-
Откуда берутся звезды? Как работает академия ПСВ
Репортаж «Спорта День за Днем» из Эйндховена24.12.16 14:21
«Спорт День за Днем» побывал в академии одного из мировых лидеров по подготовке молодежи.
В 40 минутах от центра Эйндховена находится Philips de Jonghpark — атмосферный парк с фрагментом дикой природы, который послужил бы отличной декорацией для фильма «Сонная лощина». В самом сердце находится знаменитое местечко Хердганг — здесь воспитываются одни из самых талантливых футболистов планеты. В Хердганге базируется академия ПСВ — семь шикарных полей, на которых ежедневно занимается порядка 200 ребят разных возрастов (от 8 лет до 21 года). Свой нынешний вид академия приняла в 2002 году, когда приехавший после знаменитого ЧМ-2002 Гус Хиддинк, добравшийся там с Южной Кореей до четвертого места, ужаснулся от того, как устарела территория Хердганга за 50 лет.
Хиддинк сразу же попросил руководство ПСВ реконструировать академию — за год работы появился новый фитнес-центр, офисные здания, беговые дорожки, улучшилось качество полей. Правда, тогда у ПСВ особо не было денег, поэтому территория академии до сих пор принадлежит муниципалитету Эйндховена, а все, что на ней построено — непосредственно ПСВ. Зато Гуса после этой истории стали любить еще больше — в музее клуба для экс тренера сборной России отведены несколько стендов.
Как получить тренерскую лицензию?
В Голландии к воспитанию молодых футболистов подходят с особой тщательностью, что давно создавало имидж нидерландского футбола. Эредивизие — чемпионат-донор: ежегодно клубы из большой пятерки, к которым иногда присоединяются Португалия и Россия, разбирают самый ценный товар. Но класс голландской системы подготовки молодежи в том, что за следующий сезон там успевают вырастить и довести до ума еще целую уйму потенциальных звезд, так, чтобы пришедшие на рынок топ-клубы остались довольны и с удовольствием раскошелились на очередного Руда ван Нистелроя.
Получается замкнутая цепочка — большое количество талантов в стране на 17 млн человек рассредоточивается по местным клубам, которые тратят деньги не на покупку игроков, а на их выращивание с целью впоследствии на них же и заработать. Один проданный Мемфис Депай, за которого «Манчестер Юнайтед» выложил ПСВ почти 30 млн евро, с лихвой окупает затраты на воспитание целого десятка возрастных групп.
Мемфис Депай
— Голландия — очень маленькая страна, у нас профессиональных футбольных клубов всего тридцать — сравните, например, с Англией — там их только в Лондоне двенадцать, — рассказывал директор академии ПСВ Арт Лангелер на лекции бизнес-школы RMA. — Наш футбольный рынок невелик и поэтому не очень интересен, например, крупным спонсорам. Соответственно, голландские клубы не могут предложить своим футболистам, даже самым выдающимся, таких зарплат, какие предлагают клубы из той же Англии. Например, у нас в ПСВ в основной команде нет ни одного игрока, годовой оклад которого превышал бы миллион евро, да и тех, кто получает столько — единицы. Да, теоретически, талантливым футболистам для их же пользы, наверное, стоило бы уезжать не в таком юном возрасте: тогда и талант уже расцветал бы в полной мере, и трансферная стоимость возрастала. Но на практике убедить их этого не делать невероятно сложно — большим деньгам здравый смысл противопоставить получается далеко не всегда. К тому же, некоторые молодые и действительно талантливые игроки просто не в состоянии правильно себя оценить: им кажется, что они уже сейчас, в этом возрасте достойны гораздо большего, чем имеют.
Директор академии ПСВ Арт Лангелер
Подготовка игроков начинается с головы — с тренерского цеха. Лучшие кадры собраны у трех китов голландского футбола — «Аякса», ПСВ и «Фейеноорда». Эти клубы ежегодно соперничают за право быть первым в Эредивизие, они же забирают себе самых талантливых юных футболистов и продолжают борьбу на уровне академий. Каждый родитель в Голландии хочет отвести сына в один из трех этих клубов, уже потом вспоминая об «Утрехте», АЗ и «Херенвене». В Голландии очень тяжело получить тренерскую лицензию — завершив год обучения, получаешь возможность тренировать детей, еще через год приступаешь к работе с юношами.
