• Опера против футбола

    Дневник репортера

    03.09.11 22:41

    Опера против футбола - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    На отдыхе в Италии возникла идея сходить на футбол. И не на какой-нибудь пафосный, вроде миланского Кубка Берлускони, а на простецкий, тем более первые раунды Кубка Италии (TIM Cup) как раз в середине августа.

    Я решил отправиться на игру не по журналистской аккредитации, а как обычный болельщик – с билетом. И сразу же столкнулся с проблемой. Встречи второго раунда проходили 14 августа. Даже на официальном сайте Серии B противостояние «Виченцы» и «Вероны» отмечалось как центральное. Еще бы – дерби! Болельщики «Вероны» известны своей непоседливостью. Давным-давно, в 1985 году, их команда сенсационно выиграла скудетто, и с тех пор – ничего. Прозябание в низах, когда есть что вспомнить, часто приводит фанатов к радикализму. Хорошо, что перед выездом в Винченцу я заглянул на официальный сайт клуба. Выяснилось, что за неделю до игры местные власти приняли решение не продавать билеты непосредственно в день матча. Чтобы тиффози не толкались перед кассами и не задирали друг друга. Если бы я не прочитал это сообщение, то ехал бы около часа до города, а потом разочарованно стоял бы у стадиона. Хорош был бы воскресный вечер!

    * * *

    В итоге, 21-го числа я твердо решил направиться в Верону на игру третьего раунда «Кьево» – «Ливорно». Все-таки хозяева – середняки Серии А, а их соперники еще недавно были в элите, уровень приличный. Портье в отеле предостерег меня – дескать, за «Ливорно» болеют коммунисты, и эту команду в Италии недолюбливают. «Будь осторожен!» – сказал он. Я обещал держаться в стороне от возможных конфликтов. Все-таки я не имел морального права покидать этот мир, замешавшись в фанатской поножовщине и не расплатившись за пребывание в отеле.

    * * *

    Встреча начиналась довольно поздно – в 20:45, когда ушла невозможная духота. Примерно в то же самое время в веронском амфитеатре дают оперу. Амфитеатру уже 20 веков. Когда-то там бились гладиаторы, потом, в Средневековье, на арене мучили и сжигали последователей движения апостольских братьев, с которыми боролась инквизиция. Сейчас туристы слушают здесь музыку выдающихся композиторов без какого-либо риска для жизни. Прогресс, цивилизация – и, кстати, аншлаги! «Ромео и Джульетта» Шарля Гуно – наиболее актуальная постановка, ведь эти молодые люди жили как раз в Вероне. И их семейства ненавидели друг друга примерно так же, как тиффози соперничающих команд.

     

    В окрестностях стадиона Бентегоди, вмещающего примерно столько же зрителей, сколько и амфитеатр, за два часа до начала встречи – никакого ажиотажа. Правда, много карабинеров и полиции, да еще кучкуются стюарды, среди которых попадаются девушки. Обнаруживаю билетную кассу, подхожу к окошку номер 15 – и теряю рассудок, словно Ромео на вечеринке у Капулетти. За стеклом – ангел, спустившийся с небес на грешную Землю. Итальянки в принципе необычайно красивы, но тут особый случай. Ангел сидит в скромном платье и без макияжа, но любая топ-модель рядом с ней была бы как амбициозный «Анжи» против ЦСКА, «Спартака» и «Зенита». Ангел требует у меня паспорт и переносит данные из него в компьютер, потом распечатывает именной билет. Билет дешевый – на центральную трибуну всего 10 евро. Рассматриваю коллег ангела. Это пять милых девушек и два парня. Интересно, если бы у нас в России в билетных кассах трудились столь же прекрасные особы, это привело бы к снижению фанатской агрессии или к замедлению процесса продажи? Ведь каждому хочется поговорить с красивой девушкой подольше, обратить на себя ее внимание.

