• Они виноваты, но они… не виноваты?

    Групповой турнир. 6-й тур. Группа C. «Монако» — «Зенит» — 2:0. Послесловие

    10.12.14 23:49

    Что движет Халком и Данни? Почему Жоао Моутиньо может не спасти «Зенит»? Чем заслужил Андре Виллаш-Боаш еще один шанс? Сине-бело-голубые не вышли из группы, но на горном альпийском воздухе что-то явно должно было освежиться в зенитовском коллективном сознании.

    Халк и Моутиньо: лучше порознь?

    6 декабря 2011 года. В заключительном матче группового турнира Лиги чемпионов «Зенит» удержал ничью 0:0 с «Порту» и первый раз в истории вышел в плей-офф. Та ничья до сих пор считается героической, хотя тогда на «Драгао» нашлось место и катастрофической нестройности в игре португальцев. Умнейший полузащитник Жоао Моутиньо был вынужден накричать на правого крайнего нападающего, главную звезду команды: «Открывайся!» Звезду звали Халк. Бразилец не вывел «Порту» из группы и провалил две попытки из трех на новом месте, в «Зените». Моутиньо нашел своим талантам лучшее применение. В сборной Португалии и «Монако» ему есть, кому отдавать мяч и за счет кого зарабатывать фолы. Во вторник он опять рисковал не пробиться со своей командой в 1/8 финала, но Халк на этот раз играл в составе соперников.

    В общем, ничего нового. Халк терял мяч в разы чаще, чем обострял, но без его участия не обошлось ни в одном остром моменте. Если кто-то и мог спасти «Зенит», то только зеленый герой со своими штрафными, которые были опаснее, чем обычно, но голами не завершились. Как победитель Халк пытался брать на себя больше ответственности, чем всегда, но все попытки пройти в одиночку трех соперников были, конечно, наивны. Точно так же, как и попытки Данни выводить мяч самостоятельно со своей половины поля. Португалец тоже взвалил на себя сверх меры и тоже не выдержал. Связать усилия партнеров воедино был призван Аксель Витсель, вроде бы даже вспомнивший о скоростях, на которых играл в «Бенфике». Но от бельгийца за весь матч не последовало ни одной обостряющей передачи.

    Руководство «Зенита» чем-то похоже на Халка и Данни. Если ставит цель — то быть как минимум в десятке европейских топ-клубов. Сдувает пылинки с игроков и не лезет на первый план. Новые игроки приходят в команду по выбору тренера. Известно, что на приобретении Эсекьеля Гарая и Хави Гарсия в летнее трансферное окно настаивал сам Андре Виллаш-Боаш. Но история таких покупок, скорее всего, предостерегает от подписания вожделенного Моутиньо.

    Полтора года назад, когда ­команду покинул Игорь Денисов, все силы были брошены на восполнение опорной зоны, но уже после возвращения Анатолия Тимощука оказалось, что укреплять нужно было центр обороны. Как только возникла срочная необходимость в покупке забивного форварда, прямо со сборов «Рубина» был выдернут Саломон Рондон, но тут выяснилось, что на самом деле срочно требуется плеймейкер, который связывал бы индивидуальные усилия парт­неров в единое целое. Можно предположить, что в январе-феврале «Зенит» подпишет Моутиньо, или Фреди Гуарина, или Хакана Чалханоглу, а потом внезапно откроется, что усиливать нужно было фланги обороны или крылья атаки. Почему так получается из раза в раз, непонятно. Наверное, горный воздух Альп чище и свежее нашего.

     

    Где «Зенит» Виллаш-Боаша?

    Критики в адрес АВБ больше, чем в чей-либо другой. Не тот состав, не та тактика, история с Кержаковым, фаворитизм. Много эмоциональных обвинений, много тонких материй. Соперник, который за весь групповой турнир пропустил всего один гол от «Бенфики», конечно, требовал особого к себе отношения. Было понятно, что «Монако» будет выводить мяч вперед только через фланги, чтобы минимизировать опасность на случай «обрезов», разобьет игру на эпизоды и будет выжимать из соперника каплю за каплей. «Зенит» вышел играть аккуратно. Пока Абденнур не открыл счет, каждый из португальских тренеров был вправе считать, что его план работает. Первая же попытка крупного риска — замена Смольникова на Рязанцева — обернулась пропущенным голом из опустевшей зоны. А если бы рискнули раньше?

    Те, кто видел «вживую» кувырки Александра Кержакова и Андрея Аршавина, не простят ни одному тренеру недоверия к этой старой доброй связке, даже если Халк перевоплотится в мать Терезу. Но пока Кержаков и Аршавин еще не причислены к лику футбольных святых, можно абстрагироваться от их конкретных имен и признать, что такие истории в футболе случаются сплошь и рядом. Повисшим на волоске АВБ можно считать в связи с тем, что «Зенит» так пока и не стал его командой. Был «Зенит» Петржелы, Адвоката, Спаллетти. «Зенита» Виллаш-Боаша (по выс­шим меркам, установленным его предшественниками) нет до сих пор. С другой стороны, это тоже может быть поводом дать португальцу еще один шанс.

    «Коллективной ответственности не бывает. Бывает коллективная безответственность», — утверждал Валерий Лобановский. Если приглядеться к ключевым в «Зените» фигурам, в адрес которых толпа, как в Древнем Риме, сейчас показывает большими пальцами вниз, то слова великого тренера можно переосмыслить. В «Зените» сложно сделать крайним кого-то одного. Хотя бы в этом отношении сине-бело-голубые остаются единой командой.

    Монако — Санкт-Петербург


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»