Чтобы закончить образование и получить высшую категорию, нужно отучиться три года — один год одной теории плюс еще два на практике. Теория очень важна — тренеров учат не только подсчету ТТД, но и основам психологии и педагогики, без чего даже не подпустят к детям. В России, для сравнения, к работе с детьми допускают после трехнедельных курсов. Да и зарплаты в голландских академиях несравнимо выше. У ПСВ, к примеру, тренер академии в среднем получает 40 тысяч евро в год — с такими зарплатами нетрудно мотивировать специалистов идти в детско-юношеский футбол.
Африканцы не пропадут
В Хердганге есть основное поле с трибунами на 2500 человек. В начале ноября одна из боковых трибун находилась на реконструкции, но и главная трибуна (примерно на 1500 человек) была заполнена. За семь часов до матча шестого тура Лиги чемпионов между ПСВ и «Ростовом» люди приехали за город, чтобы посмотреть на игру этих же команд, но в Юношеской лиге УЕФА. Билеты на входе раздавали охранники, а за трибуной находился просторный ресторан, где можно было погреться в перерыве. Неудивительно, что сюда приходит так много народа — да и ПСВ (U19) играет в зрелищный, атакующий футбол с самых малых возрастов. Юноши из «Ростова» на этом фоне выглядели манекенами, которые используют на тренировках — ПСВ отлично оторвался на сопернике, но выиграл лишь со счетом 6:0, хотя забивать мог раза в три больше.
— Да, действительно, у ПСВ одна из лучших академий в стране, но «Аякс» почти всегда побеждает в чемпионате Голландии (U19). В прошлом сезоне ПСВ взял титул в U17 — потому что они купили нескольких талантливых игроков, ожидания от них очень высоки, — рассказал «Спорту День за Днем» Рик Элфринк, журналист авторитетного издания Algemeen Dagblad (AD).
Академия ПСВ отличается от той же академии «Аякса» подходом. В Амстердаме уверены, что дети на протяжении всего обучения должны тренироваться в одном месте. Поэтому заставляют из других городов переезжать в столицу, а иностранцам ищут подходящие семьи. При этом законы в Голландии запрещают отдельное проживание от родителей детей из других стран до 16 лет — раньше этого возраста, к примеру, из Африки никого привезти нельзя. В Эйндховене идут навстречу родителям, потому что больше всего заботятся о психологии ребенка — вырывать его из семьи и привычных условий в раннем возрасте очень опасно, поэтому академия ПСВ работает через филиалы. Порядка 50 детей в раннем возрасте от 8 до 12 лет занимаются с тренерами ПСВ по методикам академии в 50-100 км от Эйндховена, но потом, конечно же, лучших объединяют в команды по возрастам. К примеру, один из лидеров главной команды ПСВ Йоррит Хендрикс в 10 лет перебрался из филиала академии в городке Паннинген (46 км от Эйндховена).
— Основная философия академии — сделать так, чтобы на детей оказывалось меньше давления и чтобы игра в футбол и обучение проходили в рамках привычных для них условий, — поясняет Арт Лангелер в интервью голландским СМИ.
Договоренность топ-клубов
И тем не менее поиск игроков из-за рубежа тоже ведется в ПСВ. В молодежной команде красно-белых, которая сейчас идет на пятом месте в первом голландском дивизионе — Лига Жюпиле, выступают сразу 11 игроков из Бельгии, Дании, Перу, Венгрии, Швеции, Исландии и Чехии. Таких ребят в ПСВ привели скауты. Например, 17-летний итальянец Джанлука Скамакка, который забил один из шести голов «Ростову» в Юношеской лиге УЕФА, переехал в Эйндховен как раз в 16 лет из «Ромы». Скамакка выступает за юношескую сборную Италии и уже играет за молодежную команду ПСВ.
— У ПСВ есть свой штат скаутов, которые работают в клубе на постоянной основе — от 5 до 10 специалистов, — рассказывает журналист AD Рик Элфринк. — Также клуб сотрудничает с большим количеством скаутов (от 50 до 100), которые подыскивают игроков для академии, не будучи напрямую связанными с ПСВ. Правила подбора игроков просты — талантливые юноши из других стран не могут перейти в любой голландский клуб, если им еще нет 16 лет.
Голландских детей между клубами можно таскать в любом возрасте — запрета на это не существует. Однако между «Аяксом», ПСВ и «Фейеноордом» существует договоренность не переманивать игроков, во всяком случае, до 19-20 лет.
Дети из той же Бельгии — самый распространенный пример для голландских клубов — приезжают в Эйндховен после 16 лет, и им подыскивают семью в городе, согласно их религиозным и иным предпочтениям, если, конечно же, их семья не имеет возможности переехать в Эйндховен вместе с сыном.
