• Он понимал игру на уровне Беккенбауэра. Один из лучших защитников в истории «Зенита»

    Он чувствовал, когда нападающий доберется до мяча, и настигал его

    10.10.18 20:24

    Он понимал игру на уровне Беккенбауэра. Один из лучших защитников в истории «Зенита» - фото

    Фото: ФК «Зенит»

    Один из лучших защитников в истории «Зенита» Владимир Голубев полвека служит любимому делу.

    Долгие 12 лет никому не уступал своего места

    Коренной ленинградец-петербуржец воспитывался, как и все мальчишки пятидесятых-шестидесятых, во дворах. Затем поступил в зенитовскую школу. Как вы думаете, кто был первым тренером Володи Голубева? Легендарный зенитовец, обладатель Кубка СССР — 1944 Борис Яковлевич Левин-Коган. Позже Борис Яковлевич возглавил СДЮСШОР «Зенит» и принял на работу уже Голубева тренера. Но об этом позже. Пока же вспомним Голубева игрока. Мало кто знает, что до первых юношеских команд он играл центрфорварда, был даже лучшим бомбардиром. Каким же образом Владимир Евгеньевич стал центрбеком, либеро, чистильщиком, организатором всей обороны, с понимаем футбола на уровне эталонного игрока на этой позиции Франца Беккенбауэра?

    Помог, как всегда, случай. Команда 1950 года рождения отправилась на финал первенства страны среди юношей в Даугавпилс. Обыграли, на минуточку, юношей «Спартака» и «Локомотива», заняв первое место. И вот на том турнире из-за травмы вылетел центральный защитник. Тренеры закрыли позицию Голубевым и не прогадали. По итогам турнира Володю признали лучшим защитником. А уже в 1967-м его пригласили в дубль «Зенита». И здесь судьба снова приготовила испытание. Голубев получил травму мениска. В те годы медицина еще не достигла совершенства в области спортивных травм. Некоторые ребята заканчивали с футболом. Многие, но не Голубев! Наш герой восстановился. Характер! Через год вновь оказался в команде. Опять нападающим…

    Здесь стоит сделать небольшое отступление. В 1967-м «Зенит» должен был вылететь из класса «А» (аналог нынешней РПЛ), но вопреки спортивному принципу команду пожалели и оставили в элите. После чего в Ленинграде устроили большую чистку. Решено было пересмотреть отношение к комплектованию главной команды города. Так в команде появились молодые воспитанники ленинградского футбола — Владимир Голубев, Михаил Лохов, Алексей Стрепетов, позже Георгий Хромченков.

    Продолжим. Сезон 1968 года Голубев начинал в дубле. И вот опять вылетают двое защитников, за дубль просто некому играть. Кончено же, поставили Владимира. Игру резервистов, проходившую на стадиончике ЛОМО на Чугунной улице, просматривал тренер Артем Фальян. Ему понравилось. 27 июля 1968 года Голубев дебютировал в главном «Зените». Первый блин вышел комом, и это самая мягкая формулировка. Играли в Ташкенте. Владимир появился на поле на 55-й минуте, ленинградцы проигрывали 0:1 и пропустили еще четыре мяча. Разумеется, 18-летний защитник едва ли мог повлиять на ситуацию. Стечение обстоятельств. В том сезоне Голубев выходил на замену, а в 1969-м начал играть в «основе». И на долгие 12 лет никому не уступал своего места.

     

    Отказал Лобановскому

    — Нужно было читать игру. Плюс скоростью Бог меня не обидел. Бежал хорошо. Чувствовал, когда нападающий доберется до мяча, и настигал его. Интересно, творчески работал, одним словом, — так Владимир Евгеньевич охарактеризовал свою игру.

    Но все ли было так просто? Конечно, нет! Работа до седьмого пота на тренировках и тактических занятиях. Параллельно Голубев учился. Закончил ЛФМТ (Ленинградский физико-механический техникум, что на площади Калинина). На этом не остановился. Поступил в Политехнический институт. Конечно, в техническом вузе совмещать учебу и футбол было чрезвычайно тяжело. Очень много задолженностей сразу после первого же сбора возникло. Особенно по начертательной геометрии. Владимир подумал и решил перевестись в Институт имени Лесгафта.

