-
Отцы и дети, или Чемпионы несравненные
Юбилей20.11.14 01:02
(Фото: ФК «Зенит»)
СМОТРЕТЬ (СКАЧАТЬ) МАТЕРИАЛ В PDF
Сравнение футболистов, выступавших 30 лет назад, с нынешними, конечно же, условно. В 80-е годы прошлого столетия и игра-то была другой, да и тактические расстановки существенно разнятся. Но в эти праздничные дни, когда Питер отмечает юбилей великой той победы, сравнений все же не избежать. Как автору этих строк не избежать субъективности, ведь предан он, как в песне поется, единственной команде. Той самой, что по одному, важнейшему показателю нынешнюю обыгрывает вчистую. Я о болельщицкой любви. В 1984 году чемпионами стали доступные, хорошо узнаваемые парни, «ребята с нашего двора», потому-то их имена с придыханием и сегодня произносят поклонники «Зенита». В том числе и совсем юные. Ведь любовь к чемпионам-84 они унаследовали от отцов и дедов.
Михаил Бирюков, Юрий Лодыгин
«Ворота ''Зенита'' надежней ста замков» — пока это про тренера, не про подопечного. Михей, давно уже ставший Юрьичем, — подлинный хозяин штрафной, великолепный представитель яшинской вратарской школы, практически не уступал «обрусевшему греку» по реакции и прыгучести, значительно превосходя в игре на выходах. Когда Бирюков шел на верховой мяч, многие форварды соперников благоразумно разбегались. Впрочем, Бирюков расцвел в 25. У Юры год в запасе. Отметим, что оба этих голкипера «Зенита» — специалисты по отражению пенальти.
Сергей Кузнецов, Александр Анюков
Чемпион СССР превосходил чемпиона России в борьбе за верховые мячи, получше страховал стопперов. Экс-волжанин значительно активнее и чаще подключается к атакам. От Сергея Ивановича Павел Садырин требовал сконцентрироваться на выполнении непосредственных обязанностей. Хотя Кузнецов дружен с пасом. В Китае играл под нападающими (!), в «Зените»-84 — плеймейкер.
Владимир Долгополов, Эсекьель Гарай
В воздухе, конечно, вице-чемпион мира посильнее. Как это ни обидно для аргентинца, зенитовский Пушкин потехничнее, дриблингом мог блеснуть, как заправский… аргентинец. Владимир обладал и хорошо поставленным, акцентированным ударом. Умел точным пасом начать атаку. Безошибочный выбор позиции. Отменные физические кондиции. И, кстати, очень редко получал «горчичники». Но в штрафную соперника на «стандарты», разумеется, не шел, в отличие от Гарая.
Алексей Степанов, Николас Ломбертс
Оба — бойцы без страха и упрека, рыцари футбола. Высокий блондин при своих отменных физических данных практически не подключался к атакам. Да и не начинал их. Бельгиец и непосредственно в обороне понадежнее.
Анатолий Давыдов, Доменико Кришито
Очень разноплановые защитники. Если Миммо в тактических построениях Виллаш-Боаша отводится важная роль в организации атак, то Давыдов был сосредоточен на обороне. Но насколько же он был надежнее итальянца в защите! Единоборств Анатолий просто не проигрывал, не тот характер, конечно, неуступчив, но и класс при нем! Стартовую скорость сохранял и на пятом десятке. Уверенно страховал партнеров.
Николай Ларионов, Олег Шатов
Олег, конечно, еще молод, но сравнения с капитаном чемпионов пока не выдерживает, как сборная Лобановского, где не тушевался Ларионов, с нынешней командой Капелло. Николай Евгеньевич — образец универсала. Острый, техничный дриблер, мастер флангового прорыва в атаке и надежный крайний защитник. Отменная скорость и великолепная физическая готовность завершают портрет современного латераля, к тому же еще и забивного. Шатову — образец для подражания, учился бы, на старших глядя.
Вячеслав Мельников, Хави Гарсия
Будущий зенитовский наставник тяготел к организации атак. На позиции опорного хавбека соответствовал самым современным требованиям. Подбор подбором, но и мгновенное острое продолжение, организация контрнаступления — все на высшем уровне. Наверное, испанец немного превосходит Вячеслава Михайловича как разрушитель, но в созидании умный и хитрый полузащитник советского «Зенита» значительно выше классом. И хотя Хави Гарсия сегодня в бомбардирах ходит, не стоит забывать, что Мельников был очень результативным футболистом, а уж его гол в матче 32-го тура в Днепропетровске стал, по сути, подлинно золотым.
