствуют друг с другом. Но Костя обладал достаточной порядочностью, чтобы сочетать в себе все это. В то недолгое время нашего сотрудничества для него вопрос заработка денег не доминировал над задачей создания хорошей команды. Он всегда был в курсе всего, что происходит вокруг. Так скажем, «в материале». Был компетентен даже в тех событиях, которые проходили без его участия. Он точно успевал больше, чем другие.

    В нашей жизни незаменимых нет. Надеюсь, эта потеря не помешает «Зениту» поступательно двигаться к успеху. Но это все равно потеря. Он был профессионал, компетентный человек.

    Чинквини? Учитывая весь функционал и обязанности спортивного директора, этот выбор странен. Человек чисто географически очень далек от реалий нашей лиги, наших академий и едва ли сможет работать на перспективу. Спортивный директор должен быть чуть больше отсюда. И дело это чуть больше молодых.

    Леонид Генусов: Главную работу на должности спортивного директора Сарсания сделал

    — Футбольный менеджмент в России развивался достаточно стихийным образом. Цивилизованный путь в агентском бизнесе проложил как раз Константин Сарсания, который начал заниматься этой деятельностью еще в конце 90-х годов, помогая игрокам разбираться в достаточно сложных юридических моментах. Он стоял у истоков соединения футбольной России и Европы, потому что хорошо знал зарубежный рынок. Работал не только с нашими, но и с иностранными игроками. Это дало плоды. Вспомните, как Александр Панов уехал в «Сент-Этьен» летом 2000 года, все это проходило через Константина. Именно он организовывал встречи Мутко с руководством французского клуба и на протяжении всего этого времени был непосредственным участником событий. Думаю, что руководителей клубов прельщали в Сарсании интеллигентность, понимание сути дела и глубины процесса. Он всегда был на гребне волны, поэтому ему доверяли. Он мог подобрать тех игроков, которые были необходимы клубу. Константин сделал «Зенит» образца 2007-2008 годов, сделал достаточно быстро, хотя это кропотливая работа. Он всегда вел дела спокойно, рассудительно, доказывая владельцу необходимость того или иного трансфера. Когда же стал одним из ведущих агентов, то перешел на административную работу. Преуспел и в «Зените», и в «Динамо». Его знала вся футбольная Россия, такая утрата не могла пройти незаметно.

    Свою главную работу на должности спортивного директора он сделал, обновив «Зенит» полностью. Теперь у Манчини нет особых проблем с выбором состава, теперь все зависит от того, кто придет на место спортивного директора и как клуб будет развиваться. Финансовая составляющая в «Зените» мощная, думаю, руководители клуба смогут найти замену. Но это будет другой человек, с другим подходом. Чинквини? В этой должности имеет значение опыт. Думаю, это предложение сделал Манчини, это его креатура. Руководство сейчас полностью доверяет Манчини. Они наверняка сработаются. С другой стороны, у «Зенита» хорошая селекционная служба, на трансферных моментах это назначение не должно сказаться.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»