    * * *

    Фотографирую антураж вокруг. Он, честно говоря, не впечатляет, и минут за сорок до начала матча иду на стадион. У турникетов стюард просит меня показать паспорт и сравнивает мое имя с тем, что написано на билете. Уровень контроля впечатляет. Что мешает сделать то же самое у нас? Анонимность – синоним безнаказанности.

    Я снимаю на мобильный карабинеров, стоящих поблизости. Один из них немедленно бросается ко мне, требуя объяснений, с какой целью я фотографирую. Отвечаю, что хочу запечатлеть атмо­сферу вокруг матча и показать друзьям в России. Карабинеры отбирают у меня паспорт и внимательно изучают. Видимо, они надеются обнаружить там отметки о депортации из других стран. Не исключено, что меня принимают за почитателя «Ливорно» или за тайного эмиссара Геннадия Зюганова. Ведь Россия на Западе еще долго будет ассоциироваться с коммунизмом. В итоге карабинеры требуют удалить фотографии и запрещают снимать на стадионе.

    * * *

    На трибунах не обнаруживается ни одного болельщика «Ливорно» – портье зря за меня волновался. Впрочем, и с поклонниками «Кьево» дело обстоит немногим лучше. Их не более тысячи. Фанатская группировка North Side небрежно развешивает баннеры – края отвязываются и свисают. Никому не приходит в голову привязать их снова. Старый пустой стадион производит удручающее впечатление. Обшарпанные зеленые кресла разного дизайна. На некоторых секторах их вообще нет.

    * * *

    Забавляют тренеры. Наставник «Кьево» Доменико Ди Карло в ослепительно белой рубашке, на нем узкие черные брюки и шикарные черные туфли, начищенные до блеска. Такое впечатление, что от них и от бритого (в стиле Спаллетти) черепа Доменико исходит сияние. Но при этом половину матча Ди Карло проводит в позе, по которой в России раньше легко было идентифицировать уголовников. Сейчас, правда, ее полюбили выходцы с Кавказа. Короче говоря, тренер «Кьево» сидел на корточках у края поля.

    Полной противоположностью являлся рулевой «Ливорно». Во-первых, он все время двигался и жестикулировал. Для него не существовало границ технической зоны. Что самое странное, и для резервного судьи тоже – он не сделал тренеру ни единого замечания. Во-вторых, на фоне элегантного Ди Карло Вальтер Новеллино казался курортником, которого на один вечер выцепили с пляжа. Спортивные тапочки, штаны (не брюки) и поло. Правда, все это в единой цветовой гамме – от голубого до синего.

    * * *

    Сама игра была лишена традиционных атрибутов кальчо – без симуляций и тактических фолов. Арбитр показал всего одну желтую карточку. Возможно, это объясняется полутоварищеским характером встречи. Она, как и положено предсезонной игре, не вызывала особых эмоций. Или отношение к Кубку такое же, как и у нас в России. Вальяжное отношение. Команды старались строить оборону высоко. Из-за этого плотность в середине поля была довольно серь­езной. Тем не менее острые моменты возникали. Правда, не сказать чтобы в изобилии. Единственный мяч был забит из-за ошибки обороны «Ливорно», которая замешкалась, подумав, что создала добротный офсайд.

    Ухожу со стадиона за пять минут до конца – нужно успеть на последний поезд из Вероны. Спешу по улице Андреа Палладио к вокзалу. Меня обгоняют индусы на велосипедах. Местные индусы, не туристы. Затем обнаруживаю по краям улицы проституток. В основном это негритянки. Индусы, которые вообще-то славятся целомудрием, прицениваются. Звучит слово «куанто» – сколько. Вдумываюсь в абсурдность ситуации… Негритянки и индусы в Италии, в городе, где Ромео и Джульетта погибли за любовь, собираются заниматься сексом за деньги. Все в этом мире мельчает, деградирует и опошляется. Не только футбол.


    Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №33 (31 августа — 6 сентября 2011 года)

    Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»