Валерий Брошин, Мигель Данни
В недавнем матче европейского отбора против армян Мигель очень неплохо смотрелся на левом фланге полузащиты португальской сборной. Значит, Брошин был бы в ней лидером, не будь он очень уж русским человеком. В технике он европейскому бразильцу, как называют португальцев, совсем не уступал. Оба моторные, оба 90 минут в движении, оба креативные, оба с хорошим пасом. Но у Валерия значительно ниже был процент брака, несравнимо! Мигель-то в «Зените» незаменяем по определению, а в 1984-м ситуация для Белого, как звали Брошина товарищи по команде, была куда жестче. В любую секунду рвались на поле конкуренты по левой бровке Аркадий Афанасьев и Дмитрий Баранник. Так что, как сапер, без права на ошибку. Мигель — бомбардир российского масштаба, но и Брошин поражал нередко ворота.
Юрий Желудков, Аксель Витсель
Нет у бельгийца своей «точки», а лихо носящий усики Желудков, если друзья просят, и сегодня в ветеранских матчах паутину снимает. Пожалуй, в одном Аксель превосходит легенду питерского футбола — в работоспособности. Желудковского видения поля у него пока нет. Да и филигранного паса гения штрафных тоже. Зато Витсель может помочь обороне.
Владимир Клементьев, Александр Кержаков
Жаль, что два одареннейших питерских форварда не пересеклись на стыке веков в Светогорске, где старший ассистировал Владимиру Казаченку, а младший немного поиграл. Возможно, случись им вместе поработать, Клим и поделился бы с Кержом секретами неповторимой своей скоростной обводки. Ею ведь и Саша не обделен, но когда рвался в штрафную Владимир, стадион ревел от восторга! Это была песня, исполненная под аккомпанемент трибун. Клементьев забил меньше, чем лучший бомбардир России, но сколько пенальти заработал для «Зенита», честно заработал, без нырков! А «точка» Желудкова? Ведь фолили-то соперники все на том же неудержимом Климе! Сам он «стандарты» практически не исполнял, в отличие от Кержакова, которому они нередко удаются мастерски. И пенальти Клим не бил. Наверное, вратарей жалел, уж очень он добрый человек.
Сергей Дмитриев, Живанилдо Виейра де Соуза (Халк)
Любопытно, что мощью и атлетизмом они схожи, и если дать этим мощным парням разбежаться, набрать скорость, лучше не становиться на их пути — сметут. В технике коренному питерцу с бразильцем тягаться сложно. Конечно же, такой пушки, как у Живанилдо, у Дмитриева не было, но удар поставленный — при нем. И уж точно, в отличие от Халка, Дмитриев — абсолютно командный футболист, лидер по духу, одеяло на себя не тянувший. Между прочим, забил Сергей Игоревич за «Зенит» побольше Халка, затратив, правда, на это значительно больше времени.
Павел Садырин, Андре Виллаш-Боаш
«Паша Садырин — футбольный бог» — такой транспарант (слово «баннер» тогда еще не вошло в обиход) шириною в сектор вывешивали болельщики на «Петровском» в 1996-м. Для зенитовских поклонников Федорович всегда был Пашей, с игроцких времен начиная, никогда не Павлом. Проявление народной любви. Свой мужик. Умел он создавать ансамбли, именно по части командного строительства не было ему равных. Ставил игру. В этом португалец пока заметно Садырину уступает. Оба тренера демократичны. Оба предпочитают импонирующий зрителям атакующий футбол. Но Федорович находил баланс в игре, что пока не очень хорошо удается Мистеру. Тогда, в 84–85-м, Садырину, не обладавшему серьезным тренерским опытом, хуже удавались решающие матчи, кубковые (вспомним финал, «Динамо» и злосчастный «Куусюси»), до наставника-психолога ему еще предстояло дорасти, и это ему удалось. Пока что матчи с самыми сильными соперниками не всегда удаются и Виллаш-Боашу. Будем надеяться, он прибавит в этом компоненте, как его великий предшественник.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»