• Он создал преемственность поколений в зенитовской школе

    Спорт как средство воспитания гражданина и патриота

    21.09.18 00:01

    Он создал преемственность поколений в зенитовской школе - фото

    Фото: Администрация Санкт-Петербурга

    Вместе с «Зенитом» Борис Яковлевич Левин-Коган завоевал первый в клубной иерархии трофей — Кубок СССР в 1944-м, а завершив карьеру, почти четыре десятилетия отдавал все силы воспитанию юных футболистов.

    Подвиг 1944-го

    Его семья уезжала из Петрограда в Донбасс. Этим и обусловлено место рождения Левин-Когана — Юзовка, в будущем Сталино, потом Донецк. Борис появился на свет 31 декабря 1918 года. Тяжелое было время для страны — Первая мировая война, октябрьские события 1917го, Гражданская война… Вернулись Левины-Коганы уже в Ленинград. Боря гонял мяч в Юсуповском саду. В 14 лет записался в команду мальчиков Краснопутиловского (ныне Кировского) завода. У завода в тридцатые годы была своя команда мастеров. Между прочим, «Авангард» выступал в первом чемпионате СССР 1936 года, в третьей группе «В». Левин-Коган играл правого крайнего нападающего.

    Прошло еще два года, и Борис был приглашен в ленинградский «Сталинец» (будущий «Зенит») и в первом же матче забил гол, но руководители заводов (Кировского и Металлического имени Сталина) тогда не договорились между собой, и Левин-Коган вернулся в родной коллектив. Борис Яковлевич спустя годы так и не понял, что же не поделили два питерских завода.

    В советском футболе произошла очередная реорганизация, в результате в 1941 году «Зенит» пополнили лучшие игроки «Красной Зари» и «Авангарда», из которого и перешел Левин-Коган. Последний довоенный матч «Зенит» провел 17 июня против московского «Спартака» и одержал первую в своей истории победу над красно-белыми — 1:0. Гол забил Левин-Коган. Минуло еще пять дней, и началась Великая Отечественная война.

    Часть игроков предвоенного «Зенита» эвакуировалась в Казань. Футболисты работали на одном из заводов, изредка поигрывая в футбол с местным «Динамо». Однако летом 1943 года команду перебросили в Подмосковье, на станцию Подлипки (в дальнейшем город с тем же названием был переименован в Калининград, теперь он называется Королев). Известные ленинградские и московские футболисты — в основном бывшие зенитовцы и спартаковцы — работали на авиационном заводе, а по вечерам играли в футбол. В январе 1944-го Ленинград был полностью освобожден от вражеской блокады. Зенитовцы вернулись в искалеченный город. Линия фронта отодвигалась все дальше и дальше от наших рубежей. И вскоре Секция футбола СССР приняла решение разыграть Кубок страны. Его победителем стал «Зенит», в финале обыграв московский ЦДКА 2:1. Левин-Коган провел все семь матчей в том розыгрыше, а в решающей игре сделал голевую передачу. Зенитовцы совершили настоящий подвиг!

     

    Прошло больше полувека, и весной 1996-го мне выпал счастливый билет пообщаться с Борисом Яковлевичем. Это интервью запомнилось на всю жизнь. Ему тогда шел восьмой десяток, но Левин-Коган помнил абсолютно все, а уж события 1944-го до мельчайших деталей!

    – Была гордость за наш великий город, за ленинградцев, выстоявших в суровые годы блокады. Дома нас встретили как героев. Всех ребят наградили медалью «За трудовую доблесть». В честь кубковой победы фабрика имени Клары Цеткин даже выпустила папиросы «Зенит». Банкет устроили, — резюмировал Борис Яковлевич, не любивший помпезности в свой адрес.

    В послевоенные годы Левин-Коган стал одним из лидеров «Зенита». В 1947-м тренеры обратили внимание на его выносливость, неуступчивость в единоборствах и умение организовать игру и перевели в полузащиту, где футболист раскрылся во всем блеске. Составив отличную пару хавбеков с еще одним бывшим нападающим Лазарем Кравецом, в конце сороковых Левин-Коган заслуженно признавался одним из сильнейших полузащитников страны.

