-
«Память Казаченка должна быть увековечена». Легенда «Зенита» в воспоминаниях друзей и близких
28.03.17 03:03
Владимир Казаченок в воспоминаниях Михаила Гершковича, Ивана Краско, Эрнеста Серебренникова, Алексея Стрепетова и Бориса Чухлова.
Михаил Гершкович, бывший нападающий московского «Динамо» и сборной СССР, экс тренер сборной России, играл вместе с Казаченком на протяжении трех с половиной сезонов:
— Мы играли вместе в «Динамо», конечно, я помню его и всегда буду помнить. Это был светлый, прекрасный человек с большим чувством юмора, всегда доброжелательный. В трудную минуту приходил на помощь. Мы с ним поддерживали отношения, в последнее время редко виделись, но были в курсе дел друг друга. Искренние соболезнования всем родным и близким, болельщикам «Зенита», потому что это действительно большая потеря. Для Петербурга это был большой человек, светлая ему память. Отличный тренер, по его рекомендации мы с Олегом Романцевым пригласили Сашу Кержакова в сборную в 2002-м. Именно Володя позвонил нам и порекомендовал Кержакова.
Стоит ли увековечить его память, назвав в честь Казаченка академию «Зенита»? Если такая возможность есть, я бы только приветствовал. Это человек, который достойно жил. Дела, которые он совершал как игрок, как тренер, как воспитатель, как патриот «Зенита», — это наше достояние. Конечно, вполне можно было бы рассмотреть вопрос с переименованием академии в честь Володи.
Иван Краско, народный артист России, болельщик «Зенита»:
— Мы с Володей были добрые знакомые, я, конечно, очень удивлен тем, что произошло у него с сердцем. Он могучий человек, пусть и ходил уже с каким-то напряжением. Прошлым летом с ним виделся, он даже раньше приезжал ко мне на дачу по поводу Германа Зонина. Я его встретил: «Хочу ребенка от Володи Казаченка», хохотали вместе, в беседке посидели, отсняли что-то про Зонина. У меня очень хорошие воспоминания о нем, но все уже в прошлом. Всегда возникает эта холера перед руководством клуба и города, когда нужно увековечить память, но я был бы только за! Казаченок вполне успешно руководил академией «Зенита», чтобы ее назвали в его честь.
Жизнь спортсмена и жизнь артиста — это одинаково творческая работа, в футболе еще и на пределе возможностей в физическом плане. У Казаченка такие мощные бицепсы были, я ему говорю: «У тебя ноги как телеграфные столбы и руки почти такие же!» Крепкий такой, ты смотри, он все-таки помоложе, мальчишкой для меня был, но я им восторгался всегда.
Думаю, что «Зенит» воздаст должное и не должен остаться в стороне.
Эрнест Серебренников, первый режиссер спортивных трансляций на Ленинградском телевидении, телекомментатор:
— Мы с Володей были друзьями, познакомились, когда он начал играть в «Зените». Его всегда отличала невероятная работоспособность и фантастическое желание побеждать. Оно было присуще ему всегда, даже когда мы, взрослые люди, играли трое на трое. Он не мог успокоиться, всегда хотел добиться победы. Володя не умел проигрывать, хоть и делал это с юмором. Всегда заряжал нас своей энергией. Казаченок был прекрасным товарищем, ему можно было позвонить по любому поводу, он откликался. Например, нужно интервью — он всегда готов высказаться, или какая-то бытовая помощь — вещи перевезти, например.
Его очень интересовало мнение людей по футбольным вопросам. Это колоссальная потеря для нашего футбола. Еще хочу добавить, что Володя был хорошим комментатором. Мне приходилось с ним работать, Геннадий Орлов его приглашал. Казаченок давал очень точные оценки. При всем при этом он был душой команды. Его уход стал абсолютной неожиданностью для меня. Я так понимаю, он похудел, привел себя в форму. Володя обладал невероятной силой воли. Единственное, настораживало сердце. Оно ведь его беспокоило еще во время работы с «Химками». Тогда он сам рассказывал, что был близок к клинической смерти. Но нашел в себе силы и продолжил работу.
10 апреля исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Набутова. У нас есть такая номинация «душа команды». Мы собирались наградить Казаченка медалью Набутова. И вдруг все это произошло… Считаю, что память Казаченка должна быть увековечена. Он заслуживает этого. Для подрастающего поколения важно знать, что был такой человек. Он стал легендой нашего футбола, заслуживает памятника в прямом смысле этого слова. Неукротимый человек, он любил футбол, любил Санкт-Петербург. И до конца своих дней отдавал все свои силы работе.
Алексей Стрепетов, полузащитник «Зенита» 1960 — 1970-х, экс одноклубник Казаченка:
— Мы оба из Колпино. Я в «Зените» появился чуть раньше, Володя пришел за мной. Он был как губка, все впитывал. Володю под свое покровительство взял Павел Садырин. Он уже тогда любил работать с молодежью. В итоге Володя быстро перескочил дубль и пробился в основной состав «Зенита».
У него были определенные проблемы со здоровьем после завершения карьеры. Можно было отойти немного от большого футбола, от тренировок, но Володя великолепно проявил себя как тренер многих команд. Он вел большую общественную жизнь, везде успевал! Мог приехать на детский или международный турнир. Когда он был главой академии «Зенита», то отвечал за все команды. Юные игроки прекрасно выступали, попадали в сборные.