— Ребята не живут в академии, но могут там учиться в будущем. Но это случится не раньше, чем на территории академии будет построен специальный центр в 2017 или 2018 году, где игроки смогут одновременно учиться и играть в футбол. В конце 80-х у академии был свой интернат, но особенной пользы он не принес, поэтому еще в прошлом веке от этой идеи отказались, — продолжает Рик Элфринк.
Интенсивность
Бюджет академии ПСВ — 4 млн евро, у «Аякса» в два с половиной раза больше — около 10 млн евро. На деле гигантского преимущества у амстердамского клуба нет, в Амстердаме лишь на одно поле больше, чем в Эйндховене. Правда, в последние годы именно «молодежка» «Аякса» берет все титулы в Голландии.
Что же до самих тренировок, то подготовка детей в ПСВ начинается с главного — в первую очередь, важно привить детям любовь к футболу и научить их получать от него удовольствие. Поэтому все занятия для младших групп носят игровой характер, а «пудрить голову» тактическими нюансами тут начинают не раньше 17 лет — до этого возраста ни слова о контрпрессинге или латералях. К тому же физические нагрузки минимальны для детей до 13 лет, потом их чуть больше добавляют в программу подготовки, но полноценная работа над атлетизмом начинается лишь к 18 годам. Причем парням приходится даже изучать элементы дзюдо.
Гус Хиддинк и Руд ван Нистелрой
Тренировки в академии ПСВ носят интенсивный характер — занятие может длиться не больше часа, но объем выполненной работы, бывает, зашкаливает. Тренеры в ПСВ работают один год с возрастной группой и передают возраст дальше. В академии очень ценится преемственность, поэтому в тренерском цеху всегда найдется место для легенд клуба. Так, сейчас с ПСВ (U21) и (U19) работают Руд ван Нистелрой и Марк ван Боммел.
Куда, если не в ПСВ?
Цель академии — довести классных игроков до главной команды, поэтому амбициозный Арт Лангелер, директор академии ПСВ, ставит только максимальные задачи: «Половина главной команды должна состоять из игроков, прошедших обучение в академии ПСВ». Сейчас своих воспитанников в составе красно-белых пятеро, а на игру с «Ростовом» в ЛЧ (0:0) вышло двое — голкипер Йерун Зут, который занимался в академии ПСВ с 15 лет, и форвард Стевен Бергвейн, переехавший в Эйндховен в 14. Наверняка сыграл бы и Йоррит Хендрикс, но оказался травмирован. У красно-белых есть объяснение, почему своих не так много.
— В 2013 году много игроков из академии отправились в главную команду ПСВ: Зут, Локадия, Депай, Хендрикс, Баккали, Рицмайер и другие. И почти всех в течение двух лет быстро раскупили. После этого к первой команде приблизились только двое — де Вейс, Бергвейн и Влут, но пока они получают не так много игрового времени. Рай Влут, кстати, играет в аренде в ФК «Эйндховен» — это команда из первого дивизиона, которая выступает в одной лиге с ПСВ U21. ФК никак не связан с ПСВ. В прошлом клубы сотрудничали по поводу подготовки молодых игроков, но не более того. Иногда ПСВ отдает в аренду своих футболистов «Эйндховену», — рассказывает журналист AD Рик Элфринк.
— Как в Эйндховене относятся к академии ПСВ?— Чувства смешанные. С одной стороны, болельщики очень хотят, чтобы ПСВ постоянно выигрывал чемпионат Голландии, но с другой — чтобы в первой команде всегда была молодежь. Хотя, впрочем, первая цель все же чемпионский титул.— Тех, кого довести до главной команды не представляется возможным из-за уровня таланта, мы стремимся вытащить на пик их собственных, пусть даже скромных, возможностей, — рассказывает Арт Лангелер. — Да, эти ребята, может быть, не заиграют в ПСВ, но пригодятся в других командах. Их купят у нас другие клубы, и они, таким образом, принесут ПСВ определенный доход. Впрочем, наших звезд это тоже касается — практически каждый год мы теряем лидеров, которые уезжают в более сильные клубы, в гораздо более богатые чемпионаты.
— Почему в Голландии так много классных футболистов? — спрашиваю я у коллеги Рика Элфринка, который живет в Эйндховене и постоянно пишет про ПСВ. — В той же России живет почти в 10 раз больше людей, а игроков найти очень тяжело.— У нас всегда были талантливые игроки, которые начинали развивать свои навыки прямо на улицах, не говоря уже об академиях и клубах, — говорит Элфринк. — Отсюда и уровень юношеского футбола, который всегда был очень высоким. В Голландии очень любят футбол…Эйндховен — Санкт-Петербург
Использованы фото PSV Eindhoven, Getty Images, фото автора
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»