    Вскоре игру защитника заметили тренеры молодежной сборной страны. Эта команда дошла до финала в 1972-м, уступив в двухраундовом противостоянии Чехословакии. В ней собрались Михаил Гершкович, Андрей Якубик, Александр Маховиков, Анатолий Байдачный, Олег Блохин, Леонид Буряк, Виктор Звягинцев, Вячеслав Чанов. Все они в той или иной степени оставили след и в национальной сборной. Голубеву повезло меньше. 

    Во-первых, на позиции последнего защитника была сумасшедшая конкуренция. Во-вторых, чтобы стабильно играть в сборной, нужно было уходить из «Зенита». Сперва Голубева хотели «призвать в армию» — в ЦСКА. Затем состоялся предметный разговор со старшим тренером киевского «Динамо» и по совместительству сборной Валерием Лобановским. «Переходишь в “Динамо“ — завтра оказываешься в составе сборной», — два раза Лобановский никого не приглашал. Сборная тренировалась на загородной базе киевлян. В выходной день поехали в город. Руководители «Динамо» показали Голубеву квартиру на Крещатике. Он сказал: «Подумаю…» В итоге остался в городе на Неве. Навсегда!

    — Я недавно женился, у меня все корни в Ленинграде. Не лежала душа, бывает такое, — так объяснял свой отказ Лобановскому сам Владимир Евгеньевич.

    В итоге за сборную зенитовец сыграл всего три товарищеских матча. Зато в «Зените» — 384 официальных. Интересно, что за 336 матчей в чемпионате СССР Голубев получил всего 12 предупреждений. Для центрального защитника — мизер. Умел выбирать позицию.

    Пережил кризисные девяностые, не изменил профессии и родному городу

    Уверен, Голубев рано завершил карьеру. Он мог спокойно дотянуть и до золотого 1984-го, но в те годы в СССР игрокам заглядывали в паспорт. Владимир Евгеньевич повесил бутсы на гвоздь в 31. Ему устроили проводы перед началом матча первого турнира породненных городов «Зенит» — «Динамо» (Дрезден). Вручили подарки, проводив на тренерскую работу. К слову, еще несколько лет после завершения профессиональной карьеры Голубев защищал цвета клубной команды ЛОМО в первенстве города, которое, поверьте на слово, в те годы едва ли уступало по уровню нынешней ФНЛ.

    Параллельно Голубев учился в Высшей школе тренеров (ВШТ). Получив диплом, вернулся в Мекку — зенитовскую школу под руководством Левин-Когана, о чем мы вспоминали в начале рассказа. Работа с мальчишками захватила молодого тренера. Первая его команда состояла из ребят 1973 года рождения. В ней играл Владислав Безбородов, тот самый, нынче знаменитый рефери, а еще бомбардир Михаил Зарицкий, впоследствии форвард сборной Люксембурга.

    Однако летом 1987-го судьба сделала реверанс 37-летнему специалисту. Правда, чтобы возглавить «Зенит», раздираемый внутренними противоречиями после скандальной отставки Павла Садырина, нужно было иметь мужество. Руководители не оставили выбора Голубеву, он и сам понимал: любимый «Зенит» нужно спасать! И выполнил задачу, получив в награду… перевод на работу с дублирующим составом. Без объяснений! В 1989-м Голубев вновь сел на электрический стул, но тот «Зенит» не сумел бы реанимировать ни Сакки, ни Капелло, ни сам Господь.

    Голубев продолжил работу в школе. Пережил кризисные девяностые, не изменил профессии и родному городу. Сколько поколений мальчишек прошли через команды Владимира Евгеньевича? Большинство из них уже сами давно стали тренерами. К счастью, СШОР «Зенит» доверяла и доверяет тренерам профессионалам, не заглядывая в паспорт. Однако этим летом судьба вновь бросила вызов легенде петербургского футбола. И Голубев его принял, войдя в тренерский штаб ФК «Ленинградец», выступающий во втором дивизионе. Тренировки, игры, работа с молодыми футболистами… 68-летний Владимир Евгеньевич Голубев по-прежнему востребован!


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»