Здорово, что помогает развитию петербургского футбола Кубок Казаченка. Думаю, турнир Казаченка останется навечно, за что Владимиру Александровичу надо сказать большое спасибо. Лично мне не хватает теперь его улыбки и юмора. Стоило провести с ним 20-30 минут, и заряжался энергией на несколько дней вперед. Увековечить память? По Колпино вопросов точно быть не должно. Руководители города и Санкт-Петербурга наверняка сделают все возможное. Здесь строятся новые жилые кварталы, можно было бы назвать улицу его именем, а также в честь нашего хорошего друга Николая Дроздецкого. Это было бы приятно. В этом году исполняется сто лет колпинскому футболу. В честь этого будет издана книга, где, безусловно, большое место будет отдано Казаченку. То, чтобы назвать стадион в его честь, даже не обсуждается. Когда арена будет в полном порядке, надо будет дать ей имя Казаченка. Точно должна быть сделана при входе на стадион мемориальная доска.
Борис Чухлов, чемпион СССР — 1984 в составе «Зенита», экс одноклубник Казаченка:
— Мне повезло начинать свою спортивную жизнь с Санычем. Ведь я попал в «Зенит», где Казаченок, Анатолий Зинченко были лидерами. Для меня тогда это было фантастикой, а когда начал выходить в основном составе… Было что-то запредельное. Казаченок — игрок высочайшего класса, ничего не боялся, брал игру на себя, таранил защитников. На поле он выходил гладиатором, не щадил ни себя, ни других. В жизни он, наоборот, любил похохмить, повеселить. Организовывал досуг, устраивал розыгрыши. А пара Голубев — Казаченок в домино была одной из сильнейших в Советском Союзе. Я поиграл вместе с ним не так много времени, в основном в 1982 году. Володя много мне ассистировал. Помню, как проигрывали в Донецке, а он отдал две такие голевые передачи… Просто фантастика! И таких моментов было множество.
Понятно, что в 1983 году уже и возраст, и травмы не позволили ему продолжать. Ведь играл он всегда «от ножа». Жаль, что Володя так и не стал чемпионом. Последний раз я его видел на Мемориале Гранаткина, когда играли ветераны. Но другие ребята с ним чаще общались. Саныч каждый день был на рабочем месте, много помогал. Казаченок дал дорогу в большой футбол Александру Кержакову! Хорошо, если дальше пойдет такая преемственность. Может, Александр воспитает нового Казаченка или Клементьева. Думаю, это главное. Памятник можно поставить, но преемственность важнее.
P.S. Гражданская панихида по Владимиру Казаченку пройдет 30 марта, в четверг, на «Петровском», начало — в 10.00. Ближе к 12.00 процессия переместится в Князь-Владимирский собор, а спустя час-полтора отправится на Серафимовское кладбище, где и будет похоронен один из лучших форвардов в истории «Зенита». Отметим, что на находящемся возле станции метро «Старая Деревня» кладбище похоронен еще один бомбардир сине-бело-голубых Лев Бурчалкин.
Личное дело
Владимир Александрович Казаченок
Родился 6 сентября 1952 года в Колпино
Воспитанник СК «Ижорец» (Колпино)
Амплуа: нападающий
Мастер спорта международного класса
Заслуженный тренер России
Окончил Институт имени Лесгафта (1984)
Карьера игрока: «Зенит» Ленинград (1970 — 1975,1979 — 1983); «Динамо» Москва (1976 (июль) — 1978)
В высшей лиге чемпионата СССР сыграл 254 матча, забил 78 голов, из них в «Зените» — 190 (65) Всего в «Зените» (официальные матчи): 219 (78)
Достижения
— обладатель Кубка СССР и Кубка сезона 1977 года
— бронзовый призер чемпионата 1980 года
— трижды включался в число 33 лучших футболистов СССР (1974, 1979, 1980 — все три раза под № 3)
— лучший бомбардир Спартакиады народов СССР 1979 года (6 мячей)
— включен в символический клуб бомбардиров имени Григория Федотова (104 мяча)
— за сборную СССР сыграл два матча (1.12.1976. Бразилия — СССР — 2:0; 31.10.1979. СССР — Финляндия — 2:2)
Карьера тренера: «Динамо» Ленинград (1987, с сентября — 1989 старший тренер); «Турун Вейкот» Финляндия (1990, играющий тренер); завуч СДЮСШОР «Зенит» (1991 — 1998); ФК «Светогорец» (1999 — 2002, главный тренер); СДЮСШОР «Зенит» (КФК, 2003 — по июль; 2004 — по июнь, главный тренер); «Динамо» СПб (2003, с августа по ноябрь, главный тренер); «Петротрест» СПб (2004; 2005, по июнь); «Химки» (2006 — 2007, по сентябрь); «Смена-Зенит» (2009); «Калев» Силламяэ, Эстония (2010 — 2011, главный тренер, 2013, спортивный директор).
Вывел «Химки» в премьер-лигу (2006)
С 2008 года селекционер ФК «Зенит», с 23 января 2014-го — директор учебно-тренировочного центра Академии ФК «Зенит», первый заместитель директора Департамента по развитию молодежного футбола.
Главный тренер юношеской сборной Санкт-Петербурга на Мемориале Гранаткина (2001, 2012 — 2017) — 2-е место (2013. 2016), 3-е место (2017)
Ежегодно, начиная с 2009 года, в Колпино проводится международный турнир «Кубок Казаченка».
Умер 26 марта 2017 года в Санкт-Петербурге
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»