-
Опыт, сын ошибок трудных
Стадионы. Ревизия13.03.11 12:14
Домашний стадион «Аякса» является первым примером государственно-частного партнерства в сфере строительства спортивных сооружений. Перенять опыт голландцев не прочь в разных странах мира, но только Бразилия решилась повторить голландский эксперимент.
Oткрытие «Амстердам АренА» состоялось 14 августа 1996 года. Вызвало оно огромный интерес: уже тогда стало ясно, что стадион с раздвижной крышей и богатой инфраструктурой представляет собой многофункциональный комплекс, который будет задействован не только для проведения футбольных матчей. Так, собственно, все и задумывалось. Однако реализовать идею оказалась далеко не просто. Первый проект арены появился в 1983 году, когда Нидерланды рассчитывали получить право на Олимпиаду. Спустя три года надежда на Олимпийские игры пропала, а с ней исчезла и надобность в стадионе. В 1987 году появился второй проект с ареной на 55 тысяч человек, двухуровневой парковкой и залом для проведения различных мероприятий, но и он одобрен не был.
Через три года звезды на небе все же сошлись: у очередного проекта, вобравшего в себя плюсы двух своих предшественников, нашелся заинтересованный заказчик – «Аякс». Прежний стадион «Де Мер» перестал удовлетворять все нужды команды, поэтому новый показался руководству клуба отличной возможностью, ко всему прочему, увеличить доходную часть бюджета.
Практически сразу были выработаны основные принципы строительства и использования будущего стадиона: а) финансирование проекта и его функционирование будет вестись в рамках государственно-частного партнерства; б) «Аякс» инвестирует только в футбольную составляющую строительства и каждый год переоформляет аренду стадиона; в) «АренА» выступит в роли катализатора развития всего прилегающего к стадиону городского района, поскольку стимулирует активность частных инвесторов.
Окончательная стоимость строительства стадиона составила 127 млн евро. Город вложил 33 млн (около 33 %), футбольный клуб – 9 млн (около 7 %). Остальная сумма поступила из других источников – от пула частных компаний (16 %), в виде государственных субсидий (4 %) и банковских займов (26 %), а также денег, полученных от размещения депозитарных расписок (21 %). Последние, кстати, представляют собой весьма интересный пример того, как можно привлечь к финансированию строительства стадиона простых болельщиков. Человек, приобретший подобную депозитарную расписку, автоматически получал право купить билет на любое мероприятие, проходящее на арене, и занять место в привилегированных секторах. Более того, владельцам расписок категорий А и В предоставляли право войти в бизнес-клуб «Аякса» – АВА.
Все в плюсе
Все компании, вложившие деньги в строительство стадиона, стали совладельцами акционерного общества, владеющего ареной. Оно в свою очередь сдает стадион в аренду компании «Амстердам АренА», созданной специально для ее эксплуатации. Такая сложная схема была применена по двум причинам: во-первых, крупные компании, имеющие представительство в совете директоров фирмы-владельца стадиона, очевидно, не могут оперативно реагировать на каждодневные нужды спортивного комплекса; и во-вторых, если в результате убытков, которые могут возникнуть при управлении ареной, компания будет объявлена банкротом, стадион останется в собственности у тех, кто вкладывал деньги в его строительство. Это особенно важно для «Аякса», проводящего на нем свои матчи, и города, создавшего вокруг него культурно-развлекательный квартал.
Основной целью «Амстердам АренА» как коммерческого предприятия является получение прибыли. Для ее максимизации руководством компании были подписаны долгосрочные соглашения по сдаче стадиона в аренду с несколькими компаниями, в том числе футбольным клубом «Аякс», который, являясь при этом одним из совладельцев арены, платит каждый год арендную плату, составляющую, к слову, около 10 млн евро. Потом, правда, клуб в виде дивидендов получает часть прибыли, соразмерную количеству внесенных на начальном этапе денег, то есть около 7%. Кроме того, «Амстердам АренА» имеет дорогостоящие арендные соглашения с Федерацией футбола Нидерландов, клубом по американскому футболу Admirals, а также Mojo Concerts, крупнейшим организатором концертов и представлений в стране. При этом услуги по организации питания на всех мероприятиях «Амстердам АренА» оставила за собой.
«Аяксу» отведена в эксплуатации стадиона главная роль. Все футбольные мероприятия при составлении расписания на следующий год идут первым номером, и отодвинуть их, даже при наличии сверхпривлекательного предложения от, скажем, организаторов концерта, невозможно. «Аякс» проводит на «Амстердам АренА» все свои домашние матчи, кроме этого здесь проходит встреча за Суперкубок Голландии, да и сборная частенько приезжает именно сюда. Стоит сказать, что руководство «Аякса» не прогадало, когда рассчитывало улучшить свое финансовое состояние, переехав на более современный стадион. Доходы, получаемые клубом в дни матчей, выросли с тех пор почти в два раза. Увеличенная вместимость, повышенный уровень комфорта и качество предоставляемых услуг позволили болельщикам проводить на стадионе больше времени и, соответственно, тратить больше денег. Не остались в стороне спонсоры и корпоративные клиенты, которых также привлекли новые возможности на «Амстердам АренаА» – удобные бизнес-ложи и парковка, великолепный ресторан.
Грамотная работа руководства «Амстердам АренА» привела к тому, что уже через четыре года эксплуатации стадиона компания получила первую чистую прибыль. По итогам сезона-2003/04 она составила уже 2 383 000 евро.
Что же получил с этого собственно город Амстердам, для которого прибыль важна, но не приоритетна? Вокруг стадиона вырос целый культурно-развлекательный квартал «АренА Бульвар», который вместил в себя киноцентр, два концертных зала, развлекательный центр, музей, множество торговых комплексов. В этом же районе открылось несколько офисных и жилых центров, а также студенческих городков. По сути дела, «АренА Бульвар» довольно быстро приобрел европейскую известность и теперь привлекает огромное количество туристов.
Первыми на идею создания подобного комплекса отреагировали бразильцы. Им предстоит принять у себя чемпионат мира 2014 года, и под это событие строительство нового стадиона, который уже получил название «АренА до Бразил», будет как никогда кстати. Его концепция на 100% повторяет то, что удалось претворить в жизнь Амстердаму и «Аяксу», голландцы же будут помогать все воссоздать в Южной Америке. Повторяя как мантру приведенные выше цифры, бразильцы надеются на не менее оглушительный успех.
Стоит ли России обратить на этот опыт внимание? Безусловно. Особенно в связи с подготовкой к чемпионату мира. Будет ли он применен на российской земле? Вероятно, нет. Слишком велика разница между настроенной на коммерческий лад Западной Европой и продолжающей бессмысленно расходовать бюджетные средства Россией.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»