• От слов к делу

    02.10.08 00:57

    От слов к делу - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Вчера в Волоколамском районе Московской области заложили первый камень гоночной трассы Moscow Raceway, где в перспективе можно провести этап «Формулы-1». Казалось бы, камень и камень — что здесь такого? Но событие действительно историческое: планов построить автодром международного уровня на территории России было громадье, но дальше разговоров дело так ни разу и не дошло.

    Любопытно, что впервые еще в 1925-м Московский автомобильный клуб поручил студентам, будущим инженерам-строителям, разработать проекты по созданию трассы, на которой не грех провести кольцевые автогонки самого высокого уровня. Студенты взяли под козырек и задачу выполнили, но в итоге все проекты были положены под сукно. Может, потому что учащиеся вузов опередили время — «Формулы-1» еще и в помине не было, дебютный чемпионат «королевских гонок» прошел лишь четверть века спустя. В 1964-м, на сей раз по просьбе ЦК ДОСААФ, начался новый виток «автодромомании» — студенты представили около двух десятков проектов. Лучший вариант опубликовали в журнале «Городское хозяйство Москвы», причем размах впечатлял — трибуны на 150 тысяч мест, гостиница, рестораны, другие здания… В общем, все как в современных проектах. Вскоре определились и с местом строительства — на пойме реки Сходня в Тушине. Однако радость любителей автоспорта оказалось преждевременной — слишком уж размахнулись студенты-бессребреники: приблизительные затраты на строительство потянули на 40 миллионов рублей. Таких огромных денег на развитие чуждого советским гражданам вида спорта не дали.

    Кстати, в это время в СССР сменился генеральный секретарь ЦК КПСС — Никиту Хрущева отправили на заслуженный отдых, его место занял незабвенный Леонид Ильич Брежнев, который, как известно, любил дорогие авто и быструю езду (атрибуты Ф1 налицо). Именно в период «позднего Брежнева» королева автоспорта получила самый реальный шанс проникнуть и закрепиться на территории Советского Союза. Кабы не несчаст­ный случай… Дело в том, что Берни Экклстоун, уже на рубеже 1970-1980-х первый человек в мире Больших призов, был настолько впечатлен Олимпиадой-1980 в Москве, что загорелся идей проведения по улицам города Гран-при СССР. Само собой, неспроста — дальновидный Берни хотел показать, что Ф1 вне политики и способна проникнуть сквозь «железный занавес». Экклстоун написал Леониду Ильичу письмо, где рисовал радужные перспективы и обещал многомиллионные прибыли (само собой, в инвалюте). Идею полностью поддержал и Леонид Афанасьев, в то время занимавший один из высших постов в мировом автоспорте. Афанасьев лично пригласил Экклстоуна в Москву и вполне мог попытаться организовать встречу Берни с генсеком. Увы, осуществлению мечты помешал сердечный приступ, от которого Афанасьев умер в больнице. Берни зря прокатился до столицы нашей родины, конечно же, ни с каким Брежневым не встретился и несолоно хлебавши вернулся к себе домой. Однако даже после этого не оставил затеи — писал еще и следующему генсеку Юрию Андропову, пока не смекнул: его эпистолярные творения оседают, не доходя до первого лица государства. Пришлось ограничиться Гран-при в соцстране попроше — Венгрии, где этап, кстати, проходит до сих пор.

     

    После распада СССР проекты создания автодрома для «Формулы-1» и других международных гонок появлялись как грибы после дождя. В Подольске, Калининграде, Туле, Москве… Но Экклстоун, предложения которого так долго игнорировали, был явно обижен и уверял, что «Гран-при России» его больше не интересует. Заинтересовался Берни только на рубеже веков проектом в Ногатинской пойме, однако, несмотря на несомненный интерес со стороны мэрии Москвы, строительство так и не началось. В начале 2008-го Эккл­стоун вовсю стал раздавать интервью по поводу Гран-при нашей страны. На сей раз обратив свой взор на Петербург, благо проект автодрома вблизи Пулковских высот также уже разработан. Берни побывал в Питере, пообщался с городскими властями, однако себя любимого обидеть не хотел — его предложения по распределению прибылей от гонки не пришлись по вкусу. Может, теперь босса «Формулы-1» заинтересует Moscow Raceway, создатели которой уже перешли от слов к делу.

    В тему

    Автодром Moscow Raceway (длина трассы 4070 м, площадь — 72,1 гектара) будет располагаться в Волоколамском районе, в 100 километрах от Москвы, около деревень Федюково и Шелудьково. Приблизительная стоимость проекта составляет 218 миллионов долларов, а его разработчиком является известный немецкий архитектор Герман Тильке, автор практически всех новых трасс календаря «королевских гонок» (в Малайзии, Китае, Турции, Бахрейне). Строительство нового автодрома с трибунами на 100 тысяч зрителей планируется завершить в середине 2010 года.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»