    Однако время неумолимо. В 1951-м у Левина-Когана появился достойный конкурент — будущий выдающийся полузащитник сборной СССР и киевского «Динамо», чемпион Европы — 1960 Юрий Войнов. «Диалектика жизни имеет свои законы», — говорил Борис Яковлевич. На южных сборах «Зенита» у ветерана и молодого футболиста состоялась задушевная беседа. Войнов даже признавался в мемуарах, что Левин-Коган говорил с ним как отец. Теперь можно было и уходить…

    Всего Левин-Коган сыграл в «Зените» (1938, 1941 — 1951) — 165 матчей, забил 12 голов.

    Первый директор

    Вскоре Левин-Коган с головой окунулся в тренерскую работу. Сначала это была клубная команда ГОМЗа (Государственного оптико-механического завода), позже завод влился в структуру ЛОМО, на базе которого появились группы подготовки при команде мастеров «Зенит» и группы начальной подготовки ДЮСШ по футболу ЛОС ДСО «Зенит». Борис Яковлевич возглавил школу, продолжая тренировать. Среди его учеников были будущие зенитовцы — Владимир Голубев, Юрий Варламов, Юрий Соловьев, Виктор Виноградов, Георгий Хромченков, Сергей Веденеев.

    А в мае 1976-го школа был преобразована в СДЮСШОР «Зенит», ее директором стал, конечно же, Борис Яковлевич Левин-Коган.

    – Я никогда не стремился работать с командой мастеров, — признавался наш герой. — Это же тратить нервы, а их и так мало. Зато мне было безумно интересно возиться с детьми.

    Левин-Коган проявил себя не только как наставник, но и в со­временном понимании — менеджер. Ведь не секрет, чтобы обеспечить детям достойное занятие футболом в те годы приходилось обивать пороги высоких кабинетов, что-то постоянно доставать. Благодаря Борису Яковлевичу мальчишки получили возможность тренироваться под крышей во Дворце спортивных игр «Зенит» на улице Бутлерова, а в летний период выезжать в лагерь в поселке Тарасово (Выборгский район Ленинградской области).

    Левин-Коган создал уникальный тренерский коллектив. При этом Борис Яковлевич был демократом. Не позволял себе грубых слов, всячески помогал бывшим игрокам становиться тренерами. Его искренность и отзывчивость всегда подкупали. Он был справедлив, но в то же самое время и требователен. Под началом директора в СДЮСШОР «Зенит» начали работать Станислав Завидонов, Вадим Храповицкий, Владимир Голубев, Михаил Лохов, Вячеслав Булавин, Борис Рапопорт, Алексей Поликанов, Виталий Лебедев, Валерий Золин, Вячеслав Мельников.

    – Для меня Левин-Коган — отец в тренерской деятельности, — говорил бывший защитник, позже главный тренер «Зенита» Вячеслав Булавин. — Закончив карьеру и придя в школу, я сразу же окунулся в тренерский коллектив, возглавляемый Борисом Яковлевичем. От него получил много наставлений. Ко всему тренерско-преподавательскому составу он подходил по-отечески, хотя требования у него были очень высокими. Под этими словами может подписаться каждый, кто работал под его руководством. Благодаря ему я понял, что работать с детьми нужно с сердцем, с самоотдачей. Для них тренер должен быть вторым отцом.

    Именно Левин-Коган заложил основы современной СШОР «Зенит», передав бразды правления в надежные руки Евгения Шейнина. Это и есть, на мой взгляд, настоящая преемственность поколений, которая во многих специализированных школах страны была нарушена, а с ней и потерялось что-то важное в системе подготовки юных футболистов.

    Уже десять лет подряд СШОР «Зенит» проводит Международный турнир памяти Бориса Яковлевича Левина-Когана. В нем принимают участие 14-летние мальчишки. А в день открытия турнира в ДСИ «Зенит» собираются ветераны школы и с теплотой вспоминают своего директора, ласково называя его дядя Боря. Кстати, внук Бориса Яковлевича, тоже Борис, всегда принимает участие в награждении победителей. Всей своей жизнью Левин-Коган заслужил, чтобы его помнили на берегах